DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 3 Мар 2011 0:00

    Деловая поездка:все включено!

    Более половины въездного и выездного туризма в Беларуси связано с бизнесом. Что дает хороший шанс операторам туристического рынка, отелям и авиаперевозчикам.

    Зарубежные поездки для руководителей компаний – не роскошь, а необходимость. Это путь к расширению географии экспорта, контакты с деловыми партнерами, поиск новых покупателей и поставщиков. А еще – возможность почерпнуть свежие идеи, «посмотреть мир», пусть даже на бегу, да и просто сменить обстановку и перевести дух.

    Спрос на деловой туризм растет. Поэтому в развитых странах организация бизнес-путешествий и проведение деловых мероприятий – это целая индустрия, в которую вовлечены бизнес-центры, отели, транспортные и туристические компании, различные специализированные организации.

    Обходными путями…

    В Беларуси услуги в сфере делового туризма востребованы в первую очередь крупнейшими экспортерами, совместными и иностранными предприятиями, IT-компаниями, т.е. организациями, которые наиболее плотно интегрированы в мировую экономику, имеют кроме головного офиса представительства или дилеров в других странах. Самые высокодоходные и «продвинутые» фирмы уже давно используют пока еще непривычные для нашей страны методы взаимодействия с сотрудниками, партнерами и клиентами, основанные на принципах MICE. Эта международная аббревиатура, принятая для обозначения деловых мероприятий, расшифровывается как Meetings(собрания), Incentives(побуждения, т.е. мотивирующие и поощрительные поездки),  Conferences(конференции) и Events/Exhibitions (события/выставки).

    Во всем мире затраты на MICE рассматриваются как часть инвестиций в развитие бизнеса. Для большинства белорусских компаний зарубежные командировки, прием иностранных партнеров, участие в международных выставках, семинарах и конференциях – уже привычное дело. А вот проведение выездных корпоративных мероприятий и поощрительные поездки сотрудников за границу – у нас пока редкость. Причина банальна: на это часто нет денег! Но даже не ограниченные в финансах компании, как правило, склоняются к материальному стимулированию работников вместо того, чтобы организовать для них Incentive-тур.

    По данным белорусского представительства компании AirBaltic, в общей стоимости деловой поездки затраты на транспорт в среднем составляют 47%, размещение – 24%, питание – 13%, аренду залов – 8%. Учитывая высокую долю транспортной составляющей в расходах, авиакомпания предлагает своим клиентам корпоративные программы, которые позволяют экономить до 40% денежных средств. При этом стоимость авиабилетов в Беларуси могла бы быть намного ниже, если бы на нашем рынке стимулировалась конкуренция авиакомпаний.

    Доля операций авиаперевозчика на белорусском рынке строго пропорциональна той емкости, которая выделена компании по межправительственным соглашениям, – рассказывает директор представительства AirBalticCorporation в Беларуси Татьяна Белоусова.–  Поэтому доля рынка у нас не свидетельствует о потенциале авиакомпании. В Европе работает принцип «свободного неба», когда для организации перелетов достаточно согласовать воздушный коридор, время взлета и посадки. Поэтому там можно просчитать и долю рынка, и динамику продаж. В нашей стране «воздушная» сфера крайне зарегулирована, поделена на сектора. Если бы конкуренция была свободной, авиакомпании предложили бы белорусам гораздо более низкие цены. Тогда и компании «Белавиа» пришлось бы «напрягаться», чтобы конкурировать с иностранными компаниями, что, кстати, ей пошло бы только на пользу.

    Пока же наши люди вынуждены улетать из других стран. Но при этом лишаются потенциальных доходов белорусские туристические компании, авиаперевозчики, аэропорт. То есть в конечном итоге теряют и проигрывают все. Это наглядно иллюстрирует статистика: если в странах Балтии на одного человека приходится в среднем по 2 полета в год, включая пенсионеров и младенцев, то в Беларуси – только 0,02. Получается, что мы отстаем в 100 раз!

    Не случайно в 2010 году статистика белорусских туристических компаний показала удивительные цифры – превышение доходов от въездного туризма над выездным. Это – результат того, что все больше белорусов выезжает за границу «обходными путями» (через Москву и Киев), и при этом планируют свои поездки самостоятельно – не прибегая к услугам местных операторов. По мнению авиаперевозчиков и туроператоров, нужно срочно увеличивать количество прямых рейсов из Минска. В первую очередь, на наиболее востребованные бизнес-направления – в Германию, Италию, Скандинавию…

    MICE по-белорусски

    Некоторые крупные компании для организации деловых поездок имеют специальный отдел или трэвел-менеджера, в чьи обязанности входит подготовка бизнес-туров. Сюда относится бронирование билетов и мест в гостиницах, помощь в формировании пакета документов на получение визы и др. Организацией международных семинаров и конференций в белорусских компаниях чаще всего занимаются сотрудники отдела рекламы и маркетинга, выполняющие параллельно множество других функций.

    Специалисты отмечают, что крупнейшие западные корпорации для решения этих задач привлекают «узких» специалистов, работая с ними по методике аутсорсинга. Для организации деловых поездок они подбирают агентство, которое работает с компанией эксклюзивно и на «особых условиях». Что означает – и скидки, и выгодные условия расчетов. При этом такие посредники часто работают без предоплаты – например, выставляют клиенту счет за оказанные услуги раз в несколько месяцев. Они хорошо осведомлены обо всех акциях и специальных предложениях отелей и перевозчиков, знают, когда лучше всего бронировать билеты и гостиницы. Поскольку за рубежом авиакомпании уже отказались от принципа комиссии, посредникам неинтересно продавать клиенту дорогой вариант перелета – они, наоборот, думают о защите его финансовых интересов и выстраивании с ним долгосрочных доверительных отношений. В Беларуси некоторые иностранные авиаперевозчики (Lufthansa, AustrianAirlines) также отказались от комиссии, и предложили продавцам своих билетов переходить на сбор за обслуживание.

    Серьезные специализированные фирмы предоставляют клиенту на выбор широкий спектр вариантов маршрута с различным уровнем комфорта и цен. Поэтому если на предприятии нет своих трэвел-менеджеров, проще обратиться в крупную туристическую компанию, имеющую право на продажу авиабилетов. Ведь такая фирма одновременно несет ответственность за уровень организации поездки! Если же заниматься этим самостоятельно, то претензии предъявить будет некому.

    – «Алатан Тур» продает не только авиабилеты, но также железнодорожные и автобусные билеты. Поэтому если нужно скомбинировать маршрут, мы сможем сделать это максимально быстро, так как располагаем большей информацией, чем наши клиенты, – замечает начальник отдела бронирования и продажи авиабилетов компании Маргарита Гацко. – Являясь  представительством международной компании HoggRobinsonGroup, мы обязаны предлагать заказчику на выбор не менее десяти вариантов маршрута. Сегодня около 60% наших клиентов – корпоративные, хотя еще четыре года назад их доля составляла около 20%. И с каждым годом количество корпоративных клиентов увеличивается на 15-25%.

    Сейчас Беларусь за рубежом практически не позиционируется в сегменте MICE. С другой стороны, заявлять о себе как о стране интересной в этом смысле нам пока рано. У нас нет профессиональных организаций, специализирующихся на деловых мероприятиях, таких как западные PCO (Professionalcongressorganiser). Не хватает и бизнес-помещений хорошего уровня, а ведь эта ниша бизнеса, пока еще пустующая, очень перспективна. Та же Латвия с успехом организует крупные международные медицинские конгрессы. В Риге и Юрмале есть конференц-отели и конгресс-холлы, где можно провести мероприятия численностью свыше тысячи человек – у нас же такие возможности практически отсутствуют. А ведь международные конгрессы нередко собирают по нескольку тысяч участников и приносят немалую прибыль.

    Специализированным заведением для проведения конгрессов во многих странах является конгресс-отель, своего рода «город в городе», включающий в себя гостиницу, огромные площади для деловых мероприятий, а также рестораны, кафе, бары, магазины, – говорит директор отеля «Европа» Александр Свиридович. – Конгресс-отели очень распространены в Европе и США, есть они и в Москве. У нас таких заведений нет, но сегодня они вряд ли были бы востребованы. А если бы у нас появились специализированные организации, которые занимаются только проведением конгрессов и конференций, они не смогли бы выжить из-за невысокой деловой активности в стране. Поэтому в Беларуси компании, организующие бизнес-мероприятия, совмещают несколько видов деятельности.

    Вместе с тем, эксперты отмечают, что проблема с помещениями для бизнес-мероприятий действительно актуальна для Беларуси. Сегодня только бизнес-центр «Столица» отеля «Виктория» может оказывать такие услуги на высоком уровне. Менее «многолюдные» международные  семинары и конференции принимает 60-местный конференц-зал гостиницы «Европа», который сдается 14-15 раз в неделю. Его аренда со всем необходимым оборудованием обходится в $75-85 в час – это чуть выше средней стоимости по городу.

    Мнение эксперта

    Марина Кондрашова, директор туристической компании «Вокруг света»:

    Основное направление деятельности нашей компании – прием зарубежных гостей. 60% наших услуг приходится на въезжающих туристов, 40% на выезжающих. Кризис очень сильно повлиял на оба эти направления. Многие путешественники при выборе отеля стали отдавать предпочтение более низким категориям. Но по данным международного агентства «Евромонитор» за 2010 г., сфера бизнес-туризма восстанавливается довольно активными темпами и прогнозы в отношении ее более благоприятные, чем для сегмента отдыха и путешествий.

    Предпочтения приезжающих в нашу страну туристов – очень разные. Бизнесмены, конечно, предпочитают гостиницы высокого класса. В основном они останавливаются на 2-3 ночи, обычно в будние дни. В среднем такой путешественник за поездку тратит от €800 только на проживание. При обращении в нашу компанию за полный пакет услуг, включая транспорт, проживание и гида, он получает скидку как минимум 10% от стоимости поездки, а в среднем 15-20%.

    Что касается выезда, то 85-90% наших клиентов бизнес-путешественники. Мы полностью организуем для них деловые мероприятия за границей, начиная от Литвы и заканчивая Россией и Кубой. По цене организация 7-дневного выездного семинара для группы из 30 человек на остров Тенерифе, включая перелет, питание, проживание, аренду конференц-залов, транспортное обслуживание, пакет экскурсионно-развлекательных мероприятий в общей сложности стоит в районе €30 тыс. Но самостоятельная подготовка такой поездки обошлась бы фирме-заказчику дороже, не говоря уже о временных затратах.

    Борис Крицкий, директор КУП «Бизнес-центр «Столица»:

    Мы одними из первых в Беларуси начали заниматься бизнесом, связанным с проведением конференций и деловых мероприятий. Совместное расположение бизнес-центра «Столица» и отеля «Виктория» дает нам возможность предложить иностранным путешественникам одновременно и проведение конференций, и питание с проживанием. Сегодня все крупнейшие международные форумы проходят в нашем бизнес-комплексе. Помещения центра «Столица» заняты более 55% рабочего времени. За 2010 г. свои бизнес-мероприятия у нас провели 190 компаний. У нас установлено лучшее в республике мультимедийное оборудование, работает высокоскоростной Интернет. Стоимость аренды конференц-зала на 300 человек – около €150 в час. И, поскольку конкурентов у нас пока практически нет, мы чувствуем себя уверенно.

    К слову, в прошлом году загрузка отеля «Виктория» составила 63%. Каждый год мы наблюдаем рост порядка 30%. Рентабельность тоже неплохая – около 40%. При этом деловые туристы составляют более 50% наших клиентов. К 2014 г. мы планируем закончить начавшееся в этом месяце строительство нового 4-звездочного отеля «Виктория-2» на 440 мест с рестораном на 300 посадочных мест!

    Справка «Дела»

    Ежегодный объем мирового рынка бизнес-путешествий оценивается в $280 млрд. (российского – в $2 млрд.). Деловая туристическая активность напрямую связана с общей экономической ситуацией в мире и стране. C 2000 по 2008 гг. мировой рынок делового туризма ежегодно прибавлял  30%, но в период кризиса падение его объемов составило около 20%. За 2010 г. операторам рынка практически удалось достичь докризисных показателей объемов делового туризма. В текущем году аналитики прогнозируют рост рынка на 5-10%.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by