Delo.by,

    Комментарии 6 Авг 2014 12:05

    Человек дела-2014. Елена Черепнина

    Генеральный директор ОАО «Витебские ковры» – лауреат конкурса в номинации «За повышение престижа марки «Сделано в Беларуси» в сфере легкой промышленности».

    30 лет назад Елена Черепнина пришла работать экономистом на Витебское производственное ковровое объединение (так тогда называлось ОАО «Витебские ковры»). И почти сразу, довольно неожиданно для себя, услышала предложение от главного экономиста предприятия – готовиться работать на ее месте. Должно быть, руководство быстро разглядело в молодой сотруднице то качество, которое и отличает руководителя от исполнителя: ответственность за общее дело.

    Впоследствии Елена Черепнина уже не удивилась, когда после преобразования объединения в ОАО новый сильный руководитель предприятия Александр Федорчук пригласил ее стать заместителем директора по экономике. Она действительно оказалась готова решать новые задачи, успешно справлялась с обязанностями топ-менеджера и всегда замещала генерального, когда тот отправлялся в командировки. На этой ступеньке служебной лестницы Елена Черепнина задержалась на 15 лет, накапливая управленческий опыт, не забывая проверять важнейшие решения по экономическим показателям. Именно тогда она убедилась, что «первое и самое необходимое в нынешнее время качество для руководителя – глубоко разбираться в экономических вопросах».

    «Директор должен быть экономистом не по образованию, а по убеждению, – считает Елена Черепнина.– Для него оборотные средства – не экономический термин, а жизненно важная для предприятия субстанция».

    С этим убеждением она приняла предложение занять высшую руководящую должность на предприятии после перевода предыдущего гендиректора на работу в столицу. Елена Черепнина к тому времени хорошо знала круг обязанностей, знала и все основные направления, которые необходимо контролировать руководителю.

    «Но, если честно, несмотря на знание людей, продукции, технологий, в первый год после назначения я практически не спала»,– признается она.

    Каждое предприятие имеет свою специфику. В ковроткацком деле тоже немало особенностей. «Важно не распыляться, не уйти в мелочи», – считает Елена Черепнина. И добавляет:

    «Чтобы направлять в нужный фарватер этот большой корабль – надо знать главное в ковроткачестве. Во-первых, это актуальные, современные, выдержанные в последних тенденциях моды коллекции и виды дизайна. Поштучно ковровая продукция ведь не продается. Удачный дизайн должен быть исполнен во всех типоразмерах. Эту работу, я, безусловно, контролирую. И второе – создание продукта по конкурентной цене. Это дает возможность завоевать рынок, удерживать его, постоянно сохранять интерес к нашей продукции».

    Именно эта стратегия позволила предприятию непрерывно расширять производство, отвоевывать старые и занимать новые рынки. Ведь после распада СССР оно пережило очень трудные времена. Объемы производства упали тогда более чем в 12 раз!

    «Предприятию очень просто упасть, а поднимались мы до уровня советского периода целых 17 лет», – замечает гендиректор.

    В 2012 г. советский уровень производства был превзойден. Это не осталось незамеченным. ОАО «Витебские ковры» было отмечено Премией Правительства за достижения в области качества. За годы руководства Елены Черепниной объем производства вырос с 7,5 млн. кв. м в 2010 г. до 14,733 млн. кв. м – в 2013 г. А экспортная выручка за это время увеличилась с $21 млн. до $48,13 млн.

    Качественная продукция витебских ковровщиков пользуется спросом в России, Казахстане, Украине, Молдове, Армении, Узбекистане, странах Балтии – свыше 80% идет на экспорт. Дальнейшая экспансия на мировой рынок и в Европу сдерживается высокими таможенными пошлинами и острой конкуренцией, главным образом, со стороны турецких производителей.

    «Турция – основной и самый серьезный конкурент, – замечает Елена Черепнина. –Скажем, у них в производстве занято1200 станков, а у нас на предприятии – всего 12. В прошлом году крупнейшее предприятие, производящее станки для ковроткачества, «Мишель Ван де Виль», поставило в Турцию свыше 130 станков, а нам, в Беларусь – всего один».

    Но витебские ковровщики не намерены сдаваться. Уже есть планы создания совместных производств за рубежом. Укрепляются позиции и на традиционных рынках, в странах бывшего СССР. «Мы уже столкнулись с тем, что, например, в России, слишком многие хотят покупать «Витебские ковры», – замечает гендиректор.– И мы даже разрабатываем для разных регионов специальные коллекции».

    «Кадры решают все», – повторяет Елена Черепнина классическую формулировку. И подкрепляет ее продуманной зарплатной политикой:

    «Высокопрофессиональные специалисты получают у нас адекватную, то есть, высокую оплату, особенно на ключевых направлениях. И поэтому, даже если возникают кризисные моменты, никто не уходит от ответственности. Если надо – будут работать сутками. Мне не приходится их даже контролировать – люди сами останутся и сделают свою работу так, как нужно».

    На вопрос: что лично ее мотивирует в работе, Елена Черепнина с улыбкой вспоминает историю:

    «Наше предприятие – одно из старейших в стране, было основано как российско-бельгийское акционерное общество еще по указу Николая II, на рубеже 19 и 20 веков. А в 1917 г. рабочие, недовольные своим управляющим, посадили его в тачку и вывезли за ворота предприятия. Ну, какой директор, помня об этом, будет здесь работать плохо?!»

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by