Delo.by,

    Комментарии 2 Дек 2013 18:10

    Бизнес ради удовольствия

    В последнее время в предпринимательстве все более отчетливо просматривается новая тенденция – люди хотят зарабатывать деньги, занимаясь при этом любимым делом. Ольга Мельникова из Минска – одна из тех, у кого это получается. Она не изучала рынок, не искала инвесторов и не пользовалась услугами рекламных агентств. И, тем не менее, сегодня ее небольшой бизнес приносит ей более высокий доход, чем прошлая наемная работа.

    Татьяна Пархоменко, delo.by

    То, чем занимается Ольга Мельникова в своей домашней мастерской можно назвать синтезом переплетного дела и популярного в США и Европе скрапбукинга. Она создает и оригинально декорирует блокноты, альбомы, кулинарные книги, открытки и другие вещицы, которые приносят радость своим обладателям.

    «За три года работы я сделала уже около 300 книг и альбомов. Это не считая мелких изделий – открыток, папок, конвертов, коробочек, маленьких блокнотиков», - рассказывает Ольга.

    Однако такая концепция сформировалась не сразу: началось всё около четырех лет назад, когда Ольга, находясь в декретном отпуске со вторым ребенком,  своими руками сделала свадебные приглашения для друзей. Чуть позже появился первый блокнот для старшей дочери. И с тех пор творчество уже не отпускало – Ольга начала искать профильную информацию и совершенствовать своё мастерство. А когда пришло время выйти на работу, она поняла, что уже не хочет заниматься рекламой, как раньше, и готова посвятить себя семье и любимому делу. К тому времени заказы уже стали регулярными, и она зарегистрировалась как ремесленник.

    Все свои изделия мастер изготавливает «с нуля», не используя никаких заготовок. Ручная работа позволяет воплотить в жизнь любые фантазии заказчика на любом этапе: например, выбрать для книги любой формат, напечатать текст на внутренних листах, сделать страницы из разноцветной или разно-фактурной бумаги, разместить фотоколлаж на форзаце – все что угодно! «Готовых и повторяющихся работ у меня практически нет. Варианты «на свой вкус» я делаю только для выставки», - поясняет она.

    Практически весь бизнес Ольга ведет через Интернет: «Это дает просто невероятные возможности. Лет 10 назад я даже не могла себе представить, что смогу организовать свое дело, не выходя из дома!»

    Первые заказы Ольга получила после того, как по совету дочери разместила фотографии своих работ на странице в LiveJournal.

    «Это был интуитивно правильный выбор: аудитория ЖЖ достаточно взрослая, со сложившейся жизненной позицией и опытом. В большинстве своем это думающие и пишущие люди. Пожалуй, это и есть портрет моего покупателя».

    Затем появились группы  Cartolina  вКонтакте и Фейсбуке.

    «Безусловно, главное преимущество социальных сетей – их доступность. Это возможность рекламировать себя совершенно бесплатно и экспериментировать. Я общаюсь со многими мастерами и могу сказать, что у каждого свои методы и свои площадки. Универсальных рецептов здесь нет. Кто-то успешно продает через американский сайт  etsy.com (там своя специфика продвижения), а кто-то здорово умудряется продавать через «одноклассники».  Найти, где «гнездуются» твои покупатели, можно лишь методом проб и ошибок. Это похоже на рыбалку – сначала закидываешь удочки везде, где только можно. Потом смотришь, где активнее «клюет» - там и «подкармливаешь» получше».

    Страница  Cartolina  на популярной ремесленной платформе «Ярмарка мастеров» дает устойчивый поток заказов из России. Это основной рынок сбыта, откуда поступает около 40% всех заказов. Примерно по 30% клиентов приходят из Беларуси и из стран дальнего зарубежья.

    В платной рекламе своего бизнеса Ольга не видит необходимости, поскольку площадки в соцсетях и на ремесленных сайтах достаточно продуктивны. Большинство клиентов заказывают изделия от  Cartolinaв качестве подарка. «Именной блокнот или альбом  - это прекрасный подарок для тех, «у кого все есть». В наше время товарного изобилия трудно чем-то удивить, а тем более – тронуть за душу», - считает Ольга.

    Корпоративные заказы – от открыток до именных книг и альбомов – тоже поступают: «По предыдущему опыту работы я знаю, насколько трудно найти оригинальные эксклюзивные подарки для клиентов и партнеров.  Ведь важно, чтобы эти вещи не ушли в ящик с десятками других ненужных безликих визитниц и ежедневников». 

    Стартовые расходы Ольги были минимальными – деньги были нужны только на первоначальную закупку материалов и создание сайта: «Я купила готовый шаблон сайта у российской компании gophotoweb.ru.  Для меня это было настоящей находкой!  Мало кто верит, что сайт мне обошелся всего в  $100. И буквально за один день я стала его счастливой обладательницей», - улыбаясь, вспоминает Ольга.

    Плановых расходов тоже не много - это ежегодная оплата хостинга и доменного имени сайта, а также аккаунта на «Ярмарке Мастеров». Кроме того, Ольга постоянно вкладывает деньги в новые инструменты, дающие ей новые возможности и облегчающие ручной труд. «Полтора года назад  я купила гильотинный резак для обрезки книжных блоков. Затем - машинку для тиснения и вырубки. Она позволяет делать интересные и разнообразные варианты дизайна открыток», - делится мастер, - «Кроме того, у меня целый стратегический запас бумаги, фурнитуры, декоративных элементов, тканей и кожзама для обложек. Ведь у заказчика должен быть выбор

    Чтобы сократить расходы Ольга берет на себя и многие другие обязанности по ведению дела. Например, она сама фотографирует свои работы и обрабатывает снимки, если нужно - верстает текст или создает дизайн форзаца. Сайт, блог и странички в соцсетях она тоже ведет сама.

    «Если посчитать, сколько средств вложено за три года в материалы, инструменты, сайт, участие в выставках, то общая сумма составит порядка $4-5 тысяч. Но работать в убыток мне практически не приходилось – даже стартовые расходы окупились всего несколькими заказами», - говорит Ольга.

    Диапазон цен на изделия мастера - от $3 за несложную открытку до $200 за трудоемкий альбом или книгу. В среднем в месяц  Cartolina  получает 10-15 заказов разной сложности.

    Покупатели из Беларуси получают заказы по почте бесплатно: «По РБ доставка не такая уж  дорогая, поэтому я могу позволить себе сделать такой подарок для белорусских покупателей. Тем более что в основном мои заказчики из Минска». Зарубежные клиенты оплачивают доставку сами: это может быть обычная почта, ускоренная EMSили даже курьер – в зависимости от того, что готов оплатить клиент.

    Планы Ольги Мельниковой на будущее не менее интересны, чем ее нынешний бизнес:

    «Я занимаюсь своим делом уже более трех лет, и конечно, у меня появились идеи по дальнейшему развитию. Это будет переход на другой уровень. Хотелось бы организовать хобби-кафе, где в приятной атмосфере за чашечкой кофе смогут обмениваться опытом и идеями единомышленники. Я думаю, что мастерам хендмейда это нужно. Ведь при всех преимуществах Интернета он имеет один недостаток – дефицит живого человеческого общения. Планирую, что это станет нашим семейным бизнесом. Но пока мы с семьей на стадии обсуждения и расчетов».

    Вывод:

    Малый ремесленный бизнес имеет несколько существенных преимуществ:

    1.      Начать его можно из собственного дома (гаража, подвала и т.п.)

    2.      Зачастую можно обойтись минимальным стартовым капиталом, а иногда и вовсе без него.

    3.      До тех пор, пока нет уверенности, что ремесло может приносить доход, его можно совмещать с прежним местом работы. В дальнейшем возможны варианты: либо расширять дело, либо оставить в качестве дополнительного заработка.

    4.      Такой вид деятельности позволяет удачно совмещать семью и работу.

    Единственное условие -  чтобы воспользоваться всеми вышеперечисленными преимуществами, нужно иметь определенный (а лучше высокий) уровень мастерства в своем деле. Но, как правило, когда занимаешься любимым делом,  навыки и мастерство приходят быстро. История Ольги Мельникова – хороший тому пример.

    Проанализируйте свои увлечения и, возможно, вы тоже увидите, из чего может вырасти дело вашей жизни, которое будет приносить не только доход, но и радость. И получайте двойное удовольствие.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      тел: +375 (17) 203-52-09

      факс: +375 (17) 203-09-67

      email: delo@delo.by