DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 1 Июн 2013 0:00

    Берите наше

    Юрий Зиссер, председатель общего собрания участников ООО «Тут Бай Медиа». Специально для «Дела»

    В 1998 году по результатам открытого конкурса я попал на месяц в США на программу обмена CommunityConnectionsдля бизнеса. В последние годы эта программа, к сожалению, действовала лишь для общественных организаций. Надеюсь, это изменится, ведь белорусский бизнес нуждается в получении зарубежного опыта.

    Принимал нас тогда Луивиллский международный культурный центр в штате Кентукки во главе со своим неутомимым основателем профессором Дэвидом Хершбергом. Его все обожали, рассказывал он очень интересно и охотно общался со стажерами. Но важнее всего, что нам показали американскую жизнь: мы жили в глубинке у настоящих коренных американцев и стажировались в различных компаниях каждый по своему профилю (для меня – ИТ). Эта поездка помогла мне понять Штаты и ментальность американцев, серьезно повлияла на мою точку зрения на бизнес, научила терпимости к иному миропорядку и многому другому.

    Вот лишь один эпизод. Наша группа собралась в большой местный книжный магазин, название которого я за давностью лет забыл. Перед выездом заместитель руководителя программы произнесла небольшую речь. Пересказываю ее так, как запомнил 15 лет спустя, но за смысл ручаюсь:

    «Сейчас мы поедем в книжный магазин Х, где вы сможете просмотреть и выбрать себе книги за чашкой кофе. У вас будет полтора часа. Просмотр книг не ограничен, и их можно листать за чашкой кофе на диванах, расположенных прямо в торговом зале магазина среди книжных полок. Кофе – бесплатный. Покупать книги не требуется. Просто, уходя из кафе, оставьте книги на столиках или диванах…

    Это не самый большой книжный магазин. У нас в Луивилле есть магазин национальной книготорговой сети Barnes&Noble. Но все мы ходим в магазин Х, потому что им владеет и управляет наш местный бизнесмен. Да, Barnes&Nobleбольше, там на полках стоят книги, которые в магазине Х иногда нужно заказывать и ждать несколько дней. Некоторые книги могут стоить на пару долларов дороже. Но мы считаем своим долгом поддержать местный бизнес: и не только потому, что он платит налоги в наш местный бюджет, и, стало быть, его налоги будут израсходованы на нужды местных жителей, а потому, что это наш местный бизнесмен. И если мы не будем его поддерживать своими покупками, он не выдержит конкуренции с глобальными игроками и разорится, уступив дорогу чужакам. Таким образом, будет нанесен ущерб всему местному бизнес-сообществу. К тому же ослабнет конкуренция, и глобальный игрок сможет «задрать цены». Если мы, местное комьюнити, не будем поддерживать друг друга, хуже будет нам всем. Поэтому мы стараемся покупать местные товары и услуги, даже иногда в некоторый ущерб себе».

    Честно говоря, эта речь повергла меня в шок. Я привык выбирать товар по качеству и цене. Какое мне дело до того, какая страна обогатится от моей покупки и в какой именно бюджет уйдут налоги?!. Тем более что налоги все равно потратят не так, как мне представляется разумным.

    Но я увидел, что кроме «шкурной» индивидуалистической логики существует еще и «местная»: многие американцы и целые их сообщества считают (и соответственно действуют на практике), что выигрыш общества в целом превыше выигрыша отдельной личности, поскольку в конечном итоге улучшает жизнь той самой личности. Причем пропагандирует это не государство, а сами люди. И происходит это не в якобы коллективистском СССР и не в социально ориентированной Беларуси, а в самой что ни на есть капиталистической и индивидуалистической стране мира!..

    Я далек от мысли, что нужно покупать заведомое барахло только за то, что оно произведено в Беларуси. Тем более что производитель, где бы он ни находился, вовсе не обязательно использует прибыль от продажи плохих товаров на улучшение качества и снижение цены. Более того, он нередко использует выручку на воспроизводство аналогичного барахла. Впрочем, по большому счету многие зарубежные товары – тоже барахло (хотя мы и не всегда признаемся в этом даже самим себе из-за внушенного с детства стереотипа о том, что импорт всегда лучше).

    Будь моя воля, я переименовал бы опошленный многолетним выпуском брака по двойным ценам слоган «Купляйце беларускае» на что-то менее пафосное и более объединяющее людей. Скажем, «Берите наше!». И уж под ним продавал бы товары, действительно способные достойно заменить зарубежные аналоги, для того чтобы использование белорусских товаров и услуг вошло в тренд и стало модой.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by