DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 2 Фев 2011 0:00

    Вполне доходная таблетка

    Белорусская фармация становится все более привлекательной для инвесторов.

     

    Бизнес в сфере производства и торговли медицинскими препаратами продолжает оставаться одним из самых устойчивых и прибыльных. В Беларуси оборот фармацевтического рынка уже несколько лет растет в среднем на 10-15%. Даже в кризисном 2009-м этот рынок показал небольшую положительную динамику. В 2010-м его объем достиг $676 млн. и, по некоторым оценкам, к 2012-му может перевалить миллиардный рубеж. Вместе с тем, этот тренд обеспечивается не столько «физическими» объемами продаж, сколько растущими ценами. Смогут ли потребители и дальше оплачивать стабильно дорожающие лекарства? Еще один интересный вопрос: как изменит ситуацию на рынке вступление страны в Таможенный союз? Именно это больше всего волнует сейчас владельцев фармацевтических компаний и аптечных сетей.

     

    Потенциал для инвестиций

    На фоне «со скрипом» восстанавливающейся после кризиса промышленности белорусский фармацевтический рынок чувствует себя совсем неплохо. Прежде всего, это заметно в производстве медпрепаратов. Белорусские заводы еще на 3 с лишним процента нарастили свою долю на рынке и по количеству проданных упаковок уже опережают зарубежных конкурентов почти на девять процентных пунктов. Правда, в денежном эквиваленте 3/4 «пирога» по-прежнему получают зарубежные производители, но и здесь прогресс очевиден: еще несколько лет назад их доля превышала 90%.

    По данным Белстата, за 8 месяцев 2010 года химико-фармацевтическая промышленность страны увеличила объем производства на 7,6% по сравнению с аналогичным периодом 2009-го. Особенно значительно выросло производство препаратов для лечения сердечнососудистых заболеваний (на 126,8%), витаминных препаратов (+124,8%), а также болеутоляющих, жаропонижающих и противовоспалительных средств (+114,3%). Что характерно – рентабельность реализованной продукции на предприятиях концерна «Белбиофарм» составила 23,2% (в 2009 году – 19,9%), а рентабельность продаж – 16,6% (в 2009-м – 13,9%).

    Как видно, даже государственный сектор смог обеспечить вполне приемлемую норму прибыли. Наверняка в частных компаниях, на которые, к слову, в Беларуси уже приходится 34% в общем объеме продаж белорусских производителей, эти цифры не ниже. Об этом косвенно свидетельствует тот факт, что в фармацевтическое производство в последнее время инвестируются довольно значительные суммы. Причем, речь идет в равной степени о государственных и частных компаниях.

    Так, на Борисовском заводе медпрепаратов, который и без того ежемесячно производит 42 млн. ампул, приняли решение о наращивании мощностей и строительстве нового цеха. Хотя более половины «физического» объема производимых в стране лекарств по-прежнему приходится на гигантов – Белмедпрепараты и Борисовский ЗМП. Однако «частники» тоже не дремлют.

    В первую очередь, компания «Фармлэнд», принадлежащая белорусскому бизнесмену Ивану Логовому. Если по итогам 2009 года ее доля в продажах составляла 3,3%, то в 2010-м она увеличилась до 10,54% в упаковках и 18,76%(!) в деньгах, что позволило Фармлэнду обойти в ТОП-10 крупнейших производителей Борисовский завод. Еще один интересный и стопроцентно частный проект – предприятие «Лекфарм» Владимира Адамовича. Производимый им на заводе в Логойске арпетол стал настоящим хитом продаж в период эпидемии «свиного» гриппа. Также в Логойске создает свой завод «ТрайплФарм» самый известный отечественный бизнесмен Юрий Чиж. Кроме того, в конце 2010 года россиянин Владимир Брынцалов получил контроль над предприятием «Диалек», в который планирует инвестировать около $50 млн.

     

    Цены – под контролем

    Интерес для инвесторов представляют также специализированные оптовые структуры и аптечные сети. Тем более что сегодня порядка 75% оптового рынка контролирует частный бизнес, да и частных аптек уже больше, чем государственных (930 против 660). Хотя 61% реализации препаратов в розничной продаже по-прежнему приходится на госаптеки.

    Самая крупная сделка в этом сегменте – это, безусловно, покупка одним из лидеров российской фарминдустрии, новосибирской компанией «Катрен», принадлежащей Леониду Конобееву, контрольного пакета крупнейшего белорусского дистрибьютора – компании «Доминантафарм». Интерес к отечественным активам проявляют и другие крупные российские игроки, в частности «Протек» Вадима Якунина. Но пока их белорусские владельцы не спешат расставаться с компаниями, которые приносят стабильно растущий доход.

    Напомним, что белорусский рынок стал единственным (!) в СНГ, который рос даже в кризисном 2009 году. Правда, специалисты считают, что этот рост был обеспечен ажиотажным спросом, связанным с эпидемией «свиного» гриппа.

    – Ноябрь 2009 года кардинально изменил ситуацию, – говорит Дмитрий Петрович, специалист компании «Интелликс-М». – В том месяце спрос оказался вдвое выше обычного! Если бы не этот скачкообразный рост продаж, то по итогам 2009-го рынок упал бы на 2-3%. По итогам 2010 года мы имеем уже объективный рост почти на 10%. Правда, он связан, прежде всего, с ростом цен. В упаковках продажи держатся примерно на одном уровне уже несколько лет.

    Цены, действительно, становятся серьезной проблемой. Дороговизной лекарств в свое время возмутился даже Президент страны, после чего этим вопросом «плотно» занялся Минздрав. Участников рынка очень убедительно «попросили» не повышать цены. Соответствующий меморандум по сдерживанию цен на лекарственные средства в 2010-2011гг. подписали более 150 владельцев аптек и 59 представителей зарубежных компаний. А чтобы они не забывали о взятых на себя обязательствах, Минздрав организовал мониторинг цен, который периодически проводился по 50 позициям отечественных и 60 импортных лекарственных средств в более чем 140 аптеках.

    Но, как считают участники рынка, проблема роста цен намного глубже очевидного желания бизнеса переложить на потребителей растущие издержки.

    – Чем меньше рынок – тем выше на нем цены в аптеках, – говорит директор компании «Либертон» Виталий Мусихин. – Например, в Латвии государство ограничивает количество аптек, чтобы их владельцы могли обеспечивать приемлемую норму прибыли. А цены на лекарства там почти вдвое выше, чем в Беларуси. Вообще, рост цен на лекарства имеет много объективных причин: это и обесценивание основных валют, и увеличение стоимости сырья, которое в этом году может подорожать примерно на 30%. Дело в том, что производство сырья для медицинской промышленности связано с большими энергозатратами, а энергоносители продолжают дорожать. Существенное влияние на цены может оказать, например, Китай, являющийся одним из крупнейших экспортеров сырья. Многое зависит от того, будет ли он укреплять, или, наоборот, девальвировать юань…

    Действительно, средняя розничная цена упаковки импортного лекарства в Беларуси намного ниже, чем в соседних странах. У нас она составляет примерно $3,41 в Украине – $4,48, в России – $5,5. При этом у роста цен в отрасли есть и другие, так сказать «внутренние» причины, о которых чиновники предпочитают не вспоминать. Речь о том, что при госзакупках любого товара, в том числе, лекарств, отечественные производители имеют 15%-ную преференцию по цене. Т.е., даже если цена отечественного препарата на 15% выше, чем импортного, то ему отдается преимущество. Такая вот «поддержка отечественного производителя» за счет отечественного же потребителя… И хотя в отношении лекарств запрет на проведение авансовых платежей в пользу нерезидентов не действует, Минздрав пытается сократить импорт настолько, насколько это возможно. Ориентация, прежде всего, на ценовой фактор при закупках привела к тому, что около 80% лекарств, которые продаются в наших аптеках – дженерики, т.е. фактически устаревшие на несколько лет препараты. Многие эффективные и современные лекарства по-прежнему можно купить только за рубежом. С другой стороны, понятно, что делается это не от хорошей жизни – сказывается дефицит валюты и низкая, по сравнению с соседними странами, покупательная способность населения.

     

    Перспективы не для всех

    Вступление Беларуси в Таможенный союз в одночасье не изменило ситуацию на рынке медпрепаратов. По большому счету барьеров для входа на отечественный рынок российских операторов не было и до этого. И хотя создание нового производства требует относительно небольших инвестиций (по оценкам экспертов «Дела», от $7 млн. до $10 млн.), ожидать массового открытия заводов в нашей стране вряд ли стоит. Проблема – в небольших объемах внутреннего рынка. А ограничения, действующие при входе на рынки стран – участниц Союза, до сих пор не сняты. Решение об автоматическом признании зарегистрированных в трех странах лекарственных средств до сих пор не принято. Между тем, если в Беларуси регистрация нового препарата обходится примерно в $1,5 тыс., то в России – вдесятеро дороже, если же добавить сюда клинические испытания, то одно наименование потянет на $20 тыс.! А при выводе на рынок абсолютно нового препарата затраты на его маркетинговую «раскрутку» могут составить до $500 тыс.

    Т.е. вход на белорусский рынок многократно дешевле, но это преимущество нивелируется его небольшими объемами, а большой соседний рынок привлекателен, но вход на него обойдется недешево. И все-таки второй вариант для инвесторов привлекательнее. Проще за те же $7-10 млн. построить завод в России, открыть там филиал действующего производства или на худой конец приобрести небольшое региональное предприятие. Что гарантированно обеспечит доступ к миллионам потребителей.

    Пожалуй, выиграли от создания ТС поставщики сырья для фармацевтической промышленности. Теперь, растаможив товар, скажем, в Беларуси, его можно беспрепятственно продавать в России и Казахстане. Но, поскольку этот бизнес требует значительных инвестиций и отлаженной годами логистики, а оборачиваемость капитала в нем составляет от 6 месяцев до года (!), то появление новых игроков здесь также маловероятно. Могут извлечь для себя выгоду и производители уникальных продуктов, так сказать «на стыке» с фармакологией, но которые не требуют регистрации подобно медпрепаратам. Например, биологических компонентов и биопродуктов. В Беларуси уже появились компании, работающие в этом сегменте. Такие как предприятие «БертонЛи», которое успешно занимается биотехнологиями и производством эндокринно-ферментного

    сырья для медицинской промышленности.

     

     Таблица 1.

    Доля импортных препаратов на белорусском рынке в 2009-2010 гг. (в %).

    Сегмент                    Доля продаж в деньгах     Доля продаж в упаковках

                                       2009                2010                2009                2010

    Аптечные сети          81,99               79,88               49,24               46,51

    Больницы                  71,02               67,15               18,83               15,72

    Весь рынок               79,31               76,57               44,85               41,51

    Источник: Intellix

     

     

    Таблица 2.

    Десятка крупнейших отечественных производителей медпрепаратов в Республике Беларусь в 2010г. (* - предприятия частной формы собственности)

     

    Предприятие

    Доля рынка в деньгах, %

    Доля рынка в упаковках, %

    1

    Белмедпрепараты

    25,18

    16,82

    2

    Фармлэнд*

    19,22

    11,03

    3

    Борисовский завод

    медицинских препаратов

    17,65

    35,37

    4

    Лекфарм*

    7,98

    3,16

    5

     Фармтехнология*

    6,20

    4,64

    6

    Несвижский завод

    медицинских препаратов

    6,19

    5,89

    7

    Минскинтеркапс

    6,18

    2,86

    8

    Экзон

    2,39

    6,96

    9

    Диалек*

    2,04

    1,82

    10

    Гродненский завод

    медицинских препаратов

    1,83

    5,75

     

    Источник: Intellix

     

    Таблица 3.

    Оборот белорусского фармацевтического рынка, $ млн.

    2008                597

    2009                615

    2010                676

     

     

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by