Кристина Рыбик, «Дело»,

    Комментарии 1 Май 2013 0:00

    Больше жив, чем мертв

    Первый квартал 2013 года показал существенный рост спроса на новые автомобили

    В последние годы цены на новые автомобили в Беларуси сильно колебались под влиянием отмены льготы по НДС и повышения таможенных пошлин для физических лиц. Как результат –в 2012 году рынок новых иномарок в Беларуси упал на 15% по сравнению с 2011 годом и составил 14 тыс. автомобилей. Однако в первом квартале дилерами отмечен рост продаж новых автомобилей более чем на 50% по сравнению с прошлогодним периодом. 
     

    Жить стали бюджетней  

    Прошлый год стал первым, когда белорусские и российские автодилеры работали в условиях ТС. Не все отрасли прочувствовали какие-либо изменения, но для автопрома появилась принципиальная разница. В первую очередь из-за введения единых, достаточно высоких, пошлин на ввоз легковых автомобилей.Для России этот факт, естественно, стал козырем –год оказался рекордным по количеству проданных легковых автомобилей и легких коммерческих грузовиков, а удельный вес авто, ввезенных из-за пределов ТС, значительно упал.

    «2012 год оказался очередным испытанием для автомобильного ритэйла, –отмечает председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Михневич. – В связи с изменением формы взимания НДС стоимость новых автомобилей в начале 2012 года одномоментно увеличилась на 17-18%. В течение первого полугодия на рынке происходила унификация цен с дилерскими сетями стран Таможенного союза (с Российской Федерацией, в частности). Ценовые пертурбации на рынке поспособствовали изменению потребительских предпочтений и привели к полному переделу рынка. В итоге продажи российских брэндов приросли на 138%, в то время как продажи импортных брэндов выросли всего на 6%».

    Изменение формы взимания НДС и увеличение стоимости автомобилей привели к резкому изменению структуры потребителей: если в прошлые годы среди покупателей количество физических лиц составляло 74,6%,  то в прошлом году оно упало до 46,7%. Кстати, БАА обращалась к правительству с ходатайством о снижении НДС с 20% до 10%, но, по мнению участников рынка, оно вряд ли будет удовлетворено.  
    Все эти изменения и стали предпосылками еще одного тренда 2012 года – очевидного изменения предпочтений белорусов. Впервые за долгое время абсолютным лидером в Беларуси стал бюджетный В-класс, который и «потянул» весь рынок вниз: доля достигла 39,5%.  По итогам года общий рост числа проданных авто составил 20 648 экземпляров, что на 26,9% больше, чем в 2011 году. Продажи легковых автомобилей выросли на 19% и не достигли прогнозных показателей.   

    Крупнейшим оператором белорусского автомобильного рынка по уровню продаж новых авто – легковых и коммерческих моделей – стал ВАЗ с долей 14,3% . Прежний лидер – VW – теперь на втором месте (12,5% рынка против 15,4% в 2011 году). Также в десятке лидеров еще два российских брэнда: на 4-м месте – ГАЗ, на 6-м – УАЗ. 

    По словам экспертов, в Беларуси растут продажи  новых люксовых авто: в прошлом году на этот непростой сегмент рынка ворвался официальный поставщик внедорожников «Ленд Ровер».  Несмотря на скептические ожидания, авто стоимостью около $100 тыс., пользуется спросом: в прошлом году как физическими, так и юридическими лицами было приобретено 16 таких автомобилей. Аналитики предсказывают дальнейший рост емкости этого класса.
     

    Год надежд
    Первый квартал 2013 года «взорвался» долгожданным спросом: рост продаж новых авто перешел планку в 50%. Однако в предвкушении восстановления рынка, эксперты все же остаются реалистами. «В целом, конечно, рынок так не вырастет, просто в первом квартале прошлого года был большой провал после отмены льготы по НДС. Тем не менее, мы очень позитивно смотрим на ситуацию и считаем, что по итогам 2013 года рынок вырастет не менее чем на 25%. Конечно же, мы строим свои оценки на отсутствии каких-либо форс-мажоров в экономике», – отметил Сергей Михневич. По его словам, наш, белорусский авторынок более потенциалоемкий, чем в соседних странах Балтии, это фокусирует на нашей стране интерес крупных производителей. Тем не менее, чтобы рынок еще больше «ожил» нужны определенные подвижки. Сейчас этому мешают достаточно высокие процентные ставки по кредитам. Тенденция налицо: в 2012-м на кредитные продажи пришлось в среднем 3-5% всех продаж, что крайне низко для любого рынка. Если  же финансовые власти поведут себя предсказуемо, сдержат свое обещание и снизят ставку рефинансирования до 20-21%, то это может стать главным импульсом для роста продаж новых автомобилей.

     «Введение растаможки все-таки сделало свое дело, стало намного меньше ввозиться подержанных авто, а средний класс обратил внимание на новые бюджетные авто стоимостью до $15 тыс., – отмечает Антон Вейзе, специалист по продажам автомобилей СОАО «Минск-Лада». –  В прошлом году чувствовался интерес как со стороны физических, так и юридических лиц, однако, чтобы рынок ожил, необходимы адекватные кредитные программы. К тому же автопарк, ввезенный до повышения пошлин, изнашивается, машины надоедает ремонтировать, автолюбители вскоре  будут пересаживаться на новые авто, пусть и не самые престижные». По словам Антона Вейзе, цифры за первый квартал не показательны, но игроки рынка рассчитывают в этом году сработать не хуже,  чем в прошлом.  Уже в апреле заметен хороший покупательский спрос на LADA, например, LADALargus. Не страдают от недостатка спроса и модели ВАЗа, есть большой интерес к кроссоверам-корейцам. В прошлом году очень популярной была Chevrolet Captiva. Люксовые авто и внедорожники страдать также не будут. Белорусы очень хорошо запомнили зиму этого года и у многих появилось желание пересесть на что-то побольше и желательно с полным приводом. Дилеры отмечают, что на рынок будет оказывать еще большее влияние российский автопром, что скажется на дальнейшем перераспределении долей рынка.

    Сейчас заметен рост по всем классам, но самые активные – бюджетные седаны и   кроссоверы. Активизировались покупки легкой коммерческой техники юридическими лицами. Большей активности со стороны юрлиц дилеры ожидают во второй половине года, т. к. крупные покупки они планируют именно на это время.  Вселяет надежды исистема trade-in (услуга по обмену старого автомобиля на новый с доплатой). Согласно опыту международного автомобильного холдинга «Атлант-М», trade-in занимает порядка 15% общего объема продаж автомобилей. Как считает руководитель БАА, продажи по системе trade-in вырастут с оживлением автокредитования,  в этом случае у trade-in есть шансы занять не менее 50% продаж новых автомобилей. 
     

     

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by