Delo.by,

    Комментарии 3 Мар 2015 11:42

    Аварийная остановка

    Автомобильный рынок Беларуси переживает нелегкие времена после девальвации российского рубля и последовавшей за ней массовой скупки нашими согражданами внезапно подешевевших автомобилей в России 

    Игорь Клоков, «Дело»

     

    Авторынок оказался первым сегментом объединенных в рамках ЕЭП экономик, показавшим, что у тесной интеграции есть не только плюсы, но и минусы. Ведущая в «тройке» − Россия внезапно захромала сразу на обе ноги под давлением западных санкций и обвалившейся нефти. На авторынке санкции напрямую не отразились, но сказалась девальвация рубля.

    В результате медленно снижающийся на 6-10% в год авторынок в декабре 2014 г. показал абсолютный рекорд продаж. По данным «Ассоциации европейского бизнеса в России», в декабре 2014 г. продажи новых легковых автомобилей составили 270 653 шт. и выросли на 2,2% по отношению к соответствующему периоду 2013 г. Это был единственный месяц роста за два года.

    Впрочем, дилеры отдают себе отчет в том, что взрыв спроса и распродажа складов «под ноль» вовсе не означают перелом негативного тренда. Это всего лишь реализация запланированных на 2015 г. покупок, и просто спасение сбережений от обесценивания.

    Ближайшее следствие этой всероссийской распродажи – падение спроса в начале 2015 г. и массовое движение на вторичном рынке: будут продаваться как старые машины, которым куплена замена, так и новые – купленные впрок. Однако ряд экспертов считают иначе.

    В частности, партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто убежден, что еще как минимум 1-2 квартала российский авторынок будет на подъеме. Дело в том, что мировые автопроизводители, хоть и обеспокоены потерей прибыли вследствие падения рубля, все же заинтересованы в удержании российского рынка. Ведь долгие годы именно Россия была надеждой и опорой мирового автопрома.

    Как долго она еще в состоянии нести эту функцию – трудно предположить из-за возможной переориентации автопроизводителей на США, Китай и Индию. Но пока автоконцерны не торопятся слишком активно взвинчивать цены в российских автосалонах. Подорожание произошло всего лишь в пределах 10% и планируется в ближайшем будущем еще на 20%. Это делает покупку нового авто все еще очень выгодной.

          Что касается приоритетов по маркам, то «Ассоциация европейского бизнеса» отмечает, что домашний брэнд «Лада» все еще остается в России в лидерах с долей в 15,5% рынка, хотя и потерял за год свыше 15% от этой доли. В фаворе, правда, с существенным отставанием – Kia (7,9%), Renault (7,8%), Hyundai (7,2%), Nissan и Toyota – по 6,5%. Всенародный любимец Volkswagen – всего лишь на 7-м месте с долей в 5,6%. Оценивая влияние автомобильных групп в РФ, эксперты определяют лидером группу Renault-Nissan с 30,1% рынка, которая опередила Hyundai-Kia с 13,1% и Volkswagen Group с 9,3%. В рейтинге самых продаваемых моделей лидируют «Лада Гранта» (152810 шт., 6,1% рынка), Hyundai Solaris (114644 шт., 4,6%), Kia Rio (93648 шт., 3,8%).

    В воронке восточного соседа

    Существенную долю в подъем российского рынка в декабре внесли белорусские автолюбители. Поток авто из России оказался настолько мощным, что в пунктах регистрации образовались круглосуточные очереди, а у ГАИ закончились номера. Для белорусского авторынка этот «хапун» может иметь роковые последствия.

    Если в России с ее 2,5-миллионным рынком декабрьская распродажа имела заметное, но не решающее значение, то для Беларуси «лишние» несколько тысяч могут стать убийственными для рынка. Его объем в 2014 г. оценен в 40 тысяч шт. Но официальные продажи составили около 24 тыс. шт., и почти 70% добавили «серые» поставки. Особенно пострадает бюджетный сегмент и местные автопроизводители.

    Заместитель председателя РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация» Сергей Варивода отмечает: «Сегодня аналитики спорят лишь о глубине падения рынка. Общий объем продаж новых легковых автомобилей, включая продажи отечественных дилеров, в нашей стране в январе или феврале относительно декабря прошлого года рухнет в разы. Думаю, в 3-5 раз. Все будет зависеть от дальнейшей динамики цен на автомобили в России и курса российского рубля».

    Эксперт «Дела» отмечает, что на фоне плавной девальвации белорусского рубля ситуация на рынке тоже меняется плавно.

    «Пузырь» автомобильного рынка не лопнет, а будет быстро сдуваться, поддерживаемый паническими настроениями вкладчиков, не успевшими выгодно пристроить или просто обезопасить свои сбережения, −  говорит  С. Варивода.  −Выгодной инвестицией может оказаться и покупка автомобилей «по старым ценам» в Беларуси. Некоторые дилеры наверняка предпочтут продавать автомобили 2014 г. без значительной корректировки рублевых цен. При этом в цену автомобилей нового прихода импортеры будут закладывать актуальный курс. Я не исключаю, что и часть держателей валютных вкладов предпочтут альтернативную банковской ставке выгоду от покупки автомобилей по ценам, которых потом еще долго на рынке не будет. Хотя, стоит ли зарекаться в нашей стране?! Когда вкладчики выдохнутся, дела пойдут хуже. Стена выросших цен будет труднопреодолима при застывшем уровне доходов и сумасшедших кредитных ставках. Реально рынок может начать восстанавливаться только во втором полугодии. Если не будет новых потрясений».

    Игроки рынка в целом солидарны, но отмечают некоторые специфические различия. По данным холдинга «Атлант-М» (брэнды Volkswagen, KIA, Mazda, Ford, Land Rover и Jaguar), в течение 2014 г. наблюдалась хорошая положительная динамика (до 20%) продаж, но декабрь обвалил рынок. Наименьшие потери понес разве что премиальный сегмент. Прогноз на 2015 г. – минус 10%.

    В холдинге считают, что затишьем будет отмечена вся первая половина года. Судя по количеству ввезенных автомобилей, белорусы не скоро вернутся в салоны. Дилеры будут стараться компенсировать убытки, распродавая модели 2014 г. Затем, скорее всего, будут работать под заказ.

    Такой же точки зрения придерживается и Станислав Рыжиков, заместитель директора ООО «РедМоторс»:

    «Паралич в продажах связан в первую очередь с неопределенным курсообразованием. К концу января-началу февраля условия для продаж автомобилей в какой-то степени восстановились, но количество покупателей остается небольшим. Диспаритет в ценах на одни и те же модели между российским и белорусским рынками привел к тому, что в октябре-декабре 2014 г. машины купили не только те, кто планировал покупку в прошлом году, но и те, кто намеревался сделать это весной. Поэтому традиционный весенний подъем в продажах будет очень небольшим и поддержится, в основном, за счет спроса со стороны юридических лиц.

    Здесь в выигрыше будут дилеры, имеющие в модельном ряду хорошее предложение для корпоративных клиентов, а также достаточный запас по валовому доходу для организации совместных программ с финансовыми институтами (банки, лизинговые компании)».

    Кроме того, наш эксперт считает, что к весне с российского рынка уйдут автомобили 2014 г. с «убийственными» ценами, и импортерами будут озвучены цены на 2015-й модельный год. С учетом негативных трендов на российском авторынке и интенсивной торговли в конце года на пределе рентабельности, а то и «с минусом», не только новые цены будут выше, но и дилеры получат меньшую прибыль на машины 2015 г. А это сузит пространство для их маневра и привлекательность предложения для покупателей.

    А мировой рынок − растет

    При всех особенностях белорусского авторынка он все же – неотъемлемая часть рынка мирового. А мировой автопром в 2015 г. ожидает не просто рост, а бурный расцвет. В этом сходятся буквально все наблюдатели. На первом в этом году мировом автосалоне в Детройте слышались только бравурные прогнозы, несмотря на то, что автопроизводители еще не успели учесть благоприятную конъюнктуру и не представили сколь-нибудь значимых премьер.

    Все мега-оптимистичные надежды связываются с неожиданным обвалом цен на нефть и, как следствие, с существенным удешевлением автомобильного топлива. В этих условиях элементарная логика заокеанского потребителя однозначно диктует ему приятную возможность обновления автопарка. Крупнейший в мире рынок США  оказывает решающее влияние на глобальный автопром. Но мало того – и бурно растущий в последние годы рынок Китая в этом случае следует тем же курсом. Причем, рост ожидается, прежде всего, в премиум-сегменте, включающем прожорливые спорткары и кроссоверы, о которых до сих пор большинству потребителей приходилось только мечтать, понимая, что содержать подобного «зверя» им не по карману.

    Вторым слагаемым роста мирового автопрома стал обвалившийся евро, неуклонно стремящийся к паритету с долларом. Низкий евро играет на руку европейским автопроизводителям, которые и без того набрали неплохой темп развития. В частности, концерн Volkswagen в 2014 г. все-таки осуществил давнюю и казавшуюся несбыточной мечту − стал первым в мире, обогнав, наконец, Toyota. А ведь это было сделано еще на высокой нефти и крепком евро!

    Вместо резюме: капитал на авто

    Долгие годы в Беларуси автобизнес развивался сам по себе, словно он и не встроен в национальную социально-экономическую среду. Игроки смирились, хотя время от времени и обращаются к государству с воззваниями, нередко – разумными и обоснованными, обычно ссылаясь на российский опыт. Там не только успешно претворяется в жизнь программа утилизации старых автомобилей, но и автокредиты до недавнего времени были вполне доступными.

    Сейчас, когда Центробанк РФ вынужденно взвинтил ключевую ставку до 17%, российское автомобильное лобби продвигает новую, крайне оригинальную инициативу: законодательно разрешить использовать для покупки автомобилей «материнский капитал». Обоснование выглядит вполне здраво: ведь молодой семье с двумя-тремя детьми, если у них уже есть жилье,  личный транспорт крайне необходим! Белорусские автообщественники боятся даже заикнуться о чем-то подобном. А, собственно, почему бы и нет?!

    Полный вариант статьи читайте в свежем номере журнала "Дело", главная тема которого "Бизнес-образование. Консалтинг. Коучинг"  

     

    Материалы автора:

    На выезд из кризиса

    Охота на пиратов. Продолжение следует.

    Тотальная мобилизация

    Горе от смартфона. Как его избежать

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by