Delo.by,

    Комментарии 2 Июл 2015 21:08

    Успех под копирку

    В одной из публикаций «Дела»* несколько лет назад мы подробно разбирались в «плюсах» и «минусах» франчайзинга. В то время это была малоизвестная у нас технология ведения бизнеса, к которой предприниматели относились настороженно. Как изменилась ситуация сейчас?

    delo.by

    Сегодня наши предприниматели информированы о франчайзинге гораздо лучше. Более того, многие уже воспользовались возможностью «быстрого старта» в бизнесе, который обещают франчайзеры. За последние 1,5-2 года в Беларусь пришли более двухсот франчайзинговых сетей – в первую очередь, в сферу розничной торговли, общественного питания и услуг. Кроме того, белорусские предприниматели и крупные компании все чаще рассматривают франчайзинг как способ создания или развития собственного бизнеса.

    «В последнее время качественно изменились запросы наших бизнесменов: если раньше их интересовала общая информация о франчайзинге, то сейчас вопросы носят в основном практический характер: как выбрать франшизу наиболее подходящую внешним условиям и возможностям, как обезопасить себя при совершении такой сделки, как защитить свои права и интересы, – рассказывает председатель ассоциации «Белфранчайзинг» Ольга Леонтьева. – Покупателей франшизы обычно больше всего интересуют два показателя – сроки запуска проекта и период возврата вложенных инвестиций. Четкие инструкции, помощь и поддержка владельца бренда позволяют начать свое дело в 3-6 раз быстрее, чем при самостоятельном открытии. Сроки окупаемости таких проектов также привлекательнее».

    Нормативная база

    Согласно белорусскому законодательству договоры франчайзинга (комплексной предпринимательской лицензии) подлежат государственной регистрации.

    По состоянию на начало 2015 года в Беларуси были официально зарегистрированы более 180 договоров. Однако эта цифра не отражает реальной картины. По нормам Гражданского кодекса Беларуси обязательными элементами пакета франшизы должны быть фирменное наименование и нераскрытая информация. Это, например, секреты производства или ноу-хау, а также другая информация, имеющая коммерческую ценность для ее владельца и не известная другим лицам.

    В то же время в других странах основное содержание пакета франшизы – это право использования товарного знака. Таким образом, если белорусский предприниматель покупает иностранную франшизу, включающую права на товарный знак, а не на фирменное наименование, такой договор не будет зарегистрирован национальным патентным органом.

    «Кроме того, нередки случаи, когда стороны, фактически использующие отношения франчайзинга, юридически заключают другой договор или комплекс договоров. Эксперты в области интеллектуальной собственности считают, что реальная статистика в 3-4 раз превышает официальную», – говорит О. Леонтьева.

    Факторы риска

    1. Возможные ограничения в выборе поставщиков

    Условием работы по франшизе часто является покупка определенного товара и/или оборудования у конкретных поставщиков. При этом его стоимость может превышать минимальную или даже среднюю на рынке.

    «Подобные условия надо оценивать в совокупности с экономической моделью, предложенной франчайзером – какую выручку даст использование такого товара, существует ли возможность приобретения аналогичного товара у других поставщиков, - ведь зачастую именно закупка определенного товара или ингредиентов является гарантией популярности у клиента и позволяет получить желаемый доход», – считает О. Леонтьева.

    Вывод: прежде чем покупать франшизу, внимательно изучите условия договора на предмет установления таких ограничений.

    2. Возможные потери при отказе от купленной франшизы

    Одним из минусов франчайзинга является довольно сложная процедура выхода из бизнеса. Условия по расторжению договора франчайзинга по желанию франчайзи очень индивидуальны для каждой франшизы.

    Вывод: прежде чем заключать договор франчайзинга, нужно обязательно изучить возможные варианты расторжения этого договора. Нормальной практикой является установление штрафных санкций или специальных условий как, например, поиск нового франчайзи.

    3. Менталитет и недостаточная информированность

    Опыт наших местных предпринимателей выявил еще один неблагоприятный фактор:

    «Основная сложность, с которой приходится сталкиваться у нас – традиционное недоверие ко всему новому, что в принципе характерно для белорусской ментальности, в том числе и для мировоззрения людей бизнеса, которые уже имеют заработанный капитал. Они не особенно готовы идти на какие-либо риски, а франчайзинг все еще является новшеством для Беларуси», – считает Евгения Прокопенко (белорусская франшиза «Pizza Smile»).

    Белорусская франшиза vs иностранная

    В последние годы наряду с иностранными франшизами предлагается все больше белорусских. Причем белорусский франчайзер способен предоставить белорусскому франчайзи гораздо больший объем поддержки, чем иностранные компании.

    Во-первых, национальные франчайзинговые предложения уже опробованы на нашем рынке и конечный потребитель знаком с их продуктами. Во-вторых, при запуске новой точки местный франчайзер может помочь в вопросах регистрации, в выборе системы налогообложения, в соблюдении норм действующего законодательства. В-третьих, территориальная близость франчайзера облегчает взаимодействие за счет работы в едином правовом, культурном и языковом поле.

    Кроме того, белорусские бренды уже известны белорусским потребителям. На нашем рынке уже есть предложение франшиз местных компаний в сфере общественного питания (PizzaSmile, GoodBurger, «Кофе Саунд»), ритейла (Mark Formell, Apsara, ChocoArt), услуг (Oranjet, «Лесенка», TravelerHostel, «Все Малевичи»), а также примеры выхода белорусских компаний на соседние рынки: например, сеть белорусского франчайзера «Кажан» представлена в России и Украине.

    «Белорусские компании-франчайзеры продают не просто бренд, а готовый проект с поставленной системой отношений с регулирующими и контролирующими органами. Проводятся консультации по всем вопросам ведения бизнеса – от регистрации до выбора поставщиков продуктов. Это важно, потому что именно первый этап часто становится камнем преткновения для предпринимателей. Особенно для тех, кто решается на покупку франшизы, не имея опыта ведения бизнеса», – говорит Е.Прокопенко.

    Однако это не значит, что открыть предприятие под известным европейским брендом в Беларуси невозможно или слишком сложно. Это означает лишь то, что перед тем, как покупать франшизу, необходимо адаптировать франчайзинговую модель к условиям нашей страны. У иностранных франшиз могут быть свои весомые «плюсы», которые в долгосрочной перспективе с лихвой оправдают вложенное время и средства.

    Хорошо раскрученный в Европе бренд может стоить очень дорого. Но тут важно ответить на один существенный вопрос: знают ли его у нас в стране?

    Конечно, если речь идет о Burger King или H&M – то сложно найти современного белоруса, который не знал бы про эти компании. И, покупая такую франшизу, предприниматель получает возможность воспользоваться преимуществами раскрученных брендов.

    Если же вы нацелились на небольшую кофейню или пиццерию, названия которых ни о чем не говорят местным жителям, в этом случае лучше обратить внимание на белорусских франчайзеров. Отечественные компании могут предоставить своим франчайзи контакты поставщиков оборудования, товаров, ингредиентов, в то время как поставщики европейских франчайзеров не всегда представлены в нашей стране.

    С другой стороны, настоящий бизнесмен всегда может запустить параллельный проект по импорту недостающих товаров и на этом также неплохо заработать.

    «Анализируя предложение франшиз, я бы советовала будущим предпринимателям не ставить во главу угла национальную принадлежность франчайзера, а в большей степени ориентироваться на объем прав, поддержки, помощи, которые предоставляет владелец бренда», – констатирует О. Леонтьева.

    Выводы

    Прежде чем определиться с покупкой франшизы, ответьте на три вопроса:

    1. Какие сильные стороны имеет бренд?

    2. Сумеете ли вы решить возможные проблемы и сполна использовать преимущества бренда в своем регионе?

    3. Стоит ли выбранный бренд запрошенных денег у нас в стране?

    *См. «Дело» №4/2013.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by