Delo.by,

    Комментарии 14 Авг 2015 15:05

    ПОТЕПЛЕНИЕ... НА ЗАПАДНОЙ ГРАНИЦЕ

    Открываются новые возможности реализовать накопленный потенциал белорусско-польских деловых отношений

    Павел Петько, «Дело»

     

     

    Деловые отношения между Беларусью и Польшей уже несколько лет подряд характеризуются  своеобразной стабильностью. Так, в течение последних нескольких лет товарооборот Беларуси и Польши держится на одном уровне − $2,4 млрд., причем, большую часть этой суммы составляет импорт из соседней страны − около $1,5−1,6 млрд. В свою очередь белорусские компании ежегодно экспортируют на польский рынок продукцию на сумму около $800 млн.

    На фоне некоторого потепления отношений с Евросоюзом белорусские власти решили возобновить активные контакты с западной соседкой. Так, в октябре прошлого года в Варшаве прошел белорусско-польский инвестиционный форум, на котором присутствовали министр экономики Польши Януш Пехотинский, министр сельского хозяйства страны Марек Савицкий, а также вице-премьер Беларуси Михаил Русый. Чиновники высказали мнение, что в ближайшее время стоит ожидать активизации отношений между двумя странами, а взаимный товарооборот может превысить $3 млрд. уже в 2015 году. Какие же сферы могут стать драйверами роста?

    ОТ ЯБЛОК ДО КАЛИЙНЫХ УДОБРЕНИЙ

    Говоря о новых тенденциях в белорусско-польских торговых отношениях, заместитель председателя Белорусской торгово-промышленной палаты (БелТПП) Владимир Улахович отмечает, что сейчас отечественные компании начали поставлять в Польшу товары по нескольким новым направлениям. Например, среди 87 новых номенклатурных позиций белорусского экспорта в прошлом году впервые появились мужские сорочки, которых белорусская компания Eliz отгрузила почти на миллион долларов. Традиционно хорошо на польском рынке продаются белорусская нефтехимия, сжиженный газ, калийные удобрения и металлургическая продукция.

    Отдельной статьей идут изделия из дерева. Дело в том, что в свое время в Польше большие инвестиции были вложены в деревообрабатывающую промышленность, в результате чего был создан целый кластер компаний этого профиля, поэтому сегодня польский бизнес с удовольствием закупает исходные материалы и древесину первичной обработки в Беларуси.

    «Сегодня нарастить экспорт белорусским предприятиям мешают в первую очередь, те ограничения, которые действуют со стороны общего европейского рынка, − говорит В. Улахович. −То есть, с одной стороны, рынок ЕС построен по принципам ВТО и как будто бы открыт для всех, но с другой − инструменты, так называемого большого протекционизма, в любом случае присутствуют и работают против третьих стран. Это и квотирование, и антидемпинг. Более того, Беларусь по-прежнему оценивают как страну с нерыночной экономикой. В последнее время наметились позитивные изменения для белорусских предприятий, поэтому мы настроены оптимистично. Отечественная продукция узнаваема на европейском рынке, и наши польские партнеры ждут, что ее присутствие станет более масштабным и серьезным».

    В свою очередь, импорт из Польши более разнообразен − местные компании поставляют в Беларусь как продукты питания, например, молоко, яблоки и мясо, так и медицинские препараты, бытовую технику, мебель и т.д.

    «Из-за российских санкций польские фирмы испытывали проблемы с поставками мясной продукции в Беларусь, однако мы смогли нарастить экспорт по многим другим позициям и компенсировать наши потери, − рассказал «Делу» Збигнев Шмуневски, руководитель отдела содействия торговле и инвестициям Посольства Республики Польша в Беларуси. −Я думаю, что сегодня нужно от простой торговли переходить на новый уровень сотрудничества − к совместному производству (СП)».

    ИНВЕСТИЦИИ − ДЕЛО... СЕМЕЙНОЕ

    Как отмечают эксперты «Дела», польский бизнес в Беларуси в плане инвестиций пока находится далеко не на лидирующих позициях. По данным БелТПП, в 2014 году в белорусскую экономику было вложено $193,5 млн. польского капитала, из которого $120 млн. являлись прямыми инвестициями. Почему же, обладающая развитой экономикой Польша, несмотря на географическую близость, пока не входит в число крупнейших иностранных инвесторов для Беларуси?

    «Во-первых, из-за того, что в Польше бизнес начал формироваться «с нуля» в начале 90-х годов прошлого века, и у местных предпринимателей долгое время не было достаточно ресурсов, чтобы инвестировать в другие страны, −отмечает З. Шмуневски. −И только сейчас некоторые польские фирмы начинают интересоваться иностранными проектами, чтобы вложить туда деньги. Во-вторых, экономики Беларуси и Польши очень сильно отличаются − как по схеме управления, так и в плане законодательства, поэтому польские бизнесмены опасаются инвестировать. И, в-третьих, около 75% ВВП Польши сегодня формируется малыми и средними компаниями семейного типа численностью до 250 человек. Для таких фирм в Беларуси нужно разработать особую модель сотрудничества, создать специальное законодательство».

    По мнению эксперта «Дела», малый и средний бизнес семейного типа, который составляет костяк польской экономики, пока не готов инвестировать в Беларусь, так как опасается потерять свои деньги. Решающим моментом в этом плане является вопрос отсутствия в белорусском законодательстве собственности на землю, что не оставляет инвестору иного выбора, как брать ее в аренду у государства без всяких гарантий.

    Несмотря на некоторые нерешенные проблемы, польские компании начинают все больше интересоваться возможностями для инвестиций в Беларусь. Способствуют этому, с одной стороны, выгодное географическое положение нашей страны, которая является частью ЕАЭС, а, с другой, − более активная деятельность отечественных  чиновников и организаций.

    Что касается белорусских инвестиций в Польшу, то здесь наибольшую инициативу проявляют крупные белорусские предприятия-экспортеры. По словам В. Улаховича, сегодня в соседней стране открыто 18 представительств таких компаний, среди которых БелЖД, Белавиа, Беларуськалий, Белнефтехим и др.

    РЕЗЮМИРУЯ

    По оценкам экспертов «Дела», в ближайшие два-три года число фирм с польским капиталом в Беларуси значительно увеличится, причем, в нашу страну придут крупные компании из сфер энергетики, транспорта, финансов. В то же время есть надежда, что белорусские экспортеры, особенно на фоне трудностей на российском рынке, все-таки оценят важность европейского рынка и постараются занять на нем свою нишу. Главное, что мешает сделать это уже сегодня, − отсутствие квалифицированных маркетологов, которые могли бы агрессивно продвигать белорусские товары на рынках ЕС. Хороший пример решения проблемы нашла швейцарская компания Stadler, которая открыв в Беларуси предприятие по сборке электричек, отправила их на обучение...на свой завод в Польше. 

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by