Delo.by,

    Комментарии 26 Фев 2016 12:06

    От революции к эволюции

    Несмотря на кажущееся затишье на рынке мобильной связи, GSM-операторы активно работают над удержанием и расширением своей доли рынка

    Анна Дейч, «Дело»

     

     

    Проникновение мобильной связи в Беларуси уже давно превысило 100%. По данным Министерства связи и информации, за первое полугодие 2015-го суммарное количество абонентов в нашей стране превысило 11 млн. Тем не менее, GSM-операторы постоянно отчитываются о приросте абонентской базы. Очевидно, что у многих пользователей уже по две или даже три SIM-карты. Доли компаний на рынке таковы: МТС – 46% (5,36 млн абонентов), velcom– 43% (4,94 млн абонентов), life:) – примерно 11% (около 1,4 млн абонентов).

    «Рынок постоянно развивается, абоненты потребляют больше прогрессивных услуг, появляются новые перспективные сервисы, повышают свою активность производители портативной электроники»,– отмечает Денис Терещенко, руководитель Департамента маркетинга СООО «Мобильные ТелеСистемы».

    «Белорусский рынок мобильной связи находится на пороге масштабных изменений, – говорит Кристиан Лаке, заместитель генерального директора по техническим вопросам Унитарного предприятия «Велком». – Потребность в передаче данных растет каждый год, и это подталкивает развитие рынка в целом. Наша компания расширяет абонентскую базу за счет стабильно высокого качества и предоставления клиентам большего количества услуг».

    Интернет как двигатель рынка

    Главными драйверами развития рынка, по словам экспертов, сегодня служат быстрый рост проникновения смартфонов и повышение спроса на мобильный интернет. Эти тенденции, конечно же, взаимосвязаны, так как очень многие абоненты активно используют «умные» гаджеты для выхода в сеть.

    «Мобильный интернет в наши дни – уже не дополнительная услуга, а одна из основных. Главное доказательство этому – быстрый рост интернет-трафика на фоне хоть и медленного, но все же снижения объемов голосового и SMS-трафика. Видя растущий спрос на мобильный интернет, мы запустили линейку тарифных планов «МТС СМАРТ» и тарифы для корпоративных клиентов «СМАРТ Офис». Все они предоставляют большие пакеты, как минут, так и интернет-трафика»,– сообщает Денис Терещенко.

    У velcomподобным запросам абонентов отвечает линейка тарифов Smart, которая совсем недавно пополнилась новым тарифным планом «Smart Бесконечный». Предложение обеспечивает абонентам безлимит на голосовую связь, SMS и MMS внутри сети, а также внушительный объем интернет-трафика – 5 ГБ. Для планшетов в velcomпредусмотрена тарифная линейка WEB, в которую недавно были добавлены тарифные планы «WEB10 + voka» и «WEB Танкисты».

    Одна из главных целей операторов – стимулировать рост проникновения data-услуг и «умных» гаджетов. Поэтому «белорусское трио» старается запускать релевантные акции и делать абонентам специальные предложения, увеличивать количество data-сервисов, повышать скорость мобильного интернета, а также расширять и обновлять модельный ряд планшетов и смартфонов.

    Стоит сказать, что белорусские GSM-операторы стараются максимально использовать тренд на «техническое перевооружение» абонентов – желание большинства из них использовать не просто «говорящую трубку», а смартфон. В условиях, когда мобильная связь все чаще используется для передачи данных, а не только для разговоров, смартфон значительно расширяет возможности оператора по предоставлению услуг. Ранее генеральный директор Унитарного предприятия «Велком» Гельмут Дуз в интервью журналу «Дело» отмечал, что интерес к такому предложению сразу оказался большим. Именно инвестиции в смартфоны позволили компании расти и расширять свою долю рынка. И сейчас объем продаж смартфонов составляет более 70% от всего реализуемого компанией оборудования.

    Инвестиции потребителей в собственное переоснащение были поддержаны velcomс помощью программы рассрочки платежей. Конечно, сейчас продажа в рассрочку уже не является эксклюзивом одного оператора: МТС и life:) также активно продвигают ее. По данным операторов, порядка половины смартфонов и планшетов оформляются таким образом. Причем вопросов с проблемной задолженностью практически не возникает.

    Стоит отметить, что не всегда покупатель оборудования тут же становится абонентом оператора, у которого покупает гаджет. Но процент продаж с обслуживанием очень высок.

    С ростом числа гаджетов, а также объемов передачи данных увеличиваются и требования пользователей к качеству услуг мобильных операторов.

    «В погоне за новыми трендами главное – не забывать о качестве предоставляемых услуг. МТС непрерывно развивает инфраструктуру, уделяя особое внимание передаче данных. Среди наших последних действий в этом направлении – значительное, на 20-30%, увеличение скорости 3G-интернета в Минской, Гродненской и Могилевской областях в результате реализации совместного проекта с компанией HuaweiExcellent Network. Такого эффекта нам удалось достичь за счет оптимизации сети, и мы планируем проделать аналогичные работы в остальных регионах страны»,– отмечает Денис Терещенко.

    В свою очередь, компания velcomв 2015 году провела полную замену оборудования базовых станций и программного обеспечения в Гомеле, Бресте, а также Гомельской и Брестской областях. Всего с начала 2015 года в сети velcom модернизировано более 1200 базовых станций, что позволило улучшить качество связи в стандартах 2G|3G|3G+ и значительно увеличить скорость мобильного интернета в 443 населенных пунктах страны.

    Не первый год в Беларуси обсуждается запуск сети 4-го поколения. По мнению экспертов МТС, запускать и активно развивать 4G однозначно нужно. И дело не только в намного более высоких по сравнению с 3G скоростях.

    Оборудование стандарта 4Gлучше справляется с огромными объемами трафика, а кроме этого, с приходом новых поколений мобильного интернета трафик становится для абонентов дешевле при повышении качества сервиса. Это совершенно новый опыт для пользователей. Кроме того, с постоянным увеличением объемов трафика необходимость в 4G в Беларуси становится все более актуальной. При этом однозначно необходимо сохранять и развивать инфраструктуру 3G. Причина – проста: несмотря на то, что рост проникновения 4G-устройств в Беларуси после запуска LTE ускорится, в ближайшем будущем доминировать на рынке продолжат 3G-гаджеты.

    По словам Кристиана Лаке, в настоящее время более 50% белорусов пользуются устройствами, поддерживающими связь максимум в формате 2G. Устройств, способных воспринимать формат LTE, пока что совсем немного (порядка 7%).

    Тузы «в рукаве» оператора

    Сегодня операторы предоставляет своим абонентам большое количество дополнительных сервисов самого разного предназначения и характера. Клиентам компании МТС доступны информационные и развлекательные сервисы, облачные, образовательные и геолокационные решения, возможность делать безналичные платежи с лицевого счета и многое другое. А компания velcomсовсем недавно первой в Беларуси запустила инновационное мобильное приложение для денежных переводов и оплаты в системе ЕРИП по картам Visa и MasterCard. Еще одно решение, но на этот раз для малого и среднего бизнеса, «Мобильная касса». Услуга позволяет принимать безналичные платежи с помощью смартфона или планшета, что крайне актуально и востребовано при современном темпе жизни. Кроме того,velcomпродолжает активно развивать мультимедийный OTT-сервис voka, запущенный в прошлом году.

    Услуга позволяет смотреть на смартфоне или планшете ТВ и видео в высоком качестве. Что важно – трансляция может идти через мобильную сеть любого белорусского оператора, а также через любое Wi-Fi соединение.

    Абоненты некоторых тарифных планов МТС также могут подключать эксклюзивные для них опции. Например, на тарифах линейки «МТС СМАРТ» пользуются популярностью услуги «Все сети» и «СМАРТ-box». Многие дополнительные – так называемые «тяжелые» сервисы – запускаются специально для владельцев data-гаджетов.

    «С портала мобильных приложений можно устанавливать на «умные» устройства программы, линейка услуг «МТС Кино» и мобильное телевидение предоставляют доступ к разнообразному видеоконтенту, а мобильная библиотека и «МТС Киоск» позволяют читать книги и журналы с экрана гаджета. Мы считаем, что за data-сервисами – будущее, поэтому будем активно развивать это направление и в дальнейшем», – делится Денис Терещенко.

    Среди услуг для корпоративных клиентов можно выделить облачные сервисы, которые помогают организовать и развивать бизнес, а также оптимизировать расходы. Речь о таких решениях, как CRM-система Yclients, виртуальные машины CloudServer, конструктор сайтов, электронная почта на базе MicrosoftExchange и видеоконференции MicrosoftLync. Также юридическим лицам предлагаются различные M2M-системы для удобного удаленного контроля и управления рабочими процессами.

    Отдельно нужно отметить фиксированный интернет, доступный для физических (МТС) лиц и для корпоративных клиентов (МТС, velcom).

    «Разница между фиксированным и мобильным интернетом, заключается, прежде всего, в технологии сети доступа, –поясняет Павел Гончар, начальник отдела по развитию фиксированной связи Унитарного предприятия «Велком». – Базируясь на общей транспортной сети, во всем остальном они дополняют друг друга. Наш клиент может пользоваться мобильным интернетом за пределами офиса, а приехав на работу – перейти на фиксированный интернет, который в плане скоростей значительно превосходит мобильный. Если для мобильного интернета предельной скоростью на сегодня является 42 Мбит/с, то для фиксированного – 150 Мбит/с или даже 10 Гбит/с».

    Безусловным преимуществом фиксированного интернета можно считать и возможность организации гарантированного канала доступа, что исключено в случае с мобильным.

    Все реже «вне зоны доступа»

    Актуальным остается вопрос о расширении покрытия мобильной связью в малонаселенных частях страны, а также в труднодоступных местах – особенно в метро. Сейчас все белорусские мобильные операторы работают над совместным проектом по прокладыванию в метрополитене специального кабеля связи. Эти меры обеспечат устойчивую 3G-связь не только на станциях, но и в тоннелях между ними. Тестирование первого участка начнется в ближайшее время.

    «Ежегодно velcomзапускает порядка 250 новых базовых станций в год, – рассказывает Кристиан Лаке. – Мы работаем над улучшением покрытия в малонаселенных районах Беларуси. Также мы предоставляем локальные решения для отдельных помещений, где есть трудности с доступом. Что касается метрополитена, то наша компания была выбрана для прокладки кабеля и проведения первых тестов между двумя станциями минского метро. Когда они будут проведены, безусловно, мы расширим свое покрытие в метро».

    Как отмечают специалисты МТС, покрытие мобильной связью, в том числе 3G, в Беларуси очень достойное – лучше, чем во многих других цивилизованных странах. Более того, операторы методично и постоянно улучшают инфраструктуру. Но, конечно же, есть объекты, обеспечить которые устойчивой связью крайне сложно в техническом плане.

    «Больше года назад МТС запустил 3G и внедрил технологию HD Voice с активным шумоподавлением на всех станциях минского метро, – говорит Денис Терещенко. – Помимо этого мы продолжаем работы над дальнейшим улучшением связи на технически сложных объектах. Значительным шагом в этом направлении стал один из этапов проекта ExcellentNetwork, в рамках которого МТС внедрил уникальную для Беларуси технологию LampSite в «Минск-Арене». Также МТС предлагает клиентам установить в проблемных местах фемтосоты – миниатюрные базовые станции, создающие хорошее покрытие там, где сигнал слабый или отсутствует. Они продаются уже настроенными, а для их работы нужны только проводной интернет со скоростью от 1 Мбит/с и стандартная розетка. До начала продаж мы провели тестирование фемтосот, и оно показало, что решение эффективное и востребованное».

    В качестве резюме

    Рынок мобильной связи переживает стадию «неброского развития», при этом каждый из трех операторов решает свои задачи.

    Самый молодой игрок рынка – life:) – продолжает агрессивную маркетинговую политику, «выстреливая» время от времени инновационными решениями. Такими, например, как «Подсимка life:)» – ультратонкая сим-карта-наклейка на стандартную SIM-карту другого оператора. С ее помощью абонент получает возможность пользоваться сразу двумя мобильными сетями в односимочном телефоне.

    Компания velcomпрочно укрепилась в бизнес-сегменте, и позиционирует себя как поставщика наиболее качественных услуг связи в нашей стране, постоянно совершенствуя инфраструктуру перехода к высокоскоростной пакетной передаче данных.

    МТС удерживает позиции крупнейшего по численности абонентов оператора, повышая лояльность клиентов, интенсивно развивая сеть для быстрой передачи данных, и предлагая рынку новые сервисы.

     

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by