Delo.by,

    Комментарии 6 Май 2015 9:16

    Большая стирка

    Кризис и реформы должны оздоровить страховой рынок России и очистить его от «серого» бизнеса

    Константин Коржевич, «Дело», г. Москва

     

     

    Российский страховой рынок значительно отличается от белорусского: не только по объемам и структуре, но также по цивилизованности. «Нормальными» явлениями на этом рынке на протяжении многих лет были непрозрачность, завышение тарифов (или, наоборот, демпинг), а также периодически вспыхивающие скандалы, связанные с задержками выплат со стороны страховых компаний и мошенничеством их клиентов.

    Только в последнее время на этом рынке начинает устанавливаться какое-то подобие порядка, во многом связанное со сменой регулятора – отрасль стала подконтрольной Центробанку России (ЦБ). Как ни парадоксально, нынешний экономический кризис может пойти на пользу рынку, если уберет с него мелкие полукриминальные структуры, паразитирующие на страховом бизнесе.

    Меньше инфляции

    Известно, что страхование – это один из индикаторов ситуации в экономике. Поэтому проблемы на российском страховом рынке, которые сейчас стали всем очевидны, не являются чем-то удивительным. По данным «Интерфакс-ЦЭА», общий объем поступивших страховых премий по итогам 2014 года приблизился к 1 трлн. рублей, а прирост рынка страхования составил по разным оценкам около 8-8,5%.

    Все бы ничего, но этот показатель значительно ниже официальных темпов инфляции, которая в 2014 году, по данным Росстата, оценивалась в 11,4%. В 2015-м темпы прироста взносов на рынке страхования при базовом сценарии снизятся до 5-7%, считает президент Всероссийского страхового союза (ВСС) Игорь Юргенс.

    Фактический минус в прошлом году показали многие виды страхования. Прежде всего, так называемые «моторные» – то есть, автострахование. Причем, как ОСАГО, так и добровольное КАСКО. По оценкам заместителя гендиректора «Ингосстраха» Игоря Ямова, «зависимость продаж новых полисов АвтоКАСКО от продаж иномарок в этом сегменте превышает 95%». Но продажи авто просели уже в 4-м квартале прошлого года, а в 2015-м – вообще рухнули и погребли под обломками многие автоцентры, а также страховые компании, специализирующиеся на автостраховании.

    Проблема в том, что стоимость ремонта в автосервисах выросла на 25-30%, а премии по таким договорам были получены по «старым» расценкам. «Добирать» их российское законодательство не позволяет, а исполнения обязательств перед клиентами в полном объеме жестко требуют новый регулятор и суды.

    Серьезно пострадали сегменты рынка, связанные с обслуживанием юрлиц.

    Например, страхование строительно-монтажных рисков. В 2014 году Минстрой России принял решение об исключении расходов на страхование СМР из сметы строек с государственным участием. То есть, они больше не компенсируются государственными заказчиками. Между тем, как утверждают эксперты АЦ «Институт страхования», созданного при ВСС, 80-85% взносов по страхованию СМР приходится на страхование строительных объектов, финансируемых из бюджетов разных уровней. Это – серьезная потеря для рынка.

    К концу года кризисные тенденции проявились в добровольном медицинском страховании (ДМС). Юрлица в лучшем случае сохраняли свои медицинские бюджеты на прежнем уровне. И поскольку годовая инфляция стоимости медицинских расходов в стране превысила 15%, то единственное, что оставалось страховщикам, чтобы как-то удержать клиентов, – удешевить стоимость полисов за счет сужения перечня предоставляемых услуг.

    Похожая картина – и в сегменте обязательного медицинского страхования (ОМС). Заместитель генерального директора «Ингосстраха» Алексей Галахов констатирует: «За период с 2005 года ставки страхования в этом сегменте снизились в 5-7 раз. Недостаточность тарифов в среднем составляет 50%. Если к этому добавить убыточность на уровне 40% по договорам страхования юрлиц, ситуация с потенциальной рентабельностью таких договоров оказывается очевидной».

    Лучше меньше, да лучше?

    По правде говоря, кризис не стал основной причиной проблем на страховом рынке. Они накапливались давно, а сейчас лишь проявились в полной мере. Не так давно компания КПМГ в ежегодном обзоре российского страхового рынка отметила значительный рост аквизиционных расходов страховых компаний и расходов на персонал.

    Средний размер расходов на ведение дел (РВД) в 2014 года превысил 43%. Это очень много: страховщики привыкли жить не по средствам. Сюда можно добавить и частую практику, когда взносы, полученные наличными, не вводились в систему вплоть до наступления страхового случая, фактически выводясь из бизнеса.

    Кроме того, самостоятельные каналы продаж практически не развивались. Страховщики массово использовали чужие каналы – такие как банки, автоцентры, а также многочисленные агентские организации. Например, доля взносов по долгосрочному страхованию жизни, полученных через банки, составила 70%. И как только население перестало брать банковские кредиты, сокращение продаж в этом сегменте тут же составило 50%! Примерно так же произошло и в автостраховании.

    Уровень проникновения добровольного страхования в стране остается очень низким: страховщики его никак не развивают, и поэтому оказываются зависимыми от тарифов на обязательные виды страхования, устанавливаемых государством и наиболее упавших вследствие девальвации.

    К счастью, после того как мегарегулятором рынка стал Центробанк, ситуация рынке начала постепенно меняться в сторону большей цивилизованности. Так, в качестве «компенсации» за повышение тарифов по ОСАГО изменения в закон об этом виде страхования заметно ужесточили требования к страховщикам.

    В частности, законодательно снижена планка предельного износа на автотранспорте – с 80 до 50%. Увеличены лимиты страховых выплат до 400 тыс. рублей по имущественному вреду и до 500 тыс. рублей за вред жизни и здоровью, упрощен порядок получения возмещения. Введены штрафы для страховщиков как за задержку выплаты, так и за просрочку в выдаче мотивированного отказа. Регулятором в 2014 году даже было сформировано специальное подразделение по работе с жалобами потребителей со штатом 400 человек.

    Российским союзом автостраховщиков была утверждена единая методика оценки восстановительного ремонта. То есть, впервые появились четкие ценовые ориентиры при определении стоимости ремонта. Эту методику утвердили ЦБ и Минюст, и теперь ею будут руководствоваться суды при рассмотрении споров в сфере ОСАГО.

    Страховщики жизни в 2014 году получили налоговую поддержку: на приобретателей долгосрочных полисов страхования жизни теперь будет распространяться льгота по налоговому вычету в пределах суммы 120 тыс. рублей за год.

    Наконец, в Госдуму был внесен Закон о механизмах оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате ЧС – пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий. Он направлен на стимулирование добровольного страхования имущества граждан от чрезвычайных ситуаций. После его принятия в случае потери единственного жилья в результате ЧС на полную компенсацию от государства, согласно документу, может рассчитывать лишь тот, кто предварительно застраховал свою недвижимость.

    Одним словом, есть надежда, что четкие правила игры сделают рынок более прозрачным и менее криминальным, а стимулирующие меры помогут продвигать ряд видов страхования. Кроме того, кризис наверняка очистит страховое «поле» от «сорняков» в виде мелких ненадежных и демпингующих фирм. И есть надежда, что рынок начнет-таки предпринимать меры для увеличения рентабельности, например, за счет оптимизации бизнес-процессов, сокращения избыточного штата и зарплат.

    Полный вариант статьи читайте в свежем номере журнала "Дело", главная тема которого "Телекоммуникации. Связь. IT-технологии"  

    Материалы автора:

    Рынок – общий, подходы – разные

    Снова «деревянный»?!

    Между стагнацией и рецессией

    Девальвация «черного золота»

    Дошли до точки. Равновесия?!.

    Всем затянуть пояса!..

    Ниже плинтуса…

    На точке «замерзания»

    Рунет «заважничал»

    «Двигатель» продаж – конкуренция

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by