DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 2 Фев 2011 0:00

    Проверка: «дружить» или нет?

    Проверка – это не страшно. Если знать и отстаивать свои права.

    Каждый год 15 декабря и 15 июня на сайте Комитета госконтроля бизнесмены узнают, надо ли им ждать гостей из контролирующих органов в следующем полугодии. Каждые шесть месяцев с плановыми проверками сталкиваются около 30 тысяч субъектов хозяйствования. А поскольку существует вероятность и внепланового визита проверяющих, можно сделать вывод, что с проверкой неизбежно придется столкнуться любому работающему бизнесу: вопрос лишь в том – как скоро это произойдет.

    Проверка для легально работающей компании – далеко не «конец света». Тем более что у проверяемых есть определенные права, а проверяющая сторона обязана неукоснительно соблюдать законодательство о проверках, в которое внесены существенные изменения. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим «правила игры» для проверяемых и проверяющих, сегодня является Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». И поскольку проверки по новым правилам проводятся уже год, этого вполне достаточно для формирования правоприменительной практики, о которой мы поговорим.

    Немного терминологии

    В соответствии с Указом №510, проверка– это любые мероприятия, проводимые контролирующими органами в отношении субъектов хозяйствованиядля оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемой ими деятельности. Таким образом, понятие проверки рассматривается очень широко, и должно включать любые действия уполномоченных органов, направленные на поиск нарушений законодательства. Учитывая, что процедура назначения проверок сейчас достаточно сложна, контролирующие органы практикуют проведение таких мероприятий под иными названиями, например «мониторинги», «выездные приёмные» и др. Однако если они проводятся на территории предприятий, законность подобных действий – сомнительна. По нашему мнению, такие мероприятия фактически противоречат Указу №510, и не могут производиться на основании действующего законодательства без согласия субъекта хозяйствования. К сожалению, «долгожданная» Директива №4 от 31.12.2010 косвенно допускает их проведение, хотя и указывает, что в таких случаях контролирующим органам «запрещается использовать полномочия, предоставленные данным органам для проведения проверок».

    При проведении проверки возникают отношения, в которых с одной стороны выступает проверяющий орган, а с другой – проверяемый субъект хозяйствования.

    Контролирующие органы (за исключением ведомственного контроля) и их структурные подразделения, которые имеют право проводить проверки, прямо названы в Указе №510. Причем каждый из них должен проводить проверку только в рамках своей компетенции. Представителями контролирующих органов являются проверяющие и руководитель проверки, каждый из которых должен быть указан в предписании на проведение проверки и иметь служебное удостоверение.

    Проверяемые субъекты хозяйствования – это не только организации и ИП, но и, например обособленные подразделения юридических лиц, имеющие собственный УНП. Это важно учитывать, поскольку сроки проведения проверок исчисляются отдельно по каждому проверяемому субъекту, и если в одном полугодии прошла проверка в филиале, то в следующем полугодии вполне возможно проведение проверки в головной организации.

    Проверки плановые и внеплановые

    Плановые проверки – это рутинная деятельность контролирующих органов, поиск возможных нарушений. Все проверяемые субъекты включаются в Координационные планы контрольной (надзорной) деятельности и заблаговременно информируются о месяце начала проверки на сайте kgk.gov.by, а затем письменно уведомляются о проведении проверки минимум за 10 рабочих дней до ее начала.

    Увидев себя в плане проверок, первым делом посмотрите перечень контролирующих органов, которые будут проводить проверку. Все проверяющие должны прийти к вам в течение месяца, указанного в плане проверок, а затем в течение календарного года ни один контролирующий орган больше не должен вас беспокоить.

    Внеплановые проверки, как правило, проводятся в случае, если имеется достоверная информация о совершенном правонарушении либо иные прямо указанные в Указе №510 основания (например, реорганизация или банкротство). Наиболее часто на практике встречаются тематическая (оперативная) проверка, ранее известная как «рейдовая», а также встречная проверка. При проведении внеплановых проверок действуют общие принципы и правила контрольной деятельности.

    Если представители контролирующего органа посетили предприятие в целях сбора информации, рассмотрения жалобы и т.п., то субъект хозяйствования может забыть о строгих правилах Указа №510 и без предписания представить какие-либо документы или сведения. Однако если в представленных документах или информации будет содержаться информация о совершенном правонарушении, то у контролирующего органа появятся достаточные основания для назначения внеплановой проверки. В связи с этим, при каждом контакте с проверяющими нужно решать – предоставлять или не предоставлять информацию, «дружить или не дружить». Подробнее об этом – чуть ниже.

    Группы риска

    Для определения периодичности проведения плановых проверок, Указом №510 введены три группы риска: высокая, средняя и низкая. Правила отнесения к различным группам риска отличаются в зависимости от вида деятельности, группы риска также присваиваются по каждому виду контролируемой деятельности.

    Распространенным заблуждением является мнение о том, что у предприятий с низкой группой риска меньше шанс встретиться с проверяющими. На самом деле, группа риска влияет только на периодичность проведения следующей проверки.

    Например, если организация относится к низкой группе риска, это означает лишь то, что после проведения первой проверки по новым правилам, в случае отсутствия нарушений, следующая проверка этим же органом может быть назначена не раньше, чем через 5 лет. Однако до ее проведения шансы на проверку у такой организации могут быть такими же, как и у субъектов хозяйствования «высокой» группы риска:

    Группа риска по соответствующей сфере контроля

    Минимальный срок назначения проверки после окончания предыдущей проверки по данной сфере контроля, если

    обнаружены нарушения

    не обнаружено нарушений

    Высокая

    не чаще 1 раза в течение календарного года

    через 2 года

    Средняя

    не чаще 1 раза в течение 3 календарных лет

    через 5 лет

    Низкая

    не чаще 1 раза в течение 5 календарных лет

    Директивой №4 установлено, что плановые проверки в отношении добросовестно исполняющих обязательства перед бюджетом и не имеющих фактов нарушений законодательства субъектов предпринимательской деятельности должны проводиться не чаще одного раза в пять лет. Но в связи с тем, что Директива №4 не имеет прямого действия, это правило будет применяться только после принятия соответствующих изменений в Указ №510. Если это положение Директивы будет реализовано с максимальным учетом интересов бизнеса, то в сфере контрольной деятельности будет действовать правило, что 5-летний срок запрета на проверки будет отсчитываться от момента проведения любой плановой проверки (пусть даже по другой сфере контрольной деятельности). Однако, скорее всего, о подобном будет можно только мечтать, не говоря уже о том, что комплексная проверка без нарушений – это событие из области фантастики.

    Права и обязанности

    С принятием Указа №510 были четко определены принципы контрольной деятельности и расширены права проверяемых. Пожалуй, наиболее приятными из них являются презумпция добросовестности и невиновности проверяемого субъекта, а также принцип принятия решения в пользу проверяемого при нечеткости либо неясности законодательства. Впрочем, с последним могут возникнуть осложнения – судя по ежемесячно публикуемым тоннам аналитических материалов нечеткости законодательства у нас более чем достаточно, но у правоприменителей обычно существует свое и абсолютно четкое понимание каждой нечеткой правовой нормы.

    Из наиболее важных прав проверяемых следует отметить:

    ·        право получать информацию об основаниях включения в координационный план проверок и копию предписания;

    ·        правоотказать в допуске проверяющих на территорию предприятия в случае отсутствия у них предписания на проведение проверки, служебных удостоверений или истечения срока проверки;

    ·        право не допускать к проведению проверки проверяющего при невнесенииим записи в книгу проверок;

    ·        право не выполнять требования, неотносящиеся к предмету проверки;

    Таким образом, у субъектов хозяйствования имеются реальные возможности препятствовать незаконной деятельности проверяющих. Тем не менее, вопрос реализации этих прав – это всегда выбор между отстаиванием принципиальной позиции и желанием не ухудшить отношения с представителями контролирующего органа. То есть, когда проверяющий просит представить документы, не относящиеся к теме проверки, субъект хозяйствования должен решить – либо отказаться и вызвать негативную реакцию проверяющих, либо все-таки предоставить документы и информацию, зная, что она может быть использована против него.

    Что касается прав проверяющих, то они, в основном, хорошо известны – входить в помещения, получать документы и информацию и т.п. Однако стоит учитывать, что, несмотря на то, что перечень этих полномочий в Указе №510 является открытым, иные права могут быть указаны только в законодательных актах, то есть в законах, указах, декретах, а не в постановлениях министерств и Правительства, как это практиковалось ранее. Кстати, из обязанностей проверяющих можно упомянуть обязанность по соблюдению коммерческой тайны. Поэтому, если проверяющие будут знакомиться с конфиденциальными документами, не забудьте ознакомить их с положением о коммерческой тайне вашего предприятия.

    Процедура

    Уведомление о проведении проверки направляется на юридический адрес не менее чем за 10 рабочих дней до начала проверки, и считается доставленным через 3 дня. В уведомлении должны быть указаны обязательные сведения о проверке, в том числе перечень проверяемых вопросов. Там также указывается период проверки, который составляет максимум три календарных года предшествующих ее дате, за исключением специальных сфер контроля, например, налогового законодательства.

    В течение трех рабочих дней со дня получения уведомления субъект хозяйствования вправе ходатайствовать о переносе проверки, однако при этом должны быть указаны уважительные причины. В частности, субъекты средней и низкой группы риска могут представить положительное аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности по проверяемому вопросу, и тогда проверка может быть отменена. Но это правило не распространяется на проверку правильности своевременности и полноты исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей, кроме того, по многим вопросам это правило применяться не будет ввиду невозможности их оценки в аудиторском заключении по бухгалтерской отчетности. Наконец, проверка (за исключением повторной, проводимой по специальной процедуре), должна быть отменена, если ранее по этому вопросу она уже проводилась.

    Проверка начинается с предъявления удостоверения, предписания, и внесения записи в книги учета проверок. Ознакомившись с составом группы, проводящей проверку, субъект хозяйствования вправе заявить отвод кому-либо из членов группы, а также не допускать к проведению проверки иных лиц, не указанных в предписании.

    Срок проверки составляет до 30 рабочих дней, с возможностью его продления на 15 рабочих дней. Возможно также приостановление проверки на срок до 3 месяцев при наличии оснований, предусмотренных Указом №510 (например, направление запроса, экспертиза, оперативно-розыскные мероприятия и др.). Учитывая, что сроки установлены в рабочих днях, проведение проверки может быть весьма длительным процессом. Однако еще более длительной может оказаться процедура принятия решения и его последующее обжалование.

    Решение и его обжалование

    Проведение проверки завершается составлением справки проверки (это мечта любого проверяемого субъекта хозяйствования – документ, означающий, что нарушений не установлено) либо акта проверки. Большинство все же сталкивается с актом, поэтому стоит обратить внимание на то, что в акте должны быть указаны описание факта нарушения, место и время его совершения, нарушенное законодательство, и (или) ответственность, а также размер причиненного вреда (при его наличии) и другие последствия нарушений. Не допускается включение в акт проверки не подтвержденных документально фактов и данных.

    На все сведения, изложенные в акте, субъект хозяйствования может опираться при подготовке возражения и последующем обжаловании вынесенного решения. К сожалению, в настоящее время действует правило о том, что проверяющие могут исправлять в акте «ошибки и описки». А значит, даже при выявлении дефектов этого документа оспорить принятое решение сугубо по процессуальным причинам не получится, поскольку любой процессуальный недостаток может быть устранен путем «исправления ошибки».

    При подписании акта очень важно сделать запись о намерении подать возражения. Такая норма предусмотрена Указом №510, хотя на момент ознакомления с актом, представитель субъекта хозяйствования может не представлять содержания возражений (на подготовку которых, кстати, даётся 15 рабочих дней). Схематично отношения, возникающие после окончания проверки, можно изобразить следующим образом:

     

     
       

    После окончательного принятия решения начинается процедура его обжалования в вышестоящем контролирующем органе (30 дней на подачу жалобы, месяц и 3 рабочих дня на рассмотрение и возможность последующего обращения в суд) либо в хозяйственном суде (обращение возможно в течение одного года с даты принятия решения). В отличие от ранее действовавшей процедуры, с 2010 года обжалование решения не приостанавливает его исполнения, поэтому вполне возможна ситуация, когда к моменту отмены решения оно уже будет исполнено.
     

    По результатам проверки также может быть наложено административное взыскание в порядке, предусмотренном Процессуально-исполнительным кодексом об административных правонарушениях. В таком случае вынесенное постановление также обжалуется по правилам ПИКоАП в течение 10 дней.

    Резюмируя

    Итак, напомним основные моменты, которые стоит помнить руководителям предприятий, на которые пришла проверка.

    Во-первых, необходимо убедиться, что она назначена законно – т.е., что сроки и тема плановой проверки соответствуют законодательству, а проверяющие, упомянутые в предписании действуют в пределах своей компетенции.

    Во-вторых, в случаях, если речь идет не об официальной проверке, а обращении контролирующих органов с целью получения какой-либо информации, например, о ваших контрагентах, вы имеете полное право отказать им в этом, а также в доступе на территорию предприятия.

    В-третьих, контролируйте время проверки. Оно не должно превышать законодательно установленных сроков. А также предоставляйте проверяющим только ту информацию, которая соответствует заявленной теме проверки.

    В-четвертых, при составлении Акта проверки убедитесь, что все выявленные нарушения должным образом подтверждены и мотивированы. В противном случае – сделайте в Акте запись о намерении обжаловать те или иные пункты.

    Надеемся, что изложенные выше сведения о правилах осуществления проверок помогут тем, кто ждёт «гостей» в первом полугодии 2011 года защитить свои права.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by