Delo.by,

    Комментарии 9 Апр 2013 19:00

    Белорусские нефтепродукты пришлись соседям не ко двору

    Белорусское топливо вызвало раздражение на восточном и южном направлении. На украинском рынке со дня на день, как отмечают тамошние эксперты, может быть начато антисубсидиарное расследование в отношении белорусских нефтепродуктов. Закончиться оно может введением пошлин на топливо из Синеокой. На российском рынке нашему бензину также оказались не рады. Интернет-газета Naviny.by разбиралась, почему белорусские нефтепродукты пришлись не ко двору соседям.

    Российского бензина полно, а тут еще белорусский привезли

    В первом квартале 2013 года Беларусь значительно увеличила поставки белорусского топлива на российский рынок. Так, например, в январе, как удалось выяснить интернет-газете Naviny.by, в Россию было поставлено 63 тыс. тонн белорусского топлива, в том числе 34 тыс. тонн пришлось на бензин, 2 тыс. тонн — на керосин, 20 тыс. тонн — на дизтопливо. В феврале поставки белорусского топлива были увеличены до 117 тыс. тонн, из них 100 тыс. тонн приходилось на бензин и 1,3 тыс. тонн на дизтопливо.

    Таким образом, только за два месяца 2013 года Беларусь поставила в Россию 180 тыс. тонн топлива. Для сравнения: в январе-сентябре 2012-го, пока в четвертом квартале Москва не подняла вопрос о поставках белорусских нефтепродуктов на российский рынок, ситуация была принципиально другой. За девять месяцев прошлого года (экспортировать нефтепродукты в Россию наша страна начала весной 2012-го) Беларусь поставила восточной соседке только 147 тыс. тонн топлива.

    Объемы поставок белорусского топлива в Россию в 2012-2013 гг. (в тыс. тонн)


    *данные Белстата и из российских источников

    Как видим, в последние месяцы объемы экспорта белорусских нефтепродуктов в Россию заметно выросли. Увеличения объема поставок топлива требовала от Беларуси российское правительство. Однако, теперь выясняется, что белорусское топливо, которое потекло в Россию, пришлось восточной соседке не ко двору.

    «В России компании сформировали большие запасы продукции, особенно бензинов. Это связано с тем, что весной в России начинается ремонт НПЗ и запасы поэтому были сформированы большие. На этом фоне на российский рынок стали поступать большие объемы белорусского топлива. Эта ситуация способствовала снижению цен на топливо на внутреннем рынке России», — рассказал Naviny.by эксперт российского рынка нефтепродуктов.

    В Москве появление больших объемов белорусского бензина многих стало раздражать. Дело в том, весной в России, когда заводы уходят на ремонт и объемы продукции сокращаются, цены на топливо обычно повышаются. В этом году из-за наплыва белорусского топлива получилось иначе, поэтому российские нефтяные компании попытались исправить ситуацию административным образом.

    «Что предприняли российские компании? Они не захотели конкурировать и обратились в Минэнерго с просьбой защитить их от импорта белорусского бензина… По сути, российские нефтяники защищают (такими действиями. – Naviny.by) свои аномально высокие цены», — сообщил в минувший понедельник на конференции в Минске эксперт Thomson Reuters Александр Ершов.

    По словам эксперта, Минэнерго России поддержало просьбу российских нефтяников и с апреля перестало выбирать квоту на импорт белорусских нефтепродуктов. Белорусские трейдеры выражают недоумение, комментируя сложившуюся ситуацию. «Сначала нам говорят, что надо поставлять, потом – не надо. Это нелогично», — заявил заместитель начальника отдела маркетинга спецэкспортера нефтепродуктов «Белорусской нефтяной компании» Дмитрий Юдин, комментируя журналистам действия российской стороны.

    Ситуация с белорусскими нефтепродуктами, сложившаяся на российском рынке, доказывает, что равных правил игры для субъектов хозяйствования в рамках Таможенного союза не существует. Москва, как видно из этой истории, стала на защиту своих нефтяников. «Создание преференций собственным игрокам идет вразрез с принципами Таможенного союза», — констатирует Ершов.

    В Киеве тоже строят козни против белорусов

    Белорусское топливо в настоящее время вызывает раздражение не только в России, но и в Украине. Украинские власти продолжают вынашивать идею о введении пошлин на белорусские нефтепродукты.

    «В случае, если пошлины будут введены, естественно, вырастет себестоимость белорусского топлива, что приведет к потере его конкурентных позиций на украинском рынке. Сейчас 95-й бензин на украинском рынке стоит примерно 11 гривен за литр, в случае введения пошлин цена может вырасти, по некоторым расчетам, до 12,3 гривны», — сообщил Naviny.by трейдер, который занимается реализацией белорусского топлива на украинском рынке.

    Ввести пошлины на белорусские нефтепродукты в Украине давно хотят, а после прошлогодних событий особенно.

    В 2012 году после закрытия в Украине Лисичанского НПЗ позиции белорусского топлива В Украине существенно выросли. Экспорт наших нефтепродуктов на рынок соседней страны в прошлом году вырос на 44,3% до 4,36 млн. тонн. Как результат, каждый второй литр дизтоплива и каждый третий литр бензина стал на украинском рынке белорусским.

    На фоне усилений позиций белорусского топлива в Киеве реанимировалась давняя идея о введении пошлин на импортируемые из Беларуси нефтепродукты. В украинском правительстве, как ранее сообщали Naviny.by, был подготовлен бланк жалобы, под которой подписались украинские нефтепереработчики. Авторы жалобы утверждают, что белорусские НПЗ получают субсидии и на этом основании предлагают ввести пошлину в отношении импортируемого из Беларуси топлива.

    Жалоба украинских переработчиков была зарегистрирована в Украине 11 марта. Показательно, что документ был подготовлен во многом на основании информации интернет-ресурсов и утверждения, содержащиеся в жалобе, не проверялись по официальным каналам. Концерн «Белнефтехим» ранее заявил, что претензии, содержащиеся в жалобе, не соответствуют действительности, и никаких субсидий белорусские нефтепереработчики не получают.

    Тем не менее, в Киеве считают, что антисубсидиарное расследование на основании подготовленной жалобы может быть начато.

    «Вероятность начала расследования очень большая», — говорит директор украинской консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн. Антисубсидиарное расследование может растянуться на довольно длительный срок. Однако, по словам Куюна, украинское законодательство позволяет ввести пошлину на нефтепродукты еще до окончания расследования. «Этого будет достаточно, чтобы закрыть рынок для белорусов», — полагает эксперт.

    Следует отметить, что украинский премьер Николай Азаров в марте не поддержал идею введения пошлин на белорусское топливо. Однако один из его замов, по неофициальной информации, наоборот, лоббирует введение пошлин на белорусское топливо. Кроме этого, в Киеве говорят, что и некоторые компании, пользующиеся поддержкой на самом высоком уровне, выступают за идею введения пошлин. В общем, трудно предугадать, чем все закончится. Трейдеры оценивают вероятность начала антисубсидиарного расследования в отношении белорусского топлива как «50/50». Официальное решение по этому вопросу ожидается уже в первой половине апреля.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by