DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 26 Сен 2011 10:31

    Объявляется конкурс. На лучшего бюрократа

    По условиям для ведения бизнеса Беларусь отстает от своих партнеров по Таможенному союзу. И в этом кроется потенциальная опасность для отечественного бизнеса.

    С июля Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана заработал в полную силу. Следующая станция «восточного экспресса», к которому присоединилась наша страна, – Единое экономическое пространство. С 1 января на территории трех государств объявляется свободное перемещение капитала и рабочей силы. Куда устремятся инвесторы? Где будут создаваться новые рабочие места и генерироваться налоговые потоки?

    Белорусская, российская и казахстанская бюрократия, по выражению Владимира Путина, должна научиться жить в условиях конкуренции. Как обстоит с этим в нашей стране? Если проанализировать основные институциональные факторы – налогообложение, ситуацию с коррупцией, работу государства по созданию инфраструктуры и подготовке кадров для бизнеса, то можно придти к выводу, что белорусский госаппарат пока смотрится предпочтительнее российского. Но во многом уступает казахским чиновникам. И последние тенденции, увы, не в нашу пользу.

     

    Налоговые грабли

    В прошлогоднем рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» наша страна заняла 68 позицию. Казахстан – 59-ю. Россия – 123-ю. Если бы задача, которую Президент Беларуси поставил перед Правительством – войти в топ-30 стран с наилучшими условиями ведения бизнеса – была выполнена, это стало бы сильным козырем в конкурентной борьбе за капитал. Пусть в России и Казахстане дешевые энергоресурсы, зато у нас проще начинать, вести и закрывать бизнес – могли бы сказать наши министры на переговорах с инвесторами. Но пока не могут.

    Парадоксально, но причина, которая тянет вниз наш общий рейтинг давно и хорошо известна – сложная система уплаты налогов. Следует отметить, что в 2010-2011 году определенная работа по ее упрощению проделана. По данным Министерства финансов, в 2009-м количество платежей налогов в год составляло 82. И на уплату всех налогов требовалось 798 часов. В 2011-м количество платежей снизилось до 36, а необходимое время до 600 часов.

    По прогнозу Минфина, эти изменения плюс запуск электронного декларирования позволят Беларуси улучшить свою позицию в рейтинге Всемирного банка. Симулятор ВБ показывает, что по показателю «Налогообложение» наша страна в будущих рейтингах может переместиться с последнего 183 места на 157-158 позицию. Определенным прогрессом это назвать можно. Но на прорыв, очевидно, не тянет.

    Казахстан для сравнения занимает 39 место в мировом рейтинге простоты уплаты налогов, опережая все страны СНГ. При этом ставки основных платежей – НДС, налога на прибыль, социальных отчислений – у наших партнеров по Таможенному союзу значительно ниже*. Объективно Беларусь вряд ли сможет снизить налоговую нагрузку до уровня Казахстана и России. У нас нет таких обильных источников пополнения бюджета как налог на добычу полезных ископаемых или экспортная пошлина на сырую нефть. Однако что мешает упростить налоговое администрирование – сделать бухгалтерию максимально простой, понятной и незатратной?

    Обычно, отвечая на этот вопрос, чиновники Минфина и МНС говорят о «поступательном движении»и необходимости «плавного перехода». Но есть ли у нас в запасе столько времени?

     

    Коррупционный элемент

    Помимо налогов важным критерием для бизнеса является прозрачность государственного аппарата. Налоговая нагрузка в России, например, ниже, чем в Скандинавских странах. Но коррупционная составляющая в экономике несоизмеримо выше. Очевидно, что необходимость давать взятки и «откаты», выплачивать различные «бонусы»за вход на рынок  могут обнулить все преимущества низкого налогообложения. И наоборот: низкая коррупция, прозрачная экономика – хорошая компенсация инвестору за высокие отчисления в бюджет.

    На карте организации TransparencyInternational, иллюстрирующей индекс восприятия коррупции, Беларусь, Россия и Кахахстан отмечены одинаковым бордовым цветом. Это означает, что на всей территории Таможенного союза высокий уровень коррупции. Однако есть различия. Хуже всего из трех стран, по данным TransparencyInternational, дела обстоят в России. Она занимает 154-е место в последнем рейтинге TI. Казахстан – 105-е. Беларусь посередине – 127-е.

    Член экспертной группы ТIв Беларуси юрист Галина Дребезова не исключает, что в свежем рейтинге позиция Беларуси может ухудшиться.

    Казахстан добился большей прозрачности государственных процедур, чем  мы. Уровень коррупции там остается высоким, но казахстанские чиновники оперативно реагируют на все замечания международных экспертов и стремятся искоренять условия, порождающие коррупцию, –комментирует эксперт. – В России последние антикоррупционные инициативы Дмитрия Медведева также могут дать положительный эффект. Сейчас там готовится законопроект, согласно которому руководители государственных органов, не обеспечившие прозрачность подчиненной структуры, будут увольняться с работы. То есть, если госзакупки, тендеры, назначения на должность сопровождаются труднообъяснимыми, странными мотивами, ответственные руководители будут лишаться работы. Если документ будет принят и заработает, он станет сильным  антикоррупционным инструментом.

    Говоря о борьбе с коррупцией в Беларуси, Галина Дребезова отмечает качественную работу правоохранительных органов, Генеральной прокуратуры:

    Повышается выявляемость и раскрываемость коррупционных преступлений. Это плюс. Но минус в том, что на уровне министерств, ведомств не принимаются шаги по искоренению условий, способствующих коррупции. Не исполняются те акты, которые приняты и вступили в силу. Не обеспечивается прозрачность государственных процедур.

    По словам экспертов, нужны серьезные государственные инициативы по сокращению количества ведомственных нормативных актов: постановлений, инструкций. Из-за их постоянно растущего объема «размывается» суть принимаемых в стране законов и указов, формируется питательная почва для коррупционных проявлений. Причем, ситуацию с коррупцией в Беларуси ухудшили события на валютном рынке. Множественность курсов стимулировала расцвет злоупотреблений и кумовства.

     

    Земля и люди

    Инфраструктура и кадры –еще один важный для инвесторов пункт. Административный директор Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Павел Данейко отмечает инфраструктурные преимущества Беларуси по сравнению с Россией и Казахстаном. Наша страна компактная, с хорошим качеством автомобильных дорог, железнодорожных путей, других важнейших коммуникаций. Кроме того, в последние годы инвесторам стало гораздо проще получить земельный участок для ведения бизнеса. Однако Павел Данейко убежден: белорусским чиновникам следует пойти дальше.

    В Китае бизнес за один день может получить промышленную площадку со всеми коммуникациями – электричеством, водопроводом, канализацией, подъездными путями, – говорит эксперт. – Почему бы нам не последовать этому примеру? Белорусским чиновникам, чтобы привлечь капитал нужно делать все для сокращения инвестиционного цикла, скорейшего обращения ресурсов. Кроме того, мы, к сожалению, продолжаем в большом количестве готовить кадры для обслуживания хронически убыточных госпредприятий. В то время как бизнес в Беларуси просто вопиет от нехватки квалифицированных специалистов: менеджеров, инженеров, программистов, аналитиков… Задача государства как раз должна состоять в том, чтобы обеспечивать развитие конкурентоспособного производства. Прежде всего, экспорто-ориентированного.

    Кстати, в том, что касается образовательной политики, Беларуси есть смысл также присмотреться к опыту Казахстана. Программу «Болашак», благодаря которой тысячи казахов за государственный счет получили высшее образование в ведущих университетах мира, а затем вернулись на родину, чтобы применить полученные знания и опыт, эксперты оценивают как успешный государственный проект. Сейчас Казахстан ставит перед собой амбициозную цель – довести подготовку кадров в университете Астаны до уровня ведущих мировых вузов…

    Таким образом, гонка за лучшие условия для инвестиций на территории ТС уже стартовала. Белорусские чиновники в ней пока обгоняют российских, но отстают от казахстанских. Удастся ли нам опережающий рывок? Очень хотелось бы на это надеяться.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by