DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 8 Апр 2011 0:00

    Досудебное примирение

    Досудебное примирение позволяет сохранить отношения с деловыми партнерами и сэкономить на судебных издержках.

     

    Количество обращений в хозяйственные суды в Беларуси растет на протяжении последних пяти лет. Если за 2006 год в стране было зарегистрировано около 51 тысячи хозяйственных исков, то в 2010-м вдвое больше – свыше 110 тысяч! Среднемесячная нагрузка на судей хозяйственных судов тоже увеличилась вдвое – по статистике в 2010 г. на каждого судью приходилось в среднем более 100, а в отдельных судах – 115 дел в месяц.

    Понятно, что рассмотреть спор на должном уровне при такой загруженности судьям очень сложно. Поэтому законодателем была предпринята попытка исправить ситуацию. 31 января 2011 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства». Он стимулирует, в том числе финансово, использование процедур досудебного урегулирования споров, примирения и приказного производства. Кроме того, вводится обязательный претензионный порядок до подачи исков в хозяйственные суды.

     

    Предъявите претензию

    Конечно, большинство законопослушных граждан считают таковыми своих партнеров по бизнесу, и поэтому обычно пытаются решать проблемы не в суде, а путем переговоров. Но бизнес – суровый «вид спорта», и тем, у кого необходимость обратиться в судебные инстанции все-таки возникнет, стоит внимательно изучить законодательные процедуры, чтобы избежать напрасной траты времени и сил.

    Прежде всего, нужно обратить внимание на обязательный претензионный порядок, предшествующий подаче исков. Это означает, что обратиться в хозяйственный суд теперь можно только после того, как вы предварительно направите заказным письмом претензию вашему контрагенту (образец этого документа можно найти в приложении к Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь). И только после того, как получатель ответит на вашу претензию, можно подавать судебный иск. Претензионный порядок считается соблюденным также в случаях, когда корреспонденция адресату была доставлена, но он не пожелал на нее отвечать в течение месяца (если иной срок не предусмотрен договором), или отказался от ее получения. Хотя для должника лучше попытаться добровольно урегулировать спор, или хотя бы вступить в переговоры и претензионную переписку. В случае обращения кредитора в суд, судья может учесть, что должник не уклонялся от решения проблемы и уменьшить размер неустойки. В свою очередь для кредитора, ответ на претензию или его отсутствие позволяют понять, насколько должник согласен с заявленными требованиями, и как лучше действовать дальше.

    Эта процедура не удлиняет срок исковой давности: он приостанавливается на время переписки. А в процессе ожидания ответа на претензию можно готовить документы в суд и собирать все необходимые доказательства по делу. Чтобы иск был рассмотрен, суду должны быть представлены доказательства о соблюдении претензионного порядка по каждому исковому требованию. Причем отдельными пунктами – по основному долгу, процентам, штрафам и пене. Досудебный порядок сохраняется и при предъявлении встречного иска. Хотя есть случаи, когда направлять претензию необязательно. Они предусмотрены законодательством и касаются дел отдельных категорий (например, исключение из состава участников общества; признание недействительными торгов, сделки либо государственной регистрации недвижимого имущества; ликвидация юридических лиц;обращение взыскания на заложенное имущество и др.). Кроме того, претензия не нужна, если в договорах с деловыми партнерами закреплен отказ от претензионного порядка, а также при обращении в приказное производство (если, конечно, для этого есть основания).

     

    Приказано не спорить

    В последние годы белорусские субъекты хозяйствования стали чаще прибегать к приказному производству: в 2010 году было зафиксировано свыше 18 тысяч подобных дел против 6,5 тысяч в 2005-м. Эту позитивную тенденцию законодатели решили поддерживать и стимулировать. Ведь при большинстве обращений в хозяйственные суды спора как такового… нет, или результат рассмотрения очевиден. Например, предприятие поставило продукцию, а получатель – не заплатил из-за  отсутствия денег. Ясно, что для рассмотрения такого «спора» дорогостоящая судебная процедура не нужна. Для решения таких вопросов как раз и существует приказное производство.

    Приказное производство – это наиболее простой способ взыскания долга. В этом случае хозяйственный суд выносит определение о судебном приказе по заявлениям о взыскании денежных средств или об обращении взыскания на имущество должника без длительного разбирательства и даже без вызова в суд (!) представителей сторон. Правда, чтобы использовать такой способ взыскания денег с должника, который не согласен с выставленными требованиями, их общая сумма не должна превышать 100 базовых величин. Если же требования подтверждены документально, или признаются (не оспариваются) контрагентом, то в этом случае приказное производство возможно независимо от суммы.

    Одним из самых больших плюсов приказного производства является то, что оно позволяет в значительной степени уменьшить расходы по оплате государственной пошлины, а также сэкономить время. Заявление в приказном производстве рассматривается не более 20 дней. А размер госпошлины за рассмотрение заявления о возбуждении приказного производства составляет от 2 до 5 базовых величин, тогда как подача обычного искового заявления обойдется не менее чем в 15 базовых величин.

    Разумеется, суд может отказать в вынесении определения о судебном приказе по всем или по части требований, если должник мотивированно возразил на них и подтвердил свою позицию документами. Но в этом случае возможен упрощенный порядок перехода из приказного производства в исковое с проведением обыкновенного судебного разбирательства. Истцу всего лишь нужно в 15-дневный срок представить суду документы, подтверждающие доплату госпошлины, а также ходатайство о рассмотрении дела в исковом производстве.

    По мнению юристов, экономия времени и денег должна стать хорошим стимулом к тому, чтобы основным видом судопроизводства по незначительным суммам и бесспорным требованиям в Беларуси стало приказное производство. В исковое же должны попадать только самые сложные хозяйственные споры.

     

    Требуется примиритель

    С каждым годом в Беларуси увеличивается количество споров, разрешенных при помощи процедуры посредничества (судебной медиации), которая теперь переименована в примирительную. Она используется уже в течение трех лет и доказала свою эффективность. Из десятков тысяч подобных процедур, 84% оказались результативными, т.е. спор разрешался заключением мирового соглашения. Это очень хороший показатель, который близок к мировым стандартам.

    В примирительной процедуре посредник, помогает сторонам в проведении их переговоров по урегулированию спора, сохраняя при этом нейтральность и беспристрастность. При этом посредник гарантирует, что информация о содержании переговоров останется конфиденциальной, даже если спор не разрешится, а перейдет в судебное разбирательство.

    С 2011 года сферы применения посредничества значительно расширились. Теперь к этой процедуре стороны могут обратиться на всех этапах судопроизводства. Суд, принимая дело к производству, по своей инициативе также может назначить примирителя, но у сторон есть право в течение 7 дней возразить как против самой примирительной процедуры, так и против конкретного посредника. Интересно, что кроме специалистов хозяйственных судов примирителями в перспективе могут стать и другие лица, специально подготовленные для судебной медиации. Например, специалисты Центра разрешения конфликтов Белорусского республиканского Союза юристов – структуры специально созданной для развития медиации в нашей стране. 

    – Медиаторы Центра прошли специальное обучение по программе Санкт-Петербургского  университета и имеют квалификацию посредника (медиатора) при разрешении конфликтов, – говорит руководитель Центра, кандидат юридических наукЛилия Власова. –Их имена включены в список, который  хозяйственный суд планирует   рекомендовать спорящим сторонам. Стороны могут привлекать медиаторов Центра для разрешения любых хозяйственных споров. При этом определяющим фактором  успешности примирительной процедуры является осознанный выбор этого способа разрешения спора, позволяющего  быстро найти взаимовыгодные решения.

    Примирители-медиаторы, которые не являются специалистами судов, будут работать с ними на договорной основе. Поэтому субъекты хозяйствования при использовании такой медиации не будут нести никаких дополнительных затрат. Более того, если о назначении примирителя на этапе подачи иска согласованно ходатайствуют обе стороны, можно сократить судебные расходы и уплатить лишь 50% госпошлины. А также составить исковое заявление в сокращенном виде и не отрабатывать надлежащим образом необходимые доказательства по делу. Если в примирительной процедуре не удастся достичь результата, у сторон остается право на судебное разбирательство – после доплаты пошлины, доработки искового заявления и предоставления необходимых доказательств. Кроме того, на любой стадии каждая из сторон может прекратить процедуру примирения. Такое право имеет и сам примиритель, если он видит стремление сторон искусственно затянуть процесс или переговоры не результативны. Но как бы там ни было, примирительная процедура дает возможность разрешить спор наиболее разумным для интересов обеих сторон способом, заключить мировое соглашение или новый договор, а также сохранить нормальные рабочие отношения, чего, скорее всего, нельзя будет сделать после старта искового производства.

    Кстати, в белорусском законодательстве о примирении появилось еще одно нововведение: исполнить мировое соглашение стороны теперь заинтересованы материально, иначе с провинившейся стороны взыскивается госпошлина, возвращенная в связи с заключением мирового соглашения. Эти меры направлены на предупреждение злоупотреблений со стороны ответчиков, которые, как показала практика, зачастую шли на примирение, не собираясь исполнять соглашение.

     

    Мнение эксперта

     

    Ирина Бельская, начальник главного правового управления Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь:

    Закон предполагает взаимосвязанные действия сторон с самого начала возникновения спора до взаимодействия на стадии исполнительного производства. Поэтому важно знать возможности, которые он предоставляет, и пользоваться ими, вместо того, чтобы создавать себе дополнительные сложности.

    В первую очередь, не стоит запускать спор, чтобы в последующем не пришлось привлекать к его разрешению дорогостоящих юристов. Правильнее при возникновении проблемы с контрагентом, сразу же реагировать на нее любыми возможными способами – переговорами, претензиями, причем фиксируя свои действия документально. Это позволит если не разрешить проблему, то, по крайней мере, подготовиться к защите своих прав в хозяйственном суде. Если должник отвечает на претензию и признает ваши требования, но не исполняет их – обращайтесь в приказное производство. Если контрагент молчит, то, следовательно, он не возражает, и это можно расценивать как признание требований, и также направлять документы в приказное производство.

    Если во время претензионной переписки вы понимаете, что у вашего должника аргументированная позиция, лучше решить проблему путем переговоров без обращения в суд. Не получается договориться самостоятельно – воспользуйтесь помощью внесудебного медиатора, а после подачи иска – судебного примирителя. Более того, если уже в ходе судебного заседания вы понимаете, что ваши требования недостаточно аргументированы или у вас не хватает доказательств, вы можете инициировать примирительную процедуру на любом этапе и тем самым «сохранить лицо». При этом практика показывает, что добровольные соглашения сторон исполняются лучше, чем судебные решения. Если судебных решений в Беларуси принудительно исполняется 50-80%, то соглашений, достигнутых в примирительной процедуре – всего 10-15%.

    К слову, сегодня появилась возможность выяснить в хозяйственном суде репутацию, которую имеет ваш потенциальный контрагент. Заплатив государственную пошлину, можно узнать, является ли он должником в исполнительном производстве и по каким долгам. Таким образом, Закон предоставляет различные возможности урегулирования спора, которые следует знать и использовать адекватно его сложности и характеру, выбирая наиболее эффективный и экономичный способ защиты.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by