Delo.by,

    Комментарии 20 Авг 2015 17:04

    Игра в либерализацию

    Белорусское государство не смогло обеспечить инвесторам стабильные правила игры в сфере «зеленой» энергетики

    Татьяна Маненок, специально для "Дела"

     

     

    Подстегнуть развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в Беларуси помогла, как ни странно, Россия. Несколько лет назад российское руководство всерьез вознамерилось перевести ближайшего союзника на рыночные «рельсы» в сфере поставок энергоресурсов. В частности, Россия в то время привязала цену поставок газа в Беларусь к европейской формуле, из-за чего они в одночасье выросли практически в 2 раза.

    Более того, при таком подходе цены были обречены на дальнейший рост, что серьезно озадачило белорусское руководство и заставило радикально пересмотреть подходы к развитию бизнеса в энергетической сфере.

    «Собственные природные ресурсы надо превращать в деньги... Пусть приходят польские, китайские, белорусские – любые инвесторы», – такое неожиданное заявление летом 2010 года сделал тогда еще белорусский премьер Сергей Сидорский.

    Чтобы притянуть инвесторов в энергетические проекты, правительство в то время было готово одарить их всяческими льготами. Речь шла об освобождении от уплаты налогов на землю под реальные объекты, предоставлении льгот еще на этапе становления бизнеса и др.

    И это были не просто пустые заявления. Не по-белорусски оперативно 27 декабря 2010 года был принят весьма либеральный по своему духу Закон «О возобновляемых источниках энергии».

    Новый Закон гарантировал производителям «зеленой энергии» не только право на подключение к государственным энергетическим сетям установок по использованию ВИЭ, но и на покупку госорганизациями всей произведенной из этих источников энергии.

    Причем в первые 10 лет со дня ввода в эксплуатацию установки по использованию ВИЭ тарифы на энергию устанавливались на уровне тарифов для промышленных предприятий с применением повышающих коэффициентов, дифференцированных в зависимости от вида ВИЭ. В последующие 10 лет покупка энергии осуществляется с применением установленных в соответствии с законодательством коэффициентов, стимулирующих использование ВИЭ.

    По оценкам экспертов, срок окупаемости установок по производству «зеленой» энергетики в то время составлял в среднем около 7 лет, что, естественно, не могло не стимулировать желающих вложиться в такие проекты.

    Этот Закон стал серьезным стимулом для многих отечественных, а также зарубежных компаний. Инвесторы быстро оценили возможности, которые белорусское государство гарантировало им законодательно, и приступили к реализации конкретных проектов.

    Фактически бизнес допустили к ритейлу в электроэнергетике. Ведь с 2012 года энергоснабжающей организацией в Беларуси уже могло выступать любое юридическое лицо, независимо от формы собственности, «имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении электросети, по которым можно передавать электроэнергию потребителю, или источник электрической энергии». А до этого времени поставщиками электроэнергии могли выступать только предприятия и организации, входящие в систему Минэнерго.

    В «Белэнерго» не без гордости отмечали, что допуск на рынок электроснабжения частных компаний можно рассматривать как начало процесса создания в стране оптового рынка электроэнергии и, следовательно, как первый шаг к реформированию национальной энергосистемы.

    Конец «романтического» периода

    Либеральные правила игры на энергетическом рынке продержались недолго.

    В Беларуси в соответствии с Указом № 209 «Об использовании возобновляемых источников энергии», который Александр Лукашенко подписал 18 мая 2015 года, условия для инвестирования в строительство объектов возобновляемой энергетики принципиально изменились.

    Самое главное нововведения в сфере «зеленой» энергетики: теперь правительство будет квотировать объемы вырабатываемой электроэнергии на возобновляемых источниках энергии. И это невзирая на то, что доля ВИЭ в энергобалансе Беларуси по-прежнему остается мизерной – менее 1%.

    Если раньше любой инвестор мог свободно построить электростанцию и продавать энергию государству, то новый Указ вводит квоты на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии.

    Квотирование будет распространяться на строительство новых установок, а также модернизацию и реконструкцию действующих установок. То есть, если на существующей установке потребуется увеличить мощность, то на такую модернизацию нужно получить разрешение соответствующих органов.

    Правда, квоты не распространяется на компании, которые собираются производить энергию исключительно для собственных нужд: то есть, если они не поставляют ее в государственную сеть, а также на установки, на строительство которых заключен и зарегистрирован инвестиционный договор до 20 мая 2015 года.

    Указ о квотах вступит в силу 21 августа 2015 года. Пока же правительство должно принять постановление, в соответствии с которым будут установлены правила квотирования и распределения квот.

    Указ также вводит новые правила определения тарифов в этой отрасли. Прежде всего, документом предусмотрена дифференциация повышающего коэффициента, применяемого при определении тарифов на электроэнергию, производимую установками по использованию ВИЭ. Причем повышающий коэффициент будет дифференцирован не только по виду источника возобновляемой энергии, но и по электрической мощности установки, фактическому сроку службы оборудования, иным параметрам данных установок.

    Вводя дифференциацию размера коэффициента по сроку службы оборудования, государство таким образом пытается ограничить использование в Беларуси установок, бывших в эксплуатации в других странах (к примеру, ветряных установок, солнечных батарей).

    В соответствии с Указом, повышающие коэффициенты могут применяться инвесторами в полном объеме только при условии непревышения заявленных инвесторами сроков создания установок по использованию ВИЭ. Максимальный срок использования повышающего коэффициента инвестором –10 лет с даты ввода таких установок в эксплуатацию.

    Если же сроки создания установок превышены, то десятилетний срок уменьшается на период просрочки строительства. При этом компании, которые ввели в эксплуатацию объекты или заключили инвестиционный договор на их строительство до 20 мая 2015 года, смогут продавать энергию по старым тарифам в течение 10 лет.

    Компании, которые создают установки исключительно для собственных хозяйственных нужд, излишки произведенной энергии могут поставлять в государственные энергетические сети, но только по стимулирующему тарифу (на 25 мая 2015 года он равен 0,85), а вот повышающие коэффициенты к ним не применяются.

    Минэнерго настояло

    Документ о квотировании «зеленой» энергии пролоббировало Минэнерго Беларуси. Министр энергетики Беларуси Владимир Потупчик еще в феврале 2015 года сообщил журналистам, что государство будет квотировать объемы вырабатываемой электроэнергии на возобновляемых источниках энергии. Основной аргумент Минэнерго в пользу квот: «зеленая энергетика» не по карману государству. Как отмечают энергетики, «Белэнерго» должно покупать эту энергию по тарифу 41 цент за 1 кВт?ч при себестоимости 9 центов, а всю разницу приходится оплачивать энергетикам.

    В гособъединении подсчитали, что в 2014 году «Белэнерго» потратило на оплату «зеленой» энергии $29 млн., а в этом году эта сумма может увеличиться до $40 млн. Таким образом, как говорят энергетики, «мы практически отвлекаем капитал от своей инвестдеятельности и стимулируем его вывоз».

    Чтобы не допустить этого, «Белэнерго» еще в конце 2014 года направило в адрес РУП-облэнерго письмо о приостановлении выдачи технических условий на подключение к сетям энергосистемы установок с использованием ВИЭ. Как потом поясняли энергетики, таким образом они хотели остановить «бум» получения разрешений на строительство «зеленых» энергоустановок, который активизировался вслед за тем, как «Белэнерго» приступило к подготовке введения квот.

    Но в то время заморозить выдачу техусловий под устроительство установок для ВИЭ не позволил белорусский антимонопольный регулятор Минэкономики. Министерство указало на то, что своими действиями «Белэнерго» нарушило антимонопольное законодательство и предписало гособъединению отозвать свое письмо. «Белэнерго» ничего оставалось только подчиниться этим требованиям.

    Но и тогда было понятно, «схватка» антимонопольного органа и энергетиков предрешена. Ведь сторонники квот запаслись убедительными аргументами, чтобы доказать, что поддержка «зеленой» энергии государству сегодня просто не по карману. А на фоне стабильных цен на энергоносители, которые Беларусь в ЕАЭС пока получает по щадящим ценам, другие аргументы просто не рассматривались.

    Полный вариант статьи читайте в номере журнала "Дело", главная тема которого "Человек Дела 2015"

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by