DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 2 Фев 2011 0:00

    Бизнес за партой. Виртуальной

    Дистанционное бизнес-обучение приобретает всю большую популярность

    Современный бизнес становится все более сложным и технологичным, что заставляет деловых людей учиться практически непрерывно. При этом из-за занятости и нежелания «жертвовать» семьей бизнесмены предпочитают получать образование в удобное для себя время и в подходящем формате. На этом и строится дистанционное обучение.

    Практический эффект

    «Принцип действия» дистанционного обучения заключается в получении знаний на расстоянии при помощи современных технологий, главным образом Интернет-ресурсов. Именно благодаря Сети дистанционное образование расширяет нишу в общем объеме образовательных услуг и уже создает конкуренцию традиционным формам обучения. Причины его популярности лежат на поверхности: здесь не нужно подстраиваться под учебный процесс, посещая занятия в строго отведенные часы, каждому предоставляется возможность выбирать, где, когда и в каком объеме осваивать учебный материал. Т.е., по сути, это идеальные условия для менеджеров, находящихся в постоянном цейтноте. А также хорошая возможность для тех, кто живет вдали от основных учебных центров, к примеру, в малых городах. Кроме того, отсутствие географических ограничений позволяет белорусам при должном уровне английского обучаться практически в любой бизнес-школе мира и налаживать (пусть и виртуальные) связи с коллегами. Еще один безусловный плюс – прикладная направленность такого обучения.

    – Мы даем практические знания, которые вы можете применять в своей компании буквально на следующий день, – говорит Ксения Барейша, руководитель программ L2G Institute of Management (США) в Беларуси. – Такой формат подразумевает «обучение через применение» – вы учитесь, не просто прослушав какую-то информацию, а внедрив изученную технологию в своей компании. Помимо этого, дистанционное образование дает навыки виртуального менеджмента, т.е. умение управлять компанией (филиалами, подразделениями) на удалении без бесконечных встреч, которые забирают много времени и ресурсов.

    В дистанционном образовании применяется несколько вариантов обучающих технологий: сетевая и собственно дистанционная. В первом случае каждый слушатель«прикрепляется» к преподавателю (тьютору), в чьи задачи входит помощь в составлении индивидуального плана занятий, консультации по всем возникающим вопросам и контроль выполненных заданий. Интерактивная работа тьютора со слушателем ведется при помощи электронной почты и по телефону. Такой процесс обучения предусматривает не только выполнение текстовых кейсов, но и участие в сетевых семинарах и видеоконференциях, онлайн-дискуссиях с сокурсниками и преподавателем. Слушателям также предоставляется возможность пользоваться аудио- и видеофайлами, выложенными на сайте бизнес-школы,участвовать в специализированных играх. Сдача экзаменов также проходит дистанционно – по e-mail или через Интернет.

    Дистанционная технология отличается широким использованием телевидения и спутниковых каналов, что делает ее более затратной и, соответственно, менее доступной. Лекции, семинары, тестирование, онлайн-консультации – осуществляются при помощи современных средств связи, что повышает интерактивность образования и создает эффект живого общения. Такая технология применяется преимущественно в странах с хорошо развитой IT-инфраструктурой, ведь для насыщенных мультимедийных курсов нужно иметь хороший канал доступа.

    Однако при всей привлекательности и прогрессивности применяемых методов есть в системе дистанционного образования и существенные недостатки. В первую очередь, это отсутствие личного общения с преподавателем – если слушателя волнует  какой-то вопрос в данную минуту, то получить ответ он сможет в лучшем случае в течение нескольких часов, когда мысль может уже «перегореть». Нет здесь и «драйва», который можно получить в аудитории, работая в группе, – обучение ведется только на результат.

    Кроме того, не все программы можно изучать дистанционно.

    – Есть ряд тематик, которые не годятся для дистанционного обучения, особенно, если они связаны с наработкой навыков, – говорит Дмитрий Хохлов, заместитель директора по маркетингу, бизнес-тренер консалтинговой группы «Здесь и сейчас». –Личный опыт электронными средствами не передашь – здесь важен непосредственный контакт с преподавателем. Возможно, в будущем, когда будут развиты технологии передачи голографического изображения, эта проблема разрешится, и дистанционное обучение приблизится к очному.

    Для многих серьезным препятствием при получении дистанционного образования может стать проблема самоорганизации – порой сложно выделить 10-12 часов в неделю для учебы в потоке текущих дел. Но неумение собраться, отмечают эксперты, можно сгладить жестким графиком выполнения работ: четкие «дедлайны» – лучшая мотивация для расслабившегося слушателя. Кроме того, во всех серьезных бизнес-школах существует система контроля знаний: не набрал минимально необходимый бал – не прошел обучение и, следовательно, потерял деньги.  Правда, среди обучающихся по бизнес-программам таких немного – как правило, к решению о повышении квалификации люди приходят сознательно, когда дорастают до управленца и имеют устойчивую систему мотивации.

    Как выбрать?

    В Беларуси развитие дистанционного образования находится на начальной стадии. При всем многообразии курсов и бизнес-школ дистанционный формат в чистом виде предлагают считанные компании, как правило, зарубежные, которые только начинают осваивать наш рынок. При этом мировое информационное пространство готово предложить белорусам сотни бизнес-курсов и программ, в том числе и МВА от ведущих западных университетов… Однако, эксперты советуют подходить к выбору курсов осмотрительно, т.к. подобное образование может оказаться профанацией, ведь ни одна из крупнейших бизнес-школ до сих пор не перешла только на удаленное обучение. 

    Чтобы не попасть в сети мошенников, эксперты рекомендуют при выборе программ в первую очередь выяснять, кто является провайдером услуг, как долго он находится на рынке (лучше, если не менее пяти лет). Желательно, чтобы у компании был опыт работы с корпоративными заказчиками. В этом случае необходимо ознакомиться, с каким результатом было проведено обучение. У бизнес-школ международного уровня должна быть аккредитация ведущих мировых ассоциаций, что является гарантией качества предоставляемых услуг.

    Стоит обратить внимание и на отзывы в Интернете – если у фирмы-провайдера «подмочена» репутация, вряд ли ей удастся поддерживать положительное реноме в свободном информационном пространстве. Не менее важно для полного представления о курсе получить к нему демонстрационный доступ: зачем платить за кота в мешке?

    Еще один аспект – цена. Как правило, дистанционные программы значительно дешевле очных. За рубежом стоимость «электронных» курсов может быть на 30% ниже традиционных. Правда, программы для топов – Еxecutive MBA – в зарубежных школах даже в виртуальном формате достаточно дороги– от $6 тыс. до $30 тыс., для сравнения стоимость очного МВА в США – от $35 тыс. до $50 тыс., в Китае – €5 тыс.–€10 тыс..

    И последнее: стоит выбирать тот язык обучения, на котором можно свободно общаться. По словам экспертов, надежды на то, что в процессе обучения «на удаленке» можно будет подтянуть иностранный, чаще остаются неоправданными, ведь в отличие от традиционного образования, общение между слушателями и тьютором будет проходить в письменной форме, а это не самый лучший способ выучить язык.

    Будущее «дистанционки»

    Несомненно, дистанционное образование будет и в дальнейшем развиваться, в том числе и в нашей стране. Хотя стать полноценной альтернативой традиционному ему вряд ли удастся – пока, выбирая программу для бизнес-обучения, большинство деловых людей отдают предпочтение очным или смешанным курсам и школам. Возможно, здесь играет роль устойчивая ассоциация с заочной формой, которая в восприятии многих всегда проигрывала традиционному обучению. Возможно, поэтому дистанционное образование не слишком ценится и у белорусских работодателей.Хотя, по мнению экспертов, сейчас нанимателям важно не то, что и где кандидат закончил, а навыки и знания, которые он при этом приобрел.

    Если по завершении дистанционной программы вы можете прийти в компанию и на собеседовании заявить, что знаете такие-то управленческие технологии и сможете их внедрить, я думаю, ваша ценность повысится вне зависимости от того, как вы получали образование, – говорит Ксения Барейша.

    Выбор не в пользу дистанционного образования со стороны менеджеров белорусских компаний продиктован и тем, что многие из них идут в бизнес-школы не только ради знаний, но и с целью завязать полезные знакомства.

    Сказывается на выборе и территориальная составляющая – из-за относительно небольшой удаленности городов и весей Беларуси от Минска даже для жителей «глубинки» нет больших проблем в получении очного или смешанного образования в столице. По этой же причине, считают эксперты, у нас вряд ли когда-нибудь появятся дистанционные бизнес-школы и университеты в чистом виде.

    – Я в это не верю, – говорит Дмитрий Хохлов, –  слишком у нас маленькая территория. Дистанционное образование в таких масштабах – удел крупных корпораций, которые могут «вещать» на весь свет. Если сделать такую школу в Беларуси, надо работать с другими странами – Россией, Украиной и т.д., что в нынешних условиях маловероятно.

    Еще одним фактором, сдерживающим развитие дистанционного образования в Беларуси, является недостаток бизнес-тренеров, которые способны переложить очный курс в форму онлайн. Большинство преподавателей просто выкладывают традиционные  программы  в Интернет, из-за чего курсы получаются откровенно скучные и «ужатые». Распространение такого контента приводит к тому, что многие потенциальные слушатели перестают доверять качественному дистанционному образованию. Ну, и последним серьезным препятствием для «электронного» образования может статьслабая развитостьтелекоммуникационной и IT-инфраструктуры, которая в основном сосредоточена в столице. На периферии к этому можно добавить еще и невысокую компьютерную грамотность населения.

    Вместе с тем, перспективы у дистанционного образования в Беларуси все же есть. Интернет-технологии продолжают активно внедряться в процесс обучения ведущих вузов республики. Осуществляется система дистанционной поддержки и в смешанном формате бизнес-образования (blended learning). Как пример – Открытый Университет Великобритании, где наряду с очными занятиями и самоподготовкой в полной мере используются дистанционные элементы (Интернет-конференции, поддержка тьюторов и т.д.). 

    Но, пожалуй, самое перспективное на данный момент направление для дистанционного образования – внутрикорпоративное обучение большого количества сотрудников одной организации каким-либо стандартным программам (к примеру, курс «введение в должность» и т.д.). В этом случае экономическая целесообразность налицо – не нужно нанимать преподавателя, тратиться на аренду помещения для проведения обучающих мероприятий, при этом сотрудники приобретают необходимые навыки без отрыва от рабочего места.

    – Применение дистанционных технологий очень выгодно корпоративному бизнесу, – говорит Елена Маковская, начальник Центра дистанционного образования и информационных технологий Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ. – Их использование позволяет делать корпоративное обучение экономичным, удобным и особенно актуальным для регионов. Причем необязательно покупать и разворачивать свою систему управления обучения и иметь специалистов по электронному образованию. На рынке есть компании, которые предлагают услуги как по сотрудничеству в проектах развития технологий дистанционного образования в организациях, так и по разработке электронных курсов для образовательных проектов.

    Мнение эксперта

    Андрей Дюсьмикеев, директор компании «МедиуМ»:

    – Дистанционное образование применяется в нашей стране с 30-х годов прошлого века. Начало было положено вузами Советской России, когда молодой стране понадобилось огромное количество инженеров и агрономов. Тогда вся страна училась «по почте». После второй мировой британцы, а затем и американцы переняли и обогатили этот опыт. Сейчас совершенствуются только средства размещения и доставки учебного контента и способы тестирования. Сегодня одиночные электронные курсы по рабочему компьютеру – уже вчерашний день. Гораздо популярнее LCMS (системы управления учебным контентом), включающие средства совместной работы с контентом; системы управления знаниями; мобильное обучение и др.

    Пока мы ищем «свой путь», время и технологии убегают от нас вместе с талантливыми людьми, которые реализуют свои проекты в США, Канаде и даже Китае. Бытует мнение, что для небольшой страны в центре Европы неактуально электронное образование, но как же быть с опытом Люксембурга, Кореи, Швейцарии, Швеции и многих других территориально маленьких стран, где очень высок уровень услуг в области электронного обучения и повышения квалификации? Не случайно Китай, где студенты и бизнесмены учатся активнее всего как внутри своих корпораций, так и в иностранных университетах, показывает самую впечатляющую динамику.

    Что сегодня представляет собой дистанционное образование в корпоративном секторе? Это уже давно не только курсы. Сейчас это – комплекс решений и процессов на основе автоматизированных программных комплексов, призванных решать задачи: от оценочных процедур при приеме на работу – через обучение и тестирование – к корректировке целей и программ развития.

    Чему можно учиться дистанционно? Кого нужно учить дистанционно? Рассмотрим предприятие, разделенное на 3 горизонтали: первая группа – собственники и руководители, вторая – управленцы среднего звена, третья – линейные сотрудники и рабочие.

    Для первой группы, кроме стандартных MBA-программ, существуют деловые симуляторы, ролевые деловые игры в электронном и смешанном форматах. Для второй – спектр профессиональных программ развития и личностного совершенствования гораздо шире. Свои программы здесь предлагают университеты, профессиональные учебные центры в России и за рубежом, компании-производители оборудования и программного обеспечения. И, наконец, третья группа должна обучаться в самой компании. Так как зачастую речь идет о базовых знаниях, навыках работы с имеющимся оборудованием и процедурами программных средств. В этом деле пионеры белорусского рынка – финансовые учреждения с их простыми курсами-симуляторами программных продуктов по обслуживанию клиентов. Широкое распространение получили также курсы и электронное тестирование рабочих по технике безопасности.

    Мнение эксперта

    Татьяна Мытько, начальник отдела по работе с корпоративными клиентами, ООО «Гильдия профессиональных переводчиков»:

    Дистанционный курс «HRM Искусство управления людьми» помимо того, что был интересным и насыщенным, лично мне оказался очень полезным. Понравилось, что он ориентирован именно на практическое применение. Лекции информативны, в них изложено все самое необходимое, все привязано к практике, нет лишней информации. 

    В обучении очень помогали тьюторы, поддерживавшие с обучающимися постоянную обратную связь. Их советы и рекомендации я использую в своей работе.

    Недавно директор поручил мне разработать систему мотивации для сотрудников нашей компании, и знания, полученные благодаря этому курсу, я смогла применить на практике. Очень удобен и сам формат обучения – с учетом степени занятости можно планировать дни для просмотра лекций, общения на форумах, написания служебных записок.

    Деловые и бизнес новости
    • гость, гость

      19 Апр 11:22

      В Европе хорошо развито дистанционное обучение. Сам так учился - намного эффективнее нашей заочки! А за профессионализмом в диплом не лезут!

    • Гранаде, гость

      19 Апр 11:20

      У нас как раз вряд ли. С подобной "неповоротливой" системой образования ничего нового в ближайшие годы не ждет. Знаю, в БГУИР есть дистанс, который приравнивается к заочному, но как работодатели относятся к такой "корочке"?

    • Александр, гость

      13 Апр 06:01

      А еще большой популярностью начинает пользоваться программное обеспечение для дистанционного обучения. И говорят заочное в ВУЗах вообще отменят?

    Добавить комментарий

    Календарь бизнес событий
    • выставки
    • презентации

    © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

    Все права защищены.

    При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

    ISSN DELO (online) 1608-1404

    220004, Минск, пр. Победителей, 11

    email: delo@delo.by