DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 8 Апр 2011 0:00

    Почему тренинги не работают?

    Средства, вложенные в обучение сотрудников, далеко не всегда окупаются. Почему?

     

    Тренинг – один из наиболее эффективных инструментов приобретения практических умений и навыков. Не случайно все больше белорусских компаний регулярно отправляют своих сотрудников на различные семинары, оплачивают обучение на курсах и в бизнес-школах. Но практическую отдачу обучение персонала дает далеко не всегда. Нередко участники тренингов возвращаются в компанию с «горящими глазами» и новыми идеями, но затем быстро «перегорают» и продолжают работать по старинке. Или наниматели понимают, что их сотрудникам было нужно «совсем не то». Все это вызывает сомнения в эффективности подобной формы обучения как у нанимателей, так и у самих сотрудников. Почему это происходит? Участники тренингового рынка считают, что проблема – в неправильно поставленных целях и неверно выбранных программах обучения.

     

    Учеба

    «из-под палки»

    Одна из основных ошибок руководителей белорусских компаний – в отсутствии четких и понятных целей обучения персонала. Порой ни менеджер, ни сам работник не понимают «зачем это нужно». Сотрудник получает знания, которые ему не понадобятся и, наоборот, не получает нужных навыков. В результате тренинг ведет лишь к потере времени и денег.

    – Часто тренинг «не работает» потому, что его тематика выбрана неверно или она вообще не подходит для этой компании, поскольку данные знания изначально не являются актуальными для ее сотрудников, – говорит Наталья Чайлытко, директор «Кадрового центра «Статус».

    Распространенная ошибка – и требование адаптации программы под специфику компании. В итоге курс превращается в сеанс «психотерапии», где решаются спорные вопросы, разбираются собственные проблемы фирмы-заказчика и практически не уделяется внимание главной теме. Неэффективным окажется тренинг также в случае, если сотрудник еще «не созрел» для получения новых знаний и навыков, и на обучение его отправляют с учетом перспективы.

    – Профессор менеджмента Генри Минцберг утверждает, что попытки обучать управлению людей, у которых нет практического опыта, хуже, чем пустая трата времени – они уничтожают саму идею менеджмента, – говорит Татьяна Лабада, руководитель департамента бизнес-обучения консультационной компании «Ключевые решения». – Знания, приобретенные впрок, лишь обогащают кругозор и не могут дать результат.

    Иногда сотрудник не применяет полученные знания на практике из-за отсутствия должного контроля со стороны руководителя, который должен оценивать его эффективность в первые месяцы после прохождения тренинга.

    – Если человек работает по-старому – это вина не тренера, а компании, – убежден Александр Паньков, управляющий партнер консалтинговой группы «Здесь и сейчас». – Нужно создать условия, чтобы сотрудник проявлял те навыки, которые получил на тренинге. В противном случае его эффективность будет зависеть только от личной мотивации. Поэтому главный постулат в обучении – начните с завтрашнего дня. Если вы начнете воплощать теорию на практике, это закрепится в серьезных навыках, и вы обязательно получите результат.

    Доля вины за отрицательный результат в обучении, конечно, лежит на сотруднике. Часто он ждет готовых решений, которые, как по мановению волшебной палочки сразу принесут плоды без серьезных усилий с его стороны. Отрицательный результат часто является следствием того, что участнику семинара… не понравился тренер – например, был слишком напористым или, наоборот, пассивным. И, конечно, не будет эффекта от обучения, если сотрудник пришел на тренинг или семинар без внутренней мотивации и потребности в новых знаниях. Это невыгодно как тренеру, получающему нелояльного слушателя, убежденного, что он «и так все знает», так и компании, вложившей значительные средства в обучение «из-под палки».

     

    Простота –

    секрет успеха

    Отсутствие результата от обучения может быть напрямую связано и с ошибками тренера. Важную роль играет уровень его квалификации – опыт успешного проведения тренингов, новаторский подход в обучении, постоянное обновление знаний. Профессиональный тренер, по мнению экспертов «Дела», должен использовать простые и понятные слушателям методики, ведь чем проще инструмент, тем чаще им пользуются. 

    Одной из ошибок тренера является недостаточное внимание к потребностям группы, желающей получить не только базовые знания, но и эффективные инструменты для работы. Нередко участники обучения компенсируют такое упущение собственной повышенной активностью – задавая вопросы и даже вступая в конфликты. Но если «активистов» в группе не нашлось, тренинг часто проходит в «сухом остатке» Хороший преподаватель сам пытается провоцировать аудиторию на дискуссию, не навязывая личное мнение, а подводя участников к правильным выводам. Хотя чрезмерное стремление пробудить активность тоже не всегда идет на пользу. Чем больше преподаватель отвлекается на «разогрев» аудитории, тем меньше времени остается на непосредственное содержание занятий. В этом случае группа быстро устает и перестает воспринимать информацию.

    – Один мой постоянный клиент оценивает посещение тренингов и семинаров не по количеству методик, которые ему дали, и даже не по интересной информации, которую он услышал. А по количеству идей, которые у  него сформировались по результатам тренинга, – рассказывает Александр Паньков. –Если он выходит с парой сильных идей, значит, деньги инвестированы правильно. Если просто в хорошем настроении – есть вопросы.   

     

    Выбор тренинга

    Отправляя сотрудников на обучение, компания, как правило, стремится не просто повысить их профессиональный уровень, но и решить какие-то корпоративные проблемы. Поэтому, прежде чем вкладывать средства (возможно, впустую!), менеджеру стоит проанализировать ситуацию и выяснить, действительно ли корень проблем кроется в некомпетентных сотрудниках.

    – Не всегда тренинг – панацея от всех бед, – говорит Александр Паньков. –Иногда выясняется, что проблема связана не с продавцами, а с продуктом, который надо менять, совершенствовать, работать с маркетингом. Потому что у каждого тренинга есть свои ограничения  и здесь тренируй – не тренируй, лучше не станет. Задайте себе вопрос: каких результатов вы хотите добиться? Иногда это позволяет отложить тренинг и заняться консалтингом службы продаж или маркетингом ассортимента.

    Немаловажно также правильно определить целевую группу участников, которые будут проходить обучение. Оценить их личностные качества, нацеленность на результат. Немотивированный сотрудник, отправляющийся на обучение, – это выброшенные на ветер деньги!

    Необходимо определиться и с основными критериями программы обучения. Есть тренинги, ориентированные на практику, семинары, в большей степени предлагающие теорию, и есть некий «сплав», совмещающий в себе и то, и другое. При этом каждый вид обучения предполагает разную длительность и наполнение. Например, по мнению бизнес-консультантов, «правильная» продолжительность тренинга по продажам должна составлять не менее 24 часов, в противном случае невозможно передать навыки, которые необходимы успешному продавцу. Все это важно соотнести с целями фирмы-заказчика и сроками, в которые можно безболезненно обучать сотрудников.

    Большую роль при выборе обучения играет личность преподавателя. При этом неважно, сколько у него сертификатов и регалий – он должен отвечать запросам компании, «попасть» в корпоративную культуру, не вызывать негативных эмоций у заказчика и участников обучения. Эксперты рекомендуют также выбирать тренера без жесткой узкой специализации, так как опыт работы в разных сегментах рынка обогащает восприятие и не дает стереотипно подходить к разным бизнесам. 

    Очень важно иметь возможность дополнительных консультаций уже после тренинга, ведь, как показывает опыт, глубоко погружаясь в тему, человек сталкивается с множеством вопросов, которые до тренинга у него даже не возникали. В некоторых компаниях такие консультации  проводятся за дополнительную плату, в некоторых – предоставляются в виде бонуса к основному обучению. Но, так или иначе, консалтинговая поддержка тренера помогает обеспечить связь теории с практикой.

     

    Главное – репутация

    Успех во многом зависит и от организации, которая проводит обучение. Сейчас на тренинговом рынке Беларуси работает более ста компаний. Примерно столько же тренеров-фрилансеров, которые работают «на себя». Выходят на рынок со своими продуктами и обучающие центры крупных компаний. При этом, как отмечают сами бизнес-тренеры, белорусский рынок образовательных услуг еще не насыщен.

    Основной костяк игроков сформировался к началу 2000-х годов – их чуть более десятка. Много молодых компаний гибнет еще на старте, а новые появляются нечасто, что обусловлено рядом причин. Во-первых, нынешние клиенты более требовательно относятся к продукту, за который платят деньги. Зачастую они  предпочитают комплексное обслуживание – обучения всех сотрудников компании от топа до исполнителя, консалтинг, помощь в формировании бюджета на обучение и др. Небольшая фирма часто не может обеспечить такой пакет услуг. Во-вторых, расшириться ей тоже непросто, так как на рынке мало профессиональных тренеров, умеющих «зажечь» аудиторию. Те же, кто достигает такого уровня, нередко уходят на вольные хлеба и составляют конкуренцию даже московским гуру консалтинга. Оставшиеся же ограничены чисто физически – провести 60-65 двухдневных семинаров в год могут лишь единицы, которые работают в таком режиме 3-4 года, а потом просто «выгорают». Еще одна причина – постоянная адаптация программ под меняющиеся условия. Если на Западе одну программу тренер может давать в течение 10-15 лет, не внося в нее существенных изменений, то у нас это невозможно – постсоветский рынок находится в постоянном движении.

    Конечно, качественную услугу можно получить и в новых образовательных компаниях и, кстати, по более низкой цене, но при этом клиент несет больше рисков – на нем могут учиться тренеры и обкатываться программы, реальная эффективность которых не подтверждена практикой бизнеса. То же относится и к фрилансерам, услуги которых позволяют сэкономить на тренинге $300-500. Но, как показывает практика, чем ниже цена, тем выше риск получить отрицательный результат.

    Поэтому в первую очередь стоит обратить внимание именно на крупные компании, имеющие опыт работы на тренинговом рынке. Они имеют больше возможностей для переподготовки своих преподавателей, серьезно подходят к организации тренингов. Кроме того, они дорожат имиджем, что обязывает их давать качественное образование.

    – Доверие клиента вызывают компании с положительным реноме, ведущие специалисты которых состоят в профессиональных сообществах, в том числе и международных, имеют авторские разработки и опыт их внедрения, а также компании с историей, – подтверждает Татьяна Лабада.

    Их профессиональные тренеры, как правило, знают предмет не только в теории, но и на практике, участвуя в консалтинговых проектах, а значит, предлагают клиентам самые эффективные формы обучения. Такие как деловые игры, кейсы, командообразующие тренинги, мастер-классы и др. Кроме того, эти тренеры имеют «портфель» успешно реализованных реальных бизнес-проектов, на опыте которых и идет процесс обучения.

    – Настоящие «гуру» предлагают программы и тематики, отличающиеся от распространенных на рынке, – говорит Наталья Чайлытко.– Очень важно, когда компания, которая предоставляет обучение, дает возможность приобрести знания в соответствии с последними тенденциями бизнеса.

    Немаловажным при выборе обучающей организации является и список ее постоянных клиентов, который свидетельствует о доверии к этой фирме и о том, что у нее есть результат. 

    – Репутация в тренинговом бизнесе – лучший контролер качества, – говорит Александр Паньков. – Если вы получили некачественную услугу, то вряд ли обратитесь в эту компании повторно. Конечно, существуют международные ассоциации, которые оценивают и сертифицируют работу образовательных компаний. Уже в апреле своя ассоциация бизнес-образования должна появиться и в Беларуси. Однако это не главное. Можно не иметь ни одного сертификата и собирать полные залы. Рынок – основной регулятор нашей работы.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by