DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 3 Мар 2011 0:00

    Спасательный круг

    Импортозамещение в Беларуси существует больше на уровне лозунгов, чем конкретных эффективных проектов.

    В докладе Президента Беларуси на IV Всебелорусском собрании главные задачи нашей экономики были определены так: энергобезопасность, лекарственная безопасность, импортозамещение, сбалансированность внешней торговли и наращивание экспорта. Два последних пункта призваны сбалансировать внешнюю торговлю. Притом, что на мировом рынке мы закупаем практически все сырье для нефтехимии и фармацевтики. Энергобезопасность и лекарственная безопасность по большому счету сводятся к решению той же задачи.

    Обманчивая простота

    Проблема это вечная. Все государства и во все времена стараются обеспечить превышение экспорта над импортом, стимулируя экспортеров и ограничивая импорт. Хотя совершенно очевидно, что одинаково успешное решение этой проблемы для всех стран в глобальном мире просто невозможно – некому будет покупать. Но, несмотря на то, что каждая страна осуждает протекционизм (у других) и ратует за свободную торговлю (для себя), торговые войны вспыхивают регулярно. А уж для стран СНГ – это  и вовсе обыденность. Достаточно вспомнить заградительные меры со стороны России, которые периодически озвучивает Онищенко…

    Для нас проблема наращивания экспорта стоит особенно остро. Рынки постсоветского пространства практически насыщены нашей основной продукцией, рост сбыта здесь – неустойчив и идет в жесткой конкурентной борьбе. На остальных рынках мы не располагаем товаропроводящими сетями или не имеем той кредитной поддержки, которой располагают конкуренты, например, такие, как Китай. Да и номенклатура экспортируемой продукции у нас слишком узкая. Экспорт в ЕС вообще, как заявил Президент, носит «африканский характер»: лес, нефтепродукты... Быстро такая ситуация измениться не может. А ситуация с дефицитом торгового баланса требует принятия мер быстрых и эффективных. Иначе и до дефолта недалеко.

    Но если нельзя быстро увеличить экспорт, можно ли снизить импорт? Классический путь предполагает сжатие внутреннего спроса, девальвацию, снижение уровня жизни населения. Это тот путь, по которому сегодня идут Греция и Ирландия. Не говоря уже о нежелательном для правительства политическом резонансе от реализации такого сценария, его экономический эффект тоже вызывает сомнения.

    Во-первых, девальвация хорошо работает на увеличение экспорта только на внешних рынках, когда продукция конкурирует с приблизительно равной по цене и качеству продукцией других стран. Тогда эффект снижения цен может сработать. Но наша продукция и по цене, и по качеству находится в той нише, в которой с нами пока никто всерьез не конкурирует. Ранее наша продукция считалась средней по цене и качеству. Но проблема в том, что эта ниша постепенно сокращается. «Сверху» нас поджимают корейцы, бразильцы и турки (чья продукция уже сопоставима по цене, но более качественная), а «снизу» – китайцы, индийцы, вьетнамцы (постепенно повышающие качество продукции при низких ценах). При девальвации на 20% возможное снижение экспортных цен на 5-7% (больше вряд ли возможно из-за обилия в нашей продукции импортных комплектующих) ничего в конкурентном плане не решает, именно потому, что в нашей нише прямой ценовой конкуренции нет. Так, за прошлый год цены наших производителей выросли на 11% при несущественном изменении экспорта в физическом выражении.

    Во-вторых, сокращение внутреннего спроса ударит не только по импорту. Девальвация неизбежно приведет к повышению цен и на нашу продукцию со столь же неизбежным падением спроса на нее внутри страны за счет снижения зарплат и сокращения рабочих мест.

    В-третьих, опыт девальваций в других странах показал, что эффект от них носит краткосрочный характер. Он позволяет «ублажить» внешних кредиторов и выиграть время. Многократные девальвации в Латинской Америке в среднесрочной перспективе не принесли этим странам ничего хорошего. И здесь опять же возникает вопрос: для чего нам нужно выиграть время? Есть ли у нас программа повышения эффективности нашей экономики? Знаем ли мы – куда и сколько нужно инвестировать? И где брать необходимые для этого ресурсы?

    Развитие импортозамещения в сложившихся условиях выглядит вполне логичным: значительная часть нашего импорта – необязательна, недозагруженные мощности наших предприятий – достаточно велики, а закупаемые по импорту комплектующие в большинстве случаев не являются незаменимыми. Однако простота этого пути обманчива. Что показывает недавний опыт работы в рамках государственной программы импортозамещения. Министерство экономики бодро отрапортовало о выполнении такой программы за 2006-2010 гг. Однако ознакомление с ее результатами вызывает стойкое ощущение профанации.

    По имеющимся данным, импортозамещающей продукции в стране произведено на сумму $8,3 млрд., причем экономия валюты для страны составила $2,3 млрд. Такое соотношение характерно разве что для отверточной сборки! Если вспомнить, что импорт за этот период составил $119 млрд., то окажется, что экономия валюты даже на бумаге оказалась меньше 2%. Стоило ли ради такого эффекта «городить огород» с программой, выделением средств, отчетностью, совещаниями и др.? В качестве примера «достижений» программы импортозамещения за 2009 год, кроме освоения нескольких типоразмеров проката на БМЗ, приводится… начало производства отечественных посудомоечных машин и косилок. И это – согласно официальным отчетам, к которым в местных реалиях нужно относиться более чем осторожно. Стоит ли после этого удивляться, что годовой импорт за этот период вырос на $6,2 млрд.?  

    Профанация идеи

    Теоретически все понимают, что импортозамещение является «спасательным кругом» для экономики. Но при этом у нас даже на общенациональном уровне нет глубокого анализа, определяющего – что необходимо сделать, чтобы идея замещения импорта начала эффективно работать. Хотя все условия для этого как будто есть. Мы ежегодно ввозим потребительских товаров на $4,5 млрд. Возьмем, к примеру, такую специфическую отрасль, как легпром. В начале 1990-х шкуры на обработку везли в поселок Гатово под Минском даже из Казахстана. Сегодня мы имеем проблемы с качественной выделкой кож. Швейная промышленность во всем мире чувствует конкуренцию китайцев. Но ведь и у нас есть швейные фирмы, чья продукция продавалась в парижских бутиках! Например, бобруйская «Славянка» давно обшивает Кардена и «Nike». Та же «Милавица» шила белье для немецкой фирмы «Триумф», а «Элема» – одежду для еще одной популярной немецкой фирмы «Бергхауз». Так почему бы не сделать из этого систему: взять идеи, воплотить их и продать на внутреннем и внешних рынках?

    Я думаю, ответ на этот вопрос может дать изучение рынка, проводившееся на «Белваре» в 2000-2001гг. Оно показало, что спрос на белорусскую бытовую технику формируют люди с зарплатами в районе $300 в месяц. При меньших зарплатах выбирают аналогичную технику из Китая, больших – из Европы или Японии. Сегодня все производство потребительских товаров в республике ориентировано именно на этот небольшой среднеценовой сегмент рынка. Но проблема в том, что он быстро размывается и у нас, и за рубежом. А потребительские сегменты, рассчитанные на людей с более высокими и более низкими доходами по-прежнему «закрываются» импортом. 

    Идти «вниз» – бессмысленно: сегмент рынка с пусть и не очень качественной, но дешевой продукцией прочно занимают китайцы. А чтобы бороться в более высокой ценовой нише, нужно гибкое производство, способное быстро менять дизайн, внедрять новые технологии и контролировать достаточно объемный рынок, позволяющий окупить высокие издержки. Таким требованиям большинство наших предприятий, выпускающих товары широкого потребления, к сожалению, не соответствуют.

    Не стоит надеяться и на то, что в сотрудничестве с крупными международными фирмами можно организовать в Беларуси производство дешевой современной продукции. Они дорожат контролем над рынками сбыта и никогда не станут рисковать подрывом своих позиций в России и СНГ. Это подтверждает пример того же «Белвара», который совместно с Samsung попытался освоить производство пылесосов. Выбрали модель, разобрали «по винтику», подготовили производство части комплектующих, а о поставках остальных деталей договорились с корейцами. Получилось неплохо, и даже похоже на оригинал. Но как ни считали цену, все время выходило: отечественный аналог дороже импортного! В результате за первый год производства продали… четыре пылесоса!

    Из той же «оперы» – открытие дочерних предприятий крупных фирм. Это имеет смысл лишь при условии локализации производства хотя бы части комплектующих. Например, Electrolux несколько лет пытался организовать производство комплектующих для своих стиральных машин в Питере. Этот заказ попал и к нам. Посмотрели – ничего сложного: стоечки, кронштейны… И серия громадная: три из четырех заводов, с которыми мы разговаривали, были готовы начать подготовку производства хоть завтра. Пока не увидели цены. Оказалось, что привезти эти стоечки из Италии на 40% дешевле, чем производить у нас. Там их катают, а мы планировали штамповать и гнуть…

    Нужно признать: на сегодняшний день наша промышленность к импортозамещению в области товаров потребления всерьез просто-напросто не готова. Потому импорт и растет так быстро, а государственная программа импортозамещения напоминает скверный анекдот. 

    Не лучше ситуация и в области промышленной комплектации. Десять лет «Лидагропроммаш» пытается наладить локализацию производства деталей для не самого сложного комбайна. Не получается! Стремительно растет доля импортных комплектующих на ММЗ, МТЗ, МАЗе, «Гомсельмаше». Иначе нельзя: нужно обеспечивать конкурентоспособность конечной продукции! Показательна несостоятельность наших госпредприятий в попытках получения заказов на поставки по кооперации для европейских компаний: наученные горьким опытом, заказчики требуют показать производство. А увидев его технический уровень и оценив систематичность нарушений технологической дисциплины, от дальнейшего сотрудничества отказываются. Причем белорусские частные фирмы таких проблем, как правило, не имеют. Характерно и то, что в импорте промышленных комплектующих стремительно растет доля Китая. А значит – мы ввозим не  самое современное и лучшее, а самое дешевое. С соответствующими последствиями для качества.

    Вообще, самое печальное – это массированный ввоз в Беларусь хлама под видом «самого современного оборудования». Главное – чтобы оно было дешевым. Систематически посещая различные отраслевые выставки, я почти не видел такого оборудования, производство которого было бы недоступно инженерам «Интеграла» или «Планара» в 1980-х. Ну что сложного может быть в оборудовании для пищевой промышленности? Требования по чистоте? В электронике они выше. Сложность манипуляций? И здесь ничего нового! А уж разработке и изготовлению специального оборудования для сложных технологических процессов мы могли бы и сегодня немцев поучить. Достаточно закупать образцы, ставить их в опытную эксплуатацию и разрабатывать свою версию. С учетом трендов на мировом рынке и квалификации наших людей – мы могли бы конкурировать с кем угодно! Это – не массовое производство, где многое определяет его технический уровень. А оборудования и специалистов для «узкого» производства у нас достаточно.

    Подводя итоги

    Сегодня импорт для Беларуси – абсолютная и вынужденная необходимость. А вот экспортом и импортозамещением – не на уровне лозунгов, а на уровне технических решений – мы всерьез еще не занялись! Поэтому быстрых результатов здесь ждать не приходится. И это означает, что в ближайшей перспективе неизбежны крупные внешние заимствования и, возможно, сжатие внутреннего спроса. Это так же необходимо, как структурные реформы в нашей промышленности. При этом если правительство все-таки рискнет пойти на сжатие внутреннего спроса, то наиболее целесообразным будет не путь девальвации, а сокращение избыточной численности работников на предприятиях и в госаппарате. По крайней мере, это позволит хоть как-то оздоровить экономику предприятий.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by