DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 8 Апр 2011 0:00

    Белорусский бизнес переходит на дресс-код

    Деловая одежда становится менее консервативной, но при этом все же остается строгой.

     

    При приме на работу все больше белорусских компаний оговаривают обязательность соблюдения сотрудником корпоративного дресс-кода. Если раньше «офисный стиль» бросался в глаза, главным образом, в представительствах западных корпораций, то сейчас он становится нормой и для белорусского бизнеса.

     

    Приобщение к стилю

    Дресс-код – понятие не новое. В деловых справочниках оно переводится, как «регламент в одежде, который информирует о принадлежности человека к той или иной профессиональной или социальной группе, кругу общения или определенному общественному месту». Впервые «дресс-код» появился в Великобритании более века назад как способ отличить «своих» от «чужих». В те времена палата лордов и палата общин ввели собственные гардеробы, и отсутствие хотя бы одного «прописанного» в правилах аксессуара автоматически лишало парламентария права присутствовать на заседании. Идея быстро распространилась по миру, и сегодня дресс-код является нормой как для крупных компаний, так и для официальных приемов.

    В Беларуси еще 20 лет назад этого понятия практически не существовало, хотя так или иначе работники учреждений старались придерживаться определенного стиля.

    – Офисные работники всегда стремились к строгости, лаконичности в одежде, – говорит стилист Алена Попова. – Правда, уже в то время в офис начали ходить в джинсах и спортивных джемперах. Сейчас ситуация в Беларуси стала более менее понятна. Крупные компании уже оговаривают форму одежды в контракте, и называется это – корпоративный стиль. А мелкие предприятия ограничиваются рекомендациями, но порой весьма настоятельными.

    Внедрить дресс-код в организации – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Особенно в Беларуси, где деловой стиль только начинает развиваться. К примеру, в Москве, прежде чем перейти к формированию дресс-кода, с сотрудниками компании начинают работать имидж-консультанты, которые проводят обучающие семинары и имидж-тренинги, где рассказывают и показывают всю важность введения дресс-кода, аргументировано демонстрируют, почему выбраны именно эти цвета и что они транслируют окружающим. Тем самым формируется командный дух и некое единство.

    Поэтому говорить о том, что офисный дресс-код стал неотъемлемой частью белорусского бизнеса еще рано. Руководители многих компаний зачастую недооценивают всю важность и значимость создания «внутреннего образа» компании. Их сотрудники в выборе своего гардероба все еще действуют по наитию, зачастую полагая, что дресс-код – это просто строгий костюм и туфли. Между тем, одеться согласно дресс-коду означает «стать своим среди своих».

     

    Мода по правилам

    Обязательный элемент офисного дресс-кода – наличие униформы, специально разработанной для компании, или просто принятой. Есть компании, специфика которых предусматривает следование определенной цветовой гамме, силуэту и стилю костюма, а также наличие либо отсутствие  тех или иных аксессуаров. Некоторые фирмы предоставляют своим работникам заранее разработанную униформу. Например, банковские служащие и работники авиакомпаний часто одеты в фирменном стиле.

    – В действительности не существует единого стандарта деловой одежды, – говорит продавец-консультант салона бизнес-моды «ДИПЛОМАТ» Наталья Волкова. – Разные компании, работающие в одной и той же сфере, зачастую устанавливают свои собственные правила. Тем не менее, можно говорить об общих ориентирах, которые, как правило, сохраняют постоянство в рамках конкретной профессии. Зачастую они универсальны и схожи по своему образу.

    Тенденций в офисном дресс-коде нет. Зато есть правила. Общие для всех – темный деловой костюм с галстуком, белая блузка, строгая цветовая гамма, приверженность классическому стилю. Исключение составляют компании, в работе которых присутствует креативность. Скажем, рекламные агентства, дизайнерские студии, редакции СМИ. Наиболее строгие требования к внешнему виду сотрудников предъявляют банки, консалтинговые, страховые и адвокатские компании.

    Офисный дресс-код должен придерживаться классического стиля, который неизменно считается показателем хорошего вкуса. К обязательным элементам мужского гардероба можно отнести классический костюм, светлую сорочку и строгий галстук. Женщинам стилисты рекомендуют деловой костюм, блузку-сорочку, чулки телесного цвета и туфли с закрытым носком на невысоком каблуке. Как правило, именно такой стиль используется в компаниях, которые пытаются внушить клиентам ощущение стабильности и надёжности, подчеркнуть высокое качество оказываемых услуг. Многочисленные исследования подтверждают: люди больше доверяют специалистам, которые одеты строго. И если клиент придет, например, в банк и увидит его сотрудников в одежде «свободных художников», то он вряд ли доверит им свои деньги.

    Как правило, недопустимые элементы в одежде определяются каждой конкретной организацией, однако «по умолчанию» действует правило: опрятность и строгость против неряшливости и вульгарности. При этом существует ряд табу, одинаковых для всех, кто работает в офисе.

    – Например, офисный дресс-код не допускает тонкую обтягивающую, а также прозрачную одежду, открывающую очертания тела и элементы нижнего белья, – говорит Наталья Волкова. – Сюда же относится мини, особенно супер-мини, и любая одежда с открытым животом, глубокие декольте, низко сидящие юбки или брюки, а также юбки и брюки с длинными разрезами. Недопустима любая одежда, способная «распахиваться» при совершении обычных резких движений, как и одежда из блестящей ткани и ярких кричащих расцветок.

    В зависимости от сезона офисный дресс-код меняется только в цветовой гамме – от темных оттенков к более светлым. Но по форме стиль Business formal остается достаточно консервативным. Например, в мужском деловом костюме считается ошибкой использование рубашки с коротким рукавом. Да и галстук под такую рубашку тоже не носят. Для женщин недопустимо приходить в офис без колготок, независимо от погоды и времени года. Более того, они должны быть бежевого цвета: черные можно использовать в деловом костюме только после 17.00. Эксперты также не рекомендуют особо усердствовать любительницам накладных ресниц и ногтей. То же касается и вычурной обуви на каблуках.

    Что касается аксессуаров, то здесь следует обратить внимание на мелочи и детали, которые способны подчеркнуть статус. Например, на ручку, которой вы подписываете документы, на часы, на мобильный телефон и даже на мелодию его звонка. При этом необязательно использовать дорогие аксессуары, но они должны соответствовать положению сотрудника и занимаемой им должности.

     

    «Разбавление» классики

    Не так давно британское издание Telegraph опубликовало результаты исследования в области внешнего вида офисных сотрудников. Согласно ему, лишь около 40% крупных компаний настаивают на формальном дресс-коде. Все чаще появляются всевозможные вариации на тему офисного гардероба. Порой, очень удачные.

    – Так, например, business formal и casual formal сегодня можно рассматривать как своеобразное вторжение модных веяний в строгий формальный дресс-код, – говорит Алена Попова. – Дизайнеры смело микшируют стили. Офисные работники – ведь тоже люди. Им не чужды Armani и Chanel, им нравится сериал «Madmen» и сага «Wall Street», они с любопытством  рассматривают глянцевые издания. А там «водятся» персонажи, которые тоже работают в офисе, но внешний вид которых далек от сине-серого занудства.

    Действительно, говорить о некоем серьезном различии между business formal и casual formal сложно. Под business formal принято понимать классический формальный офисный дресс-код. Casual formal, в свою очередь, это нечто среднее между А5 («After 5» или «после 5» – нарядная одежда, смокинг, вечерние платья для торжественных церемоний либо делового ужина) и FF («Free Friday» или пятничный стандарт). Последний является своего рода протестом против строгих законов дресс-кода: накануне выходных у сотрудников некоторых компаний появляется возможность одеться более демократично, чем это принято с понедельника по четверг. Casual formal, по сути, это демократизация строгого стиля одежды, позволяющая в офисе чувствовать себя в комфортной обстановке. Сегодня уже нередко можно увидеть, например, сотрудника банка в джемпере и рубашке, выдержанных в корпоративных цветах. А строгий костюм с безупречно завязанным галстуком становится, скорее, исключением, нежели правилом. Но при этом нужно помнить, что цветовая палитра должна оставаться умеренной, а в одежде необходимо сочетать не больше двух оттенков. И если человек формирует свой гардероб исключительно в casual formal, то он переходит в другую цветовую гамму, другую фактуру ткани и, соответственно, сигнализирует о своей меньшей значимости.

     

    Тренды сезона

    Консерватизм офисного дресс-кода не позволяет ему значительно меняться с течением времени. И, тем не менее, для каждого нового сезона характерны свои тенденции.

    – На предстоящий сезон стилисты предлагают как мужчинам, так и женщинам пастельные тона, фисташкового цвета сорочки и блузы, а также различные вариации коричневого, голубого и бежевого цветов, – говорит Наталья Волкова. – В моду также входят шоколадные оттенки и цвет хаки. Если это допускается корпоративными правилами, дизайнеры также советуют приглядеться к стилю милитари.

    Вообще, девиз деловой моды-2011 можно охарактеризовать как «ничего лишнего». Это преимущественно строгая классика, лишь слегка оттененная деталями, которые, впрочем, тоже носят весьма сдержанный характер. Так, например, Дом моды CalvinKlein советует геометрические формы, черно-белую гамму и отсутствие аксессуаров, а Celine предлагает носить на работу блузы, пошитые на манеру мужских футболок, вместе с брюками свободного кроя либо юбками-карандаш. Chloe обращает внимание на минимализм с его однотонными материалами и приглушенными цветами. Lanvin же, в свою очередь, предлагает женщинам для работы в офисе выбрать пиджак, кардиган и брюки-карандаш черного либо горчичного цветов.

    Особое внимание в этом сезоне дизайнеры обратили на мужчин. Это кажется вполне справедливым, так как в предыдущие годы их офисный стиль одежды не отличался разнообразием. Gucci, например, представляет узко скроенный мужской деловой костюм щербетового цвета, в то время как дизайнеры Bottega Veneta советуют узкий и коротко скроенный пиджак с расшитым вышивкой пуловером в броских тонах. Однако главным трендом мужской деловой моды становится двубортный пиджак, который идеально подчеркивает линию плеч. А в сочетании с жилетом и зауженными брюками добротная классика в новом сезоне выглядит по-новому – свежо и оригинально. Что касается зауженных брюк, то это как раз тот вариант одежды для офиса, с которым можно экспериментировать. Для этого достаточно либо подвернуть штанины, либо опустить их до кончика туфель на толстой подошве, либо поиграть с цветом и фактурой. Офисный дресс-код не исключает и однобортный пиджак, но он также претерпел изменения: в этом сезоне ему позволено быть самых неожиданных цветов – от цвета верблюжьей шерсти до ультрамарина. Лидирующим же трендом этого года будет серый. Но любые мужские аксессуары не должны контрастировать с основными предметами гардероба – это основное правило модной в этом сезоне монотонности.

    И все же, несмотря на изменения, которые претерпевает деловая мода от сезона к сезону, стилисты уверены: важно всегда оставаться собой и носить ту одежду, которая подчеркивает достоинства фигуры и скрывает ее недостатки. И при этом не забывать, что топ-менеджер не должен быть похож на школьного учителя, а программист – на банкира. Чем выше должность, чем значимее персона – тем строже стиль в одежде! В мире бизнеса каждая деталь и каждая мелочь имеет значение, и если перед человеком стоит задача – быть успешным, то ему нужно работать над своим образом.

     

    Мнение эксперта

     

    Инна Поддубная, имидж-консультант «Европейской школы имиджа Андреаса Вайнцирла»:

    Существуют обязательные элементы офисного дресс-кода. Самый строгий и самый консервативный костюм – это синий и серый, но не черный. Причем он должен быть дорогим и высокого качества. Костюмы в коричневой гамме чуть занижают статус, но вносят нотку доверительности и коммуникабельности. При выборе галстука нужно помнить о том, что чем глубже и темнее цвет, тем образ выглядит более консервативным. Недопустимая ошибка, когда председатель правления банка даже на рабочей встрече сидит в розовом галстуке. Можно привести и другой пример: корреспондент берет интервью, а на нем – темно синий галстук в мелкий горошек, который гораздо более уместен для дипломатических переговоров или встреч высокого уровня. Как раз репортеру больше подошел бы розовый галстук или сочетание других смелых и ярких оттенков.

    Что касается женских деловых образов, то самая большая ошибка белорусских бизнес-леди – это отсутствие отличия таких понятий как женственность и сексуальность. Женственность в образе должна проявляться через детали и аксессуарный ряд. Но «тащить» на работу сексуальность – это моветон. Глубокое декольте, которое открывает ложбинку груди, облегающие жакеты, прозрачные блузки, каблук высотой более 5 см, яркие украшения, босоножки, юбки выше колена – все это не годится в деловой среде и очень понижает статус. Мне как-то задавали вопрос в одной компании, где по дресс-коду было положено носить юбки выше колена на 10 сантиметров. Ответ прост: такой дресс-код годится для обслуживающего персонала, но никак не для руководящего звена.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by