DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 17 Сен 2014 0:00

    Жизнь взаи?мы. Продолжение следует?!.

    В начале года внешний государственный долг нашей страны составлял $12,4 млрд. При этом 82% этой суммы сформировали накопленные годами кредиты, в том числе задолженность страны перед МВФ по ресурсам, полученным в рамках программы стенд-бай, 14% – долговые ценные бумаги, в том числе евробонды, и 4% – иные обязательства, классифицируемые как внешний госдолг.

    Однако, несмотря на то, что на 2013-2015 гг. приходятся пиковые выплаты по внешнему госдолгу (3,2 млрд. долл. США в 2014 году), внешний госдолг в текущем году не снижается, а прирастает. Удачные договоренности о новых кредитах с Российской Федерацией позволяют без ущерба для уровня резервных активов погашать старые долги.

    В частности, Минфин информирует о том, что, в январе-июне 2014 года привлечены новые внешние государственные займы на сумму $2,4 млрд. Основным кредитором, как и прежде, выступила Российская Федерация: $2 млрд. поступили по бридж-кредиту Банка ВТБ (Москва), $245,3 млн. – по государственному экспортному кредиту Правительства Российской Федерации и кредиту Внешэкономбанка Российской Федерации для строительства АЭС.

    При этом, по данным Минфина, на погашение внешнего государственного долга с начала 2014 года направлено $1,5 млрд. Основные суммы пошли на выплаты по кредиту стенд-бай МВФ ($691,8 млн.), а также по более ранним кредитам Правительства Российской Федерации и Банка ВТБ Российской Федерации ($577,5 млн.).

    Между тем, чрезвычайные меры по рефинансированию внешнего долга не спасли международные резервы Беларуси от снижения. По данным Нацбанка, за Iполугодие 2014 года они снизились на $225 млн. В том числе по позиции «резервные активы в иностранной валюте» – на $726 млн. И, учитывая, что за истекший период года внешним кредиторам возвращена лишь половина суммы, предусмотренная графиками платежей на 2014 год, в дальнейшем снижение уровня валютных резервов будет только нарастать.

    В этих условиях Министерство финансов осуществляет рефинансирование долга, скорее, в качестве вынужденной меры. Очевидно, что подобные инструменты не рассматриваются как оптимальный вариант экономической политики, и погашение старых займов за счет привлечения новых не является продуктивной тактикой. Ведь результатом такого выбора становятся более высокие бюджетные издержки по обслуживанию долга, особенно в условиях ухудшающегося кредитного рейтинга. В конечном итоге бремя высокой стоимости по государственным заимствованиям ложится на государственный бюджет.

    Когда издержки становятся существенными, появляются ограничения для проведения эффективной фискальной политики. С учетом существующих неблагоприятных условий заимствований для Беларуси на внешних рынках желание снизить масштабы рефинансирования долга представляется вполне обоснованным.

     

    Подробнее об этом – читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело», главная тема которого – «Транспорт и логистика».

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by