Delo.by,

    Комментарии 18 Май 2013 12:58

    Белорусы все чаще покупают импортное

    На фоне резкого роста доходов белорусские потребители все чаще предпочитают отечественной продукции импортные аналоги.

    Несмотря на выравнивание и некоторую стабилизацию экспортно-импортных потоков формирование национального ВВП идет «со скрипом». Но главным трендом, бесспорно, стал беспрецедентный рост доходов населения. Динамика этого роста в 15 раз (!) превышает темпы роста в промышленном производстве и сфере услуг!  

    Но что делать в этой ситуации дальше: выжимать из обескровленной экономики последние соки или искать новые решения и принципиальные подходы? Например, отказаться от субсидиарной поддержки государственных предприятий, направить усилия на дальнейшую либерализацию экономики и развитие национального бизнеса. Вариантов – масса: можно даже вложиться в агробизнес! Но только в эффективный, а не дотационный, который, потребляя 15% бюджетных средств, тащит вниз всю экономику. А еще важнее – перейти от порочной практики постоянного роста доходов населения к политике эффективности. Скажем, вырос ВВП на 4,4%, значит, зарплаты должны увеличиться всего на 3%!  

    Не менее важная проблема – динамика внутреннего рынка, которая также должна быть сбалансированной и эффективной. В 2012 году отечественный потребительский рынок вырос всего на 5,4%, что примерно соответствовало экономической ситуации и динамике роста ВВП (3,5%). Но в первой четверти года 2013 ситуация кардинально изменилась: рост продаж на внутреннем потребительском рынке с начала 2013 года составил 19,3%! Это намного выше темпов роста производства товаров и услуг (+4.4%). Такая мощная деформация – это тревожный сигнал: пора останавливать рост доходов!  

    Между тем, в нашей экономике под воздействием Таможенного союза (ТС) также постепенно обнаруживаются новые тренды. С самого начала 2013 года начали заметно уменьшаться продажи продовольствия национального производства. Так, рыночная доля белорусской продукции снизилась по рыбопродуктам – с 55,5% до 48,6% , кондитерским изделиям – с 79% до 71%, сокам – с 81,8% до 75,6%. И только на рынках мясопродуктов и колбас отечественные производители, пользуясь протекционистской поддержкой государства, прочно контролируют более 90%. Но и здесь под воздействием открытого рынка ТС «железный занавес» вот-вот обрушится.  Более чем внушительной оказалась потеря рыночной доли отечественными производителями стиральных машин – с 68,6% до 56%. И уж совсем неприлично просели продажи белорусских телевизоров – с 41,8% до 22,8%! Это гигантские потери, если учесть, что продажи телевизоров всех марок (иностранных и своих) на рынке за этот период выросли на 49,3%. Так что «профукали» мы собственный рынок телевизоров, господа хорошие! И что теперь прикажете делать: будем удалять с него Samsung? Увы, не получится – ВТО не позволит…

    Подробнее об этом читайте в свежем номере журнала «Дело», главная тема которого – «Продукты питания».

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by