DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 7 Апр 2013 0:00

    Банк… в кармане

    В Беларуси скоро появятся свои мобильные платежные терминалы

    Андрей Козик, проект менеджер инвестиционной компании. Специально для «Дела»

    Одна из тенденций рынка стартапов в СНГ – копирование успешных зарубежных проектов. В IT-сообществе такие проекты называют копикэтами. На самом деле, копировать успешные западные проекты очень удобно. Во-первых, нет необходимости ломать голову над поиском идеи, во-вторых, всегда легче адаптировать к местному рынку проверенную бизнес-модель, чем «изобретать велосипед».
    Классический пример – карманный платежный терминал 2can. Это российский копикэт компании «Смартфин», который в качестве подтверждения правильности вектора своего развития получил $2 млн. от AlmazCapital. 2Can– это маленькое устройство, которое позволяет предпринимателям принимать безналичные платежи, используя смартфон. Пластиковая карта покупателя прокатывается через кард-ридер 2Can, который присоединен к аудио-выходу телефона. Для подтверждения платежа плательщику необходимо лишь поставить подпись на экране телефона.  Основное назначение этого устройства – замена стандартных дорогостоящих и громоздких POS-терминалов. Такое решение отлично подходит для служб такси, интернет-магазинов, бизнесов из сферы услуг, мелких розничных точек продаж.

    Проект 2Canбыл создан в 2011 году командой, имеющей большой опыт в банковском бизнесе и в сфере разработки софта. Первоначальные инвестиции в него составили $300 тыс. Эти деньги были потрачены на создание прототипов версий приложений для телефонов на базе Android, iOSи процессинговой системы.
    2Canбыл скопирован с проекта Square, который появился в США еще весной 2010-го. К лету 2011 года у этого сервиса было уже более 700 тыс. клиентов. На сегодняшний день, количество пользователей Squareпревышает 2 млн. человек, а совокупные инвестиции в проект достигли $341 млн. (данные ресурса Crunchbase.com).

    Внушительная база пользователей американского сервиса обусловлена не только огромными инвестициями, но и профессионализмом создателя проекта Джека Дорси – одного из самых известных IT-предпринимателей нашего времени. Именно благодаря ему возникло самое быстрое средство массовой информации – социальная сеть Twitter.

    Несмотря на очевидную копию проекта, благодаря 2Canв России появилось удобное устройство, которое заменяет стандартный дорогостоящий POS-терминал (стоимостью $600-800) и, кроме этого, предоставляет продавцам доступ к аналитике по продажам.

    Стоит отметить, что суммарный объем операций по банковским картам в России еще в 2011 году достиг внушительных 16 058,4 млрд. российских рублей. Неудивительно, что идея карманных платежных терминалов, нашедшая широкое применение на Западе, получила должное внимание и в России, Хотя, конечно, россияне пока не так активно пользуются «пластиком», как американцы: если на одного жителя России приходится в среднем 1,5 карточки, то на одного жителя Североамериканских Штатов – 4,5. Что касается стандартных платежных терминалов, то в России их насчитывается порядка 600 тыс. В США на момент старта Squareих было порядка 7 млн.

    Несмотря на очевидную неразвитость российского рынка и тот факт, что терминал 2Canвыдается предпринимателям бесплатно, проект уже приносит своим владельцам живые деньги (комиссия от транзакции составляет 2,75%), а благодаря инвестициям AlmazCapitalонполучил дополнительные возможности в борьбе за новых клиентов.

    Что касается белорусского рынка, то отечественные банки так и не решились разрабатывать самостоятельные проекты мобильных терминалов, отдав их реализацию «на сторону». По полученной из неофициальных источников информации, в Беларуси сформированы уже три команды, которые разрабатывают проекты мобильных терминалов. Причем, как минимум, одна команда уже провела тестовые испытания своего продукта.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by