DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 2 Фев 2011 0:00

    СПА – стиль жизни. И растущий бизнес

    Не так давно термин «СПА» был экзотикой и ассоциировался с магическими и дорогостоящими процедурами на далеких курортах. Сегодня эта отрасль beauty-индустрии нашла свою нишу и на белорусском рынке

     

    В последние годы аббревиатура СПА упоминается все чаще: СПА-услуги, СПА-курорты, СПА-центры, СПА-круизы... Предложений – дорогостоящих и не слишком – с каждым днем становится все больше, однако не все желающие приобщиться к СПА толком понимают, что же это такое. Попробуем разобраться.

     

    Философия здоровья

    как индустрия

    История СПА насчитывает более 7 тысяч лет. Упоминания об этом можно найти в Античной Греции и Риме – там для оздоровительных процедур использовали термальные источники, – а также на Востоке, где применение лечебных свойств воды в своего рода «центрах красоты» было традицией. Сам же термин СПА приписывают императору Нерону, который на одном из морских курортов произнес фразу: «Sanus per Aquam», что означает «здоровье через воду». Именно римляне построили первую в Европе разветвленную сеть бань и термальных курортов, многие из которых, например, немецкий Баден-Баден и британский Бат, используются до сих пор. Во второй половине XVII века с «подачи» короля Чарльза II термальные источники вошли в моду в Великобритании, а в 1826 году первый СПА-курорт открылся и в Новом свете. Примерно в это же время «лечение на водах» вошло в моду в России, и «сливки общества» устремились в Баден-Баден и на Кавказ.

    Полноценная же СПА-индустрия зародилась в Америке в 1910 году с открытием  Элизабет Арден первого СПА-центра. В 1993 году СПА-центр открылся на борту круизного лайнера Queen Mary II, а десять лет спустя уже все крупные круизные лайнеры были оснащены собственными водными лечебницами. Тогда же СПА-бум охватил Юго-Восточную Азию. Таиланд вообще стал одним из крупнейших СПА-центров, а тайский массаж вошел в моду по всему миру. В Европе лидерами СПА-индустрии эксперты сегодня называют Испанию, Францию, Швейцарию и Исландию. Так, например, в Рейкьявике больше СПА-центров на душу населения, чем в любом другом городе мира. Страны Балтии представляют на этом рынке постсоветское пространство.

    – СПА – это своего рода философия, которая воздействует на все пять чувств человека – зрение, обоняние, осязание, слух и вкус, – объясняет руководитель салона красоты гостиницы «Виктория» Лариса Борисевич. – СПА-технологии позволяют человеку снять стресс и напряжение, которые сопровождают его в современном мире. Оздоровление и релаксация организма достигается, главным образом, благодаря сочетанию качественных косметических средств, опыта и квалификации мастеров и используемого оборудования.

     

    В начале пути

    В Беларуси СПА начинался с... парикмахерских. Лет пять-семь назад наиболее крупные из них стали менять свои вывески, привлекая клиентов загадочной фразой – «салон красоты». В то время их было немного, и они были мало похожи на современные салоны. Но, тем не менее, это был прогресс, так как они отличались от обычных парикмахерских, прежде всего, уровнем обслуживания и внедрением косметологических услуг. Это был эволюционный перелом, следующим этапом которого стал приход концепции СПА. Настало время, когда наши измученные стрессами соотечественники получили возможность релаксации и поддержки здоровья, не выезжая за пределы страны.

    По сути, ещё в советские времена каждый труженик, отправляясь в приморский санаторий, получал комплекс СПА-процедур: контрастный и циркулярный душ, душ Шарко, гидромассажные, хвойные и радоновые ванны, бассейны с морской и термальной водой, массаж, грязевые маски и обёртывания. Даже сейчас, обливаясь холодной водой или принимая ванну с морской солью, мы фактически устраиваем себе СПА-салон на дому.

    Несмотря на короткую историю услуг СПА на белорусском рынке, наши соотечественники уже зарекомендовали себя истинными знатоками в этой области. Более того, в сравнении с иностранцами, они даже более разборчивы в оценке процедур. И этому есть простое объяснение.

    – Сегодня белорусы часто выезжают за границу, посещают мировые курорты и СПА-центры. В связи с этим у них уже вырисовалась четкая картинка, как все это происходит и как должно быть. А потому наши соотечественники – требовательные клиенты. Вероятно, это обусловлено тем, что мы все привыкли проверять. Для нас важно все потрогать и увидеть собственными глазами, – говорит директор «PrincessSpa» Юлия Домрачева.  

    Сегодня в Минске СПА-услуги предлагают салоны красоты, гостиницы, медицинские и спортивные центры. Однако, как утверждают специалисты, отечественный рынок СПА еще находится на начальном этапе формирования.

    – Как таковых СПА-центров у нас единицы, – подтверждает Юлия Домрачева. – Ведь для того, чтобы считаться СПА-центром, необходимо, помимо прочего, предлагать и водные процедуры. Соответственно, нужны ванны, бассейн, сауна…

    По сути, белорусский рынок сконцентрирован на «экспресс СПА», когда клиент проводит в салоне лишь пару часов, после чего возвращается к обычной жизни. Такие программы предполагают отдых и релакс, однако для оздоровления их не всегда достаточно. Для достижения лечебного эффекта, как правило, требуется комплекс процедур. Так что белорусские СПА-центры можно лишь отчасти назвать медицинскими учреждениями. Вдобавок, согласно действующему законодательству, любой центр, предлагающий услуги ванн либо массажа, является предприятием медицинского профиля и, соответственно, должен иметь лицензию Минздрава. А предлагаемые им услуги, в свою очередь, должны оказываться  только дипломированными медиками, что, отчасти, ставит отечественную СПА-индустрию на ступень выше даже европейских салонов, которые нередко выигрывают борьбу за клиента исключительно за счет внутреннего антуража.

     

    Классика против экзотики

    В понятие СПА входит огромное количество процедур. Это могут быть ванны с солями и настоями целебных трав, гидромассаж, талассотерапия, бальнеотерапия, баня, обертывания, маски, лимфодренаж, ароматерапия, а также всевозможные процедуры для лица, волос и ногтей. Более того, в каждой стране существуют и свои собственные рецепты красоты и здоровья, причем некоторые из них пугают и даже шокируют своей экстремальностью. Так, например, в Японии обеспеченные туристы могут себе позволить маску для лица и тела с ингредиентами из настоящего золота, а на дорогих мексиканских курортах предлагают уникальный рецепт ацтеков, накалывая по всему тела клиента колючки кактуса. Пройти процедуру по уходу за волосами с использованием черной икры можно в Лондоне, попробовать змеиный массаж – в Индии, массаж с помощью драгоценных камней и минералов – в Египте.

    В Беларуси все проще. Как признаются участники отечественного beauty-рынка, лидерство у нас пока прочно удерживают классические обертывания – например, шоколадные, жемчужные, «виноградные», «антицеллюлитные», а также лечение горячими камнями или стоун-терапия.

    – Мы, например, предлагаем очень востребованную процедуру талассотерапии: обертывание живыми водорослями Белого моря, – рассказывает Лариса Борисевич. – Сначала на тело наносится скраб из морской соли и масла фукуса, обладающий хорошим лимфодренажным эффектом. Затем клиента заворачивают в пласты живой ламинарии и помещают в СПА-капсулу, выбирая режим вибромассажа либо сухой сауны. Нанесение крема завершает всю процедуру.

    Эксперты сходятся во мнении, что если основными критериями при выборе процедур становятся экзотичность или советы друзей, вместо положительного эффекта можно получить противоположный. В худшем же случае можно навредить здоровью и внешности. Уважающие себя центры предлагают обязательную консультацию врача перед началом процедур, выбор которых, кстати говоря, мало отличается в различных салонах Минска. Более того, почти все они используют одинаковые препараты, а именно те, которые официально разрешены к ввозу на территорию Беларуси. Особняком в этом смысле стоит разве что салон «Orchid Spa by Anne Sémonin», которыйявляетсяфранчайзинговым предприятием, представляющим в нашей стране брэнд Anne Sémonin – лидера в области создания косметических средств, сочетающих олигоэлементы и эфирные масла. Главное же различие большинства минских салонов кроется в атмосфере самого заведения и степени профессионализма мастеров, каждый из которых стремится придумать свою, авторскую методику. Между тем, в Минске можно найти и уникальные предложения. Так, например, MEDICA СПА «Экомедсервис» предлагает СПА-программу «Секреты Клеопатры», рассчитанную на пять дней. В свою очередь, роскошную процедуру «CrystalChakraJourney» можно пройти только в «Orchid Spa by Anne Sémonin».

    Интересной тенденцией последних лет является также возрастающая популярность СПА-услуг среди мужчин, которые сегодня составляют порядка 40% клиентов минских салонов!

     

    Ценный ритуал

    Строго говоря, белорусский рынок СПА еще в младенческом возрасте. Однако первопроходцы в этой сфере beauty-услуг уже «снимают сливки» – вечернее время и выходные дни, как правило, расписаны на неделю вперед. Во многом такой спрос формируется за счет иностранцев, которые, как утверждают эксперты рынка, составляют до 40% клиентов столичных СПА-центров. СПА – это ритуал. Здесь играет роль мастерство специалиста, качество используемых препаратов и даже вкус чая, выпитого после процедуры. Все должно быть сделано на таком уровне, чтобы клиент почувствовал не цену, а ценность услуги. Хотя разброс цен очевиден.

    – Формирование цены зависит как от используемых косметических препаратов и оборудования, так и от уровня салона и квалификации его мастеров, – говорит Юлия Домрачева.

    – СПА дешевым не бывает. Это дорогостоящее мероприятие. Ведь, прежде всего, это сервис, – объясняет владелица салона «Orchid Spa by Anne Sémonin» Ольга Качалова.

    А за хороший сервис, как известно, надо платить, особенно если это «ручная работа». Например, стоимость пятичасовой программы, включающей в себя обертывание морскими водорослями, уход за кожей лица, руками и ступнями с использованием теплых ароматических масел, розового каолина и обогащенных минералов, в минском салоне класса «люкс» превышает Br1млн. Хотя, конечно, отдельные элементы СПА могут быть вполне приемлемым бюджетным вариантом. Так, процедура общей термотерапии в СПА-капсуле Республиканского центра медицинской реабилитации и бальнеолечения стоит чуть более Br20тыс. Средние же цены по Минску на наиболее популярную процедуру обертывания начинаются от Br40тыс. и могут достигать Br400 тыс. в зависимости от используемой основы.

    Эксперты признают: белорусским потребителям еще не хватает культуры СПА. Многие из них по-прежнему уверены, что обыкновенный массаж с глиной это и есть СПА. Другие же считают, что такие процедуры – это нечто из мира гламура. Однако это заблуждение: в Европе и Америке СПА уже давно перестало быть недоступной экзотикой и, к счастью, есть все предпосылки для развития отрасли в Беларуси. Появившиеся несколько лет назад салоны начинают расширяться – например, в конце прошлого года «PrincessSpa» открыл еще один салон, на подходе и новые объекты. Так, к 2013 году, гостиница «Виктория» планирует закончить вторую очередь своего комплекса, который будет включать в себя полноценный СПА-комплекс. А эстонские инвесторы планируют  открыть первый в Беларуси СПА-отель. Работа по его проектированию уже ведется. Как сообщила Елена Брок, заместитель начальника управления физической культуры, спорта и туризма Миноблисполкома, ожидается, что этот уникальный для Беларуси отель расположится на территории конноспортивного комплекса «Урожайный», в районе МКАД и будет предлагать своим гостям самые современные услуги. Так что идея «жизнь в стиле СПА» с каждым днем обретает в Беларуси все новых и новых сторонников.

     

     

    Мнение эксперта

     

    Елена Варнус-Лебеда, руководитель СПА-комплекса курортной гостиницы «Hotel J?rmala СПА»:

    – Современный СПА-комплекс включает в себя не только сауны, бани, гидромассаж и прочие процедуры, но и системы ухода за лицом, руками и ногами, программы по уходу и коррекции тела, лечения волос. Основное, чем должен обладать СПА-комплекс – это спокойная обстановка, которая настраивает клиента на отдых и релакс. Миллион мелочей создает неповторимую атмосферу лучших СПА. Это и музыка, и ароматы, и свет, и какой-то особенный чай, и сухое теплое полотенце, и грамотно разработанное меню.

    Эффективный СПА сегодня – это не отдельные процедуры, а комплекс услуг и мероприятий. Именно поэтому СПА-услуги, в основном, предлагают «пакетами». Как правило, такой пакет включает термические, водные, массажные и косметологические процедуры. Рассчитаны они на любого клиента – будь то молодая девушка, бизнес-леди, пенсионерка, ребенок, семейная пара или солидный мужчина. Среди самых популярных СПА-процедур следует отметить обёртывания.

    Непременный компонент СПА – ароматерапия. Ароматические масла, свечи и лепестки цветов используются очень активно. СПА предлагают своим клиентам соляные комнаты, ингаляции «морским воздухом», кислородные ингаляции и коктейли. Такие процедуры очень хорошо помогают отдохнуть как психологически, так и физически. Профессиональные СПА всегда можно отличить по наличию фирменного стиля. Причем выигрывают те из них, кто использует традиции своего региона. Например, янтарь, сосновый лес, глину, грязи, лен, мед, вино, минеральные источники и др.

    К специалистам, работающим в СПА, предъявляются очень высокие требования. Помимо профессиональных навыков они должны обладать симпатией к своим клиентам, интуицией и умением создать для любого посетителя психологически комфортную и безопасную обстановку. Специалист, работающий в СПА, – это не просто профессионал, врач, это целитель человеческих душ, обладающий искренним желанием взаимодействовать с другими людьми и помогать им в решении их физических проблем и в обретении душевного равновесия. Такие требования накладывают на мастеров психологическую ответственность и требуют адекватного поведения и восприятия мира.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by