Delo.by,

    Комментарии 5 Мар 2015 12:03

    Процент имеет значение

    Пришло время жесткой денежно-кредитной политики и «дорогих денег»

    Игорь Велентей, специально для «Дела»

     

     

    Несмотря на отсутствие реальных макроэкономических условий для смягчения денежно-кредитной политики белорусское правительство и Нацбанк на протяжении всего 2014 года последовательно реализовывали тактику отхода от политики «дорогих денег». По данным Нацбанка, в минувшем году средние ставки по кредитам для юрлиц в белорусских рублях снизились с 26,5% в январе до 17% в декабре, и это притом, что по кредитам в иностранной валюте они остались практически неизменными и даже немного приросли.

    В результате этого совокупный объем выдачи банками кредитов в национальной и иностранной валютах юридическим лицам за январь-декабрь 2014-го, как информирует Нацбанк, составил Br364 трлн., что на 111,9% превышает уровень 2013 года. При этом белорусские банки выдали долгосрочные кредиты на общую сумму Br104,2 трлн., а это на 101,3% выше уровня 2013-го. Краткосрочные кредиты выданы банками юридическим лицам в сумме Br259,7 трлн., что на 16,8% больше, чем в 2013 году.

    Действовать жестче

    Основой для возврата к старой политике «монетарного распределения» стало отсутствие значимых точек роста для белорусской экономики: в условиях объективно дорогой кредитной поддержки власти не смогли предложить значимых альтернатив привычным драйверам экономического роста, которым на протяжении последнего десятилетия было банковское кредитование. В результате этого темп экономического роста, запланированный еще в 2010 году, оказался фактически сорванным.

    Важную роль для ослабления денежно-кредитной политики сыграло также завершение кредитной программы Антикризисного фонда ЕврАзЭС, условия которой экономическими властями Беларуси, к слову, были выполнены не в полной мере. Однако в связи с тем, что возможность реализации новой кредитной программы этого финансового института для Беларуси не просматривалась, правительство и Нацбанк решили отказаться от принятых обязательств и вернуться к привычным методам административного управления экономикой.

    С учетом принятых решений по переходу к более мягкой монетарной политике последовательно изменялось и отношение властей к проводимой ценовой политике на привлекаемые средства во вклады (депозиты). В частности, процентные ставки по новым вкладам (депозитам) для физлиц (основных «поставщиков» вкладов в банковскую систему) в белорусских рублях, по данным Нацбанка, снизились с 46% годовых до 26% годовых (январь-ноябрь 2014-го). При этом ставки по новым вкладам (депозитам) в иностранной валюте в 2014 году также поступательно снижались и составили в январе и ноябре прошлого года 5,1% годовых и 4,7% годовых соответственно.

    Несмотря на фактический разворот к политике «сравнительно дешевых» денег экономике не удалось «поймать тренд» на возврат к стадии роста.

          Так, по данным Белстата, темп роста ВВП за 2014 год составил 101,6% при запланированном на 2014 год уровне 103,3%. Прирост чистых требований банков к экономике за январь-декабрь 2014 г. составил 2,5% ВВП. В то же время принятые в 2014 году меры по удешевлению кредитов дали негативный эффект уже в краткосрочном периоде, в результате чего индекс потребительских цен (ИПЦ) за 2014 год составил 116,2% при плане в 111%, а ИПЦ, рассчитанный как уровень цен за 2014 год к 2013 году, – даже достиг 118,1%.

    При этом нет никаких сомнений, что в 2015-м экономические власти планировали поэтапно продолжить тактику отказа от политики «дорогих денег». Ведь с учетом главного политического события 2015 года – президентских выборов – усилия властей, очевидно, планировалось сконцентрировать на достижении положительных результатов работы экономики и на этой основе – улучшения имиджа власти. Соответственно, власти планировали последовательно снижать ставки по кредитам и по депозитам, с учетом, однако, планируемого уровня инфляции. Между тем, в декабре 2014 года ситуация в валютной сфере Беларуси резко изменилась, что заставило власти экстренно пересмотреть процентную политику.

    Расставить приоритеты

    До сих пор кажущуюся стабильность на валютном рынке и уверенность властей в незыблемости ситуации не мог поколебать даже экономический феномен, который эксперты назвали «парад девальваций» – значительное ослабление в 2014 году курсов национальных валют стран – партнеров Беларуси по различным объединениям. В частности, на начало ноября 2014-го уровень девальвации российского рубля уже превысил 36% – с 32,66 рубля за доллар на 1 января до 44,40 рубля за доллар на 1 ноября.

    Однако в Беларуси единственной связанной с этим проблемой было принято считать отрицательную разницу при расчетах за поставляемые в Россию товары, работы, услуги, становящиеся причиной значительного ущерба для белорусских экспортеров и снижавшие их конкурентоспособность на российском рынке. В частности, как отмечали представители Минсельхозпрода, потери только за август 2014 года от экспорта продовольствия в Россию составили $160 млн.

    Первый вице-премьер Владимир Семашко видел решение вопроса в том, что девальвация белорусского рубля должна осуществляться более быстрыми темпами, чем девальвация российского рубля. И это должно стать ключевым элементом проводимой государством денежно-кредитной политики. Однако представители Нацбанка считали влияние девальвации российского рубля на стабильность белорусской банковской системы незначительным.

    Между тем, сформировавшийся к середине декабря 2014 года девальвационный навес уже невозможно было игнорировать, и власти реализовали сценарий «скрытой девальвации» с одновременными ограничениями на куплю-продажу иностранной валюты субъектами хозяйствования и населением. Эти меры, во многом стали следствием снижения резервных активов в иностранной валюте почти на $1 млрд. и сопровождались кризисом рублевой ликвидности банковской системы.

    Такое шоковое воздействие в конце декабря – начале января 2015 запустило в действие ставший уже привычным для Беларуси сценарий повышения спроса на белорусские рубли со стороны банковской системы. Власти отказались от планов по дальнейшему ослаблению денежно-кредитной политики и снижению ставок по рублевым депозитам и занялись соответствующими макроэкономическими и монетарными корректировками. В частности, в числе ключевых мер, принятых правительством и Нацбанком, стало прямое воздействие на уровень процентных ставок по депозитам в национальной валюте с целью их увеличения.

    В целях повышения спроса на белорусские рубли во второй половине декабря – начале января Нацбанк повысил ставку рефинансирования сразу на 5 п.п. – с 20% до 25%. Кроме того, с 19 декабря 2014-го более, чем в два раза (с 24% до 50% годовых) увеличены ставки по постоянно доступным и двусторонним операциям поддержки текущей ликвидности банков. Впоследствии с 14 января 2014-го эти ставки снижены до 40% годовых. 

          С 27 января этого года для банков снижен норматив обязательных резервов, депонируемых в Нацбанке, от объема привлеченных средств в иностранной валюте с 12,5% до 10%. Норматив обязательных резервов от привлеченных средств в национальной валюте при этом не изменился и составляет от физических лиц – 0%, от юридических лиц – 9%.

    Со своей стороны, банки отреагировали на эти новшества не просто увеличением процентных ставок по вкладам. С подачи Нацбанка разработан и внедрен новый депозитный продукт для физлиц, предполагающий защиту рублевого вклада (депозита) от девальвации путем выплаты дохода, рассчитанного по соответствующей формуле. Банкам предложено привлекать такие вклады на срок до 1 года, а также унифицировать иные условия их привлечения.

    По мнению Нацбанка, подобный механизм повышает привлекательность сбережений в белорусских рублях по сравнению со сбережениями в иностранной валюте. На сегодняшний день уровень процентных ставок по рублевым депозитам достигает по отдельным банкам 50%. В целом же, по заявлению Нацбанка, в 2015 году процентная политика будет носить антиинфляционную направленность.

    Как показывают расчеты, при условии сохранения текущих темпов девальвации (до 55% по итогам 2015 года) ставки по рублевым депозитам должны составить не менее 70% годовых для их нахождения в области положительного значения по сравнению с доходностью по валютным депозитам на уровне 6%.

    При этом следует понимать, что в год Президентских выборов власти в условиях отсутствия серьезного внешнего финансирования не отважатся на эксперименты в экономике. Это означает, что приоритетом для Нацбанка в 2015 году будет макроэкономическая стабильность.

    Полный вариант статьи читайте в свежем номере журнала "Дело", главная тема которого "Бизнес-образование. Консалтинг. Коучинг"  

    Материалы автора:

    Время новых ставок

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by