Delo.by,

    Комментарии 25 Июл 2015 1:33

    «Великий камень» на Шелковом пути

    Китай приступил к реализации международного интеграционного проекта экономического пояса Шелкового пути. Какая же роль в нем отведена Беларуси?

    Татьяна Маненок, специально для «Дела»

     

    Проект экономического пояса Шелкового пути нацелен на поддержку инвестиционных и инфраструктурных проектов в странах Евразии, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), направленных на формирование единого рынка торговли между Европой и Азией.

    По разным оценкам, на реализацию задуманного потребуется около 30 лет. За это время в Пекине рассчитывают создать комплекс зон свободной торговли и транспортно-логистической инфраструктуры, существенно упростить таможенные и визовые процедуры, увеличить объемы использования национальных валют во взаиморасчетах между странами – участниками проекта, расширить двух- и многосторонние контакты в научно-технической, образовательной и гуманитарной сферах.

    Таким образом, Китай дает Востоку и Западу шанс сблизиться. При этом китайская сторона всячески подчеркивает, что реализация концепции не дублирует и не соперничает с такими объединениями, как Шанхайская организация сотрудничества и Евразийский экономический союз. Наоборот, как отмечает китайское руководство, ее реализация способна наполнить эти механизмы новым содержанием и придать им дополнительный импульс.

    Безусловным фактором превосходства Экономического пояса Шелкового пути над другими проектами является, конечно же, финансовое могущество Китая, который способен обеспечить реализацию грандиозного проекта без ущерба для своей экономики и без угроз внешней стабильности в регионе.

    Финансирование проекта будет осуществляться через Азиатский банк инфраструктурных инвестиций с капиталом в $100 млрд., штаб-квартира которого находится в Пекине. Сейчас учредителями банка являются 57 государств, среди которых Казахстан, Узбекистан, Грузия, Азербайджан. Заявка России на присоединение к странам-учредителям банка была одобрена 14 апреля 2015 года. Первый транш в $10 млрд. из $40 млрд., выделенных на развитие инвестиционных проектов, уже поступил в фонд «Нового Шелкового пути».

    Новая стратегия сразу же получила поддержку в большинстве стран бывшего СНГ. В декабре 2014 был подписан Протокол о сотрудничестве в области совместного строительства экономического пояса Шелкового пути между Министерством коммерции Китая и Министерством экономики Беларуси.

    Сильное звено

    Белорусское руководство не сомневается, что наша страна для Китая – наиболее стабильный и приемлемый партнер в европейском регионе. И поэтому уже сейчас Беларусь, как было заявлено на официальном уровне, готова активно включиться в работу по наполнению этой инициативы конкретными проектами – транспортными, логистическими, инфраструктурными.

    По логике, для этого есть хорошие предпосылки. Беларусь лежит на пересечении важных торговых путей, связывающих Балтию с Черным морем, а также Россию с Европейским союзом. Поэтому Беларусь намерена активно развивать участки трансконтинентальных транспортных коридоров, совершенствовать логистическую инфраструктуру на своей территории, в том числе с участием китайских компаний.

    С 1 мая открылось прямое воздушное сообщение между Китаем, Беларусью и Венгрией (инициатором стала китайская авиакомпания «Эйр Чайна»). Это событие, кстати, тоже приурочили к проекту создания экономического пояса Шелкового пути.

    Одной из важнейших составляющих экономического пояса Шелкового пути руководство Беларуси считает белорусско-китайский индустриальный парк «Великий камень». Более того, как заявляет белорусское руководство, китайско-белорусский парк должен стать узловой платформой по возрождению Шелкового пути.

    Старт «Великому камню» дан в апреле 2015 года. Правда, пока в парке начались лишь строительные работы по созданию внутренней инфраструктуры.

    Правительство давно пыталось ускорить старт «Великого камня». Для этого в 2014 году был создан координирующий орган – рабочая группа в составе белорусских и китайских госорганов и организаций.

    В конце 2014 года в состав акционеров парка вошла китайская корпорация «Синомач», благодаря чему уставный фонд управляющей компании парка был увеличен до $70 млн.

    Соучредителем компании по развитию китайско-белорусского индустриального парка является китайская корпорация инжиниринга САМСЕ, которая в этом проекте выступает в генподрядчиком. Сейчас китайская сторона занимается поставкой оборудования и ее монтажом, а всем остальным – белорусская сторона.

    К осени 2016 года на стартовой площадке парка должны быть построены дороги, сети электроснабжения, а к концу следующего года – завершено строительство готовых объектов недвижимости.

    В целом в течение двух лет в создание инфраструктуры «Великого камня» планируется инвестировать $100-120 млн. Около половины этой суммы – это собственные инвестиции акционеров, остальное – долгосрочный кредит Эксимбанка Китая. Отметим, что ранее правительство Китая пообещало выделить Беларуси безвозмездную помощь в размере 150 млн. юаней ($24,43 млн.) для подготовки и реализации проекта по электрификации территории первоочередного освоения «Великого камня», а также других проектов технико-экономической помощи.

    Во время минских переговоров китайско-белорусскому индустриальному парку «Великий камень» было уделено особое внимание, поскольку он должен стать, как было сказано, «важной узловой платформой инициативы Си Цзиньпина по возрождению «Экономического пояса Шелкового пути». По словам заместителя начальника отдела департамента Европы и Азии Министерства коммерции КНР Чжан Дун, общий объем инвестиций первых 15 резидентов индустриального парка «Великий камень» составит около $2 млрд.

    Первые ласточки

    Во время визита китайского лидера в Беларусь первым 7 резидентам Китайско-белорусского индустриального парка вручены свидетельства о регистрации (правда, эти резиденты не назывались). Пока лишь известны имена и первых резидентов парка – это китайские корпорации Huawei и ZTE.

    ООО «Бел ХуавэйТехнолоджис» зарегистрировалась 20 июня 2014 года, а ООО «Завод телекоммуникационного оборудования» (ЗТО, учредитель – китайская корпорация ZTE) – 31 октября прошлого года. «Бел Хуавэй Технолоджис» планирует реализовать в парке инвестпроект по созданию центра НИОКР «Хуавэй». По словам министра связи и информатизации Беларуси Сергея Попкова, в рамках парка будет построена высокотехнологичная лаборатория по разработке новых технологий и услуг «с последующей передачей прав, в том числе белорусской стороне».

    ООО «ЗТО» собирается организовать в парке производство современного телекоммуникационного оборудования для операторов мобильной и проводной телефонной связи, производство компонентов систем транспорта, производство электротранспорта и комбинированных источников электроснабжения, а также собственное производство в области 4G.

    Кроме того, во время визита китайского лидера в Беларусь руководство «Великого камня» обменялось соглашениями о намерении стать резидентами парка с представителями 14 компаний.

    Справка «Дела»

    Разговоры о возрождении самого знаменитого из древних торговых каналов планеты велись давно. Стратегии «Экономического пояса Великого шелкового пути» и «Морского Шелкового пути» были выдвинуты председателем КНР Си Цзиньпином осенью 2013 года. Вновь на карте мира Великий шелковый путь, соединяющий три континента, появился в июне 2014 года, когда его маршрут был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Инициатива предполагает создание 7 поясов: транспортного, энергетического, торгового, информационного, научно-технического, аграрного и туристического. В результате вокруг Китая может сложиться новый мегарынок, включающий в себя около 3 млрд. потенциальных потребителей из азиатских и европейских стран.

    Согласно концепции Нового Шелкового пути, его основные маршруты ведут из Китая через Центральную Азию до Европы (до Балтийского моря); из Китая через Центральную Азию и Западную Азию до Персидского залива и Средиземного моря; из Китая в Юго-Восточную Азию, в Южную Азию к Индийскому океану.

    Основные направления морского Шелкового пути XXI века: из морских портов Китая через Южно-Китайское море до Индийского океана и дальше до Европы, а также из китайских портов через Южно-Китайское море в южную акваторию Тихого океана. Цель стратегии – соединить развитые экономики Европы с активными экономиками Восточной Азии, а также задействовать потенциал экономик Центральной Азии.

    Также прорабатывается вопрос вхождения корпорации China Merchants Group в состав СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» с долей 20%. Это будет второй по размеру доли крупный акционер после «Синомач». Об интересе к сотрудничеству с Беларусью заявила и китайская корпорация Hangzhou Wahaha Group. Речь может идти о возможном научном, торгово-экономическом и инвестиционном сотрудничестве в сфере лазерных технологий, оптики, новых химических волокон, полимерных материалов, а также о новых разработках, используемых при производстве машин, сельскохозяйственной техники, тракторов и комбайнов, в том числе роботизированных.

    Впрочем, поиск инвесторов со всех континентов для «Великого камня» продолжается. Как отмечают в администрации парка, сейчас ведутся переговоры примерно с 30 компаниями о регистрации в качестве резидентов. В частности, во время визита А. Лукашенко в ОАЭ в октябре минувшего года состоялись переговоры с эмиратским инвестором, заинтересованным в создании производственно-промышленного кластера на территории «Великого камня». Надежды на «Великий камень» у белорусского руководства особые. – стать важным звеном на пути амбициозного китайского проекта, соединяющего Азию и Европу.

    Полный вариант статьи читайте в номере журнала "Дело", главная тема которого "Финансовые услуги. Инвестиции"

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by