Delo.by,

    Комментарии 30 Июл 2015 23:47

    Деньги …на кончиках пальцев

    Современный мобильный банкинг постепенно заменяет другие способы управления банковским счетом

    Игорь Клоков, «Дело»

     

     

    Тренд на дистанционное банковское обслуживание наблюдается уже несколько лет. Вслед за sms-банкингом лидирующее положение среди банковских IT-решений занял Интернет-банкинг. Но первые месяцы 2015-го показывают, что технологический лидер в дистанционном обслуживании может смениться. На второй квартал нынешнего года приходится «парад премьер» приложений для мобильного банкинга. О выходе совершенно новых решений или о доработке существующих объявили как системообразующие банки, так и средние финансовые учреждения.

    С оглядкой в прошлое

    Ровно 20 лет назад на популярной выставке Comdex создатель корпорации Microsoft Билл Гейтс выступил со знаменательной речью под названием «Informationatyourfingertips» - «Информация на кончиках ваших пальцев». В докладе бизнесмен озвучил свой прогноз мирового развития информационных технологий, которые должны были изменить все сферы жизни − от промышленного производства до медицины и развлечений.

    Речь сопровождалась очень убедительным постановочным фильмом, недешевым, судя по декорациям. Основная идея этого выступления: будущее – за карманными компьютерами. Гейтс тем самым направил развитие компьютерной индустрии на путь создания карманных («наладонных», palm-top) устройств. И как оказалось – в финансовый тупик. Будучи компьютерщиком, Гейтс недооценил значение телекоммуникаций, которое вскоре привело к «тотальной мобилизации» человечества. Небольшой просчет обошелся в миллиарды долларов убытка для компаний, прислушавшихся к гуру и вложивших средства в производство карманных PC.

    Но в плане перспективы развития технологий, компьютерный гений оказался на высоте. Напророченное им 20 лет назад будущее сегодня стало явью. Смартфоны и планшеты действительно изменили образ жизни, теперь им доверяют даже финансы. Первые мобильные банковские приложения в Беларуси появились еще в середине «нулевых» годов. Сегодня, по данным Приорбанка, число пользователей мобильного банкинга составляет 40% от количества пользователей Интернет-банкинга. «Мобильный банкинг пока менее популярен, но именно он будет активно развиваться в ближайшие 3-5 лет», − считают в Приорбанке.

    Трудности перевода

    Как часто бывает с любым только формирующимся явлением, в вопросах мобильного банкинга образовалась неразбериха. По крайней мере, с точки зрения рядового пользователя. Дело в том, что мобильным банкингом первоначально именовали услугу, позволявшую выполнять определенные операции с мобильного телефона, с помощью sms.

    Функционал этой услуги крайне ограничен, поэтому она не получила большого распространения и с приходом Интернет-банкинга практически прекратила свое существование. Но некоторые банки пошли по пути совершенствования sms-банкинга. Для этого предложили установить в смартфоне приложение, которое улучшало интерфейс и позволяло обходиться без набирания вручную команд в sms. Эти приложения сегодня также именуются мобильными приложениями. Но по сути  ими не являются.

    «Новая эра» для мобильного банкинга началась с  перевода функционала Интернет-банкинга на смартфоны. Именно по этому пути идет большинство банков. Но здесь технологические подразделения  финансовых учреждений столкнулись с рядом проблем, главная из которых – разнообразие операционных систем (ОС) на смартфонах.

    Приложение для смартфона, управляемого ОС Android, не будет работать на iPhone, где установлена «операционка» IOS. А есть еще немало смартфонов с Windows Mobile и Windows Phone. Разрабатывать приложения сразу под все ОС не каждый может себе позволить. Кроме того, не нужно сбрасывать со счетов и пользователей планшетных компьютеров, которые работают под управлением Windows 7, 8, 8.1.

    Разработчики с переменным успехом взаимодействуют с банками-заказчиками по этой проблеме.  

    «Постоянный рост количества пользователей смартфонов с операционной системой от Microsoft привел к тому, что все ведущие банки вынуждены поддерживать три основные мобильные платформы: Android, iOS и Windows Phone, − отмечает Дмитрий Иванейчик, начальник отдела мобильных систем и технологий компании IBA IT Park. −При этом почти все участники рынка пришли к выводу, что необходимо разрабатывать отдельные приложения для каждой платформы, тогда как ранее были попытки использовать кроссплатформенные средства разработки, которые позволяли сделать одно приложение сразу для нескольких операционных систем. Но такой подход в большинстве случаев себя не оправдал».

    Неудивительно, что в этом сегменте образовалась пауза. Участники рынка выжидают − и не без оснований. На помощь снова, как это бывало уже не раз, обещает прийти Microsoft. На середину года запланирован выход на рынок новой версии ОС Windows 10 – это универсальное решение для всех устройств  от десктопов до смартфонов.

    Гонка без лидеров

    По данным IDC, международной аналитической компании, специализирующейся на исследованиях рынка информационных технологий, – уже в 2013-ом продажи планшетов превысили продажи традиционных компьютеров (включая ноутбуки). Правда, 2014-ый показал небольшой откат – продажи ноутбуков снова выросли, а темп роста продаж планшетов снизился. Некоторые аналитики связывают это с масштабной акцией все того же софтверного гиганта Microsoft.

    Он предложил производителям устанавливать на новых ноутбуках свою «операционку» Windows 8.1. на льготных условиях. Другие наблюдатели полагают, что причина в другом: рынок планшетов достиг насыщения – по крайней мере, в развитых странах, в то время как ноутбуки, больше приспособленные для продуктивной работы, по-прежнему находят своего потребителя. Прогноз Gartner, крупнейшей исследовательской компании, специализирующейся на IT-рынке, эти выводы все-таки не подтверждает.

    В сфере дистанционного банковского обслуживания эти данные нельзя не учитывать. Поэтому очевидный, диктуемый рынком и потребителями банковских услуг, тренд на ближайшие годы – перевод Интернет-банкинга в мобильный формат. И здесь есть над чем поработать. Если существующий Интернет-банкинг дает пользователю огромные возможности для управления счетом, то мобильные приложения пока еще только приближаются к этому. Да и Интернет-банкинг еще есть куда развивать.

    Журнал «Дело» провел собственное исследование предложений банковских IT-решений для Интернет-банкинга и мобильного банкинга, в результате которого выяснилось, что большинство из них ориентировано на физических лиц. До сегмента B2B у большинства банков «руки еще не дошли». Всего из 28 банков, входящих в банковскую систему Беларуси на конец мая 2015-го, Интернет-банкинг предлагает 21 банк. Почти половина из них осуществляют подключение только в отделениях банков, остальные допускают подключение online, в инфокиоске или по телефону. И всего четверть общего числа банков с Интернет-банкингом предлагают его для юридических лиц. Между тем это решение является хорошей альтернативой традиционному «Клиент-Банку». Его наверняка по достоинству оценит рынок.

    Практически все мобильные приложения также ориентированы на физических лиц. С их помощью клиенты банка могут: производить платежи, в том числе в системе «Расчет» (ЕРИП), а также свободные платежи; переводить деньги с картсчета на картсчет, в том числе и на счета в других банках; получать выписки; заблокировать и разблокировать карточку; оформить заявку на выпуск/перевыпуск карточки; настроить автооплату; настроить push-уведомления о движениях по карточке. Как правило, мобильные приложения предлагают и другие услуги, непредусмотренные системой Интернет-банкинга: локатор услуг (поиск отделений, банкоматов, инфокиосков банка), визуализацию платежей (построение диаграммы платежей), графическое отображение сети банкоматов, информацию о курсах обмена валют, географические карты.

    Мобильные приложения для юридических лиц позволяют подключиться к обслуживанию, используя логин и пароль от Интернет-банка для юридических лиц, видеть счета и остатки, построить выписку и контролировать операции по счету.

    Заглядывая вперед, разработчики предлагают внедрять в мобильные приложения функционал, позволяющий также решать аналитические задачи. К этому подталкивает успешное появление аналитических функций в Интернет-банкинге наиболее продвинутых банков. Но их эффективность сдерживается состоянием IT-решений для потребительского рынка, в частности, для торговли.

    В разработке мобильных приложений хорошо прослеживается тренд на market-drivenproduct  − продукт, разработка которого продиктована требованиями рынка. Например, в Приорбанке изначально отказались от типового «коробочного» решения, а стартовали в 2012-ом с собственной разработки, учитывающей лучшие мировые практики. В результате сегодня, как сообщила «Делу» пресс-служба банка, реализован комплекс полноценных решений для различных платформ и устройств, в том числе для операционных систем  Android, IOS, Windows Phone, а также − планшетные версии для iPad и  Android. Эти приложения практически полностью копируют функционал Интернет-банка.

    Одним из решений, реализованным в мобильных приложениях и продиктованных рынком, стало установление эффективной обратной связи клиента с банком. Эта опция может помочь банкам и в распространении онлайн-сервисов. Ведь банкиры традиционно сетуют на неготовность клиентов к дистанционному обслуживанию, вызванному недоверием к онлайн-технологиям и неосведомленностью.

    Вместо резюме: санация, «мобилизация» и передел банковского рынка

    Сложно поверить,  что клиенты не знают о существовании Интернет-банкинга. На всех сайтах банков эта услуга легко обнаруживается,  причем нередко  за счет яркого дизайнерского решения.

    Но вот в неосведомленность о мобильных приложениях поверить легко, поскольку на сайтах большинства банков, даже имеющих эту услугу в  своем арсенале, информацию о ней можно найти только в результате скрупулезного поиска. Создается впечатление, что банки не очень-то верят в отдачу таких решений.

    Кстати говоря, несколько банков «выстрелили» своими мобильными приложениями, иногда даже в стадии их полуготовности, именно ко времени отзыва лицензий у трех белорусских банков. Тем самым наиболее расторопные банкиры торопятся прибрать к рукам клиентов тех учреждений, которые прекратили деятельность. Мобильный банкинг оказывается весомым конкурентным преимуществом на рынке банковских услуг и позволяет банкам, имеющим такое IT-решение, увеличить свою долю  на рынке ритейла и в корпоративном сегменте.

    Полный вариант статьи читайте в номере журнала "Дело", главная тема которого "Финансовые услуги. Инвестиции"

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by