DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 3 Дек 2010 0:00

    Газовая атака

    Природный газ постепенно вытесняет «нефтяные» виды автомобильного топлива.

     

    Полвека назад никто не думал об альтернативе нефти. Особенно автомобилисты. «Черное золото» еще не являлось золотом, поскольку в 1920-1970-е годы мир был наводнен недорогой ближневосточной нефтью, цена которой колебалась в пределах $3-5 за баррель. Нефтяной «рай» закончился после войны Израиля с Сирией и Египтом. Арабский мир ответил на нее экономическим санкциями, создав ОПЕК, которая стала мировым картелем, контролирующим львиную долю нефтяного экспорта. Нажимая на «краники» своих месторождений, руководители ближневосточных стран получили мощный рычаг влияния на индустриальные государства. Особенно тяжело нефтяной кризис переживал автотранспорт, который на 95% зависел от «черных углеводородов». Энергетические проблемы середины 70-х годов прошлого века заставили европейцев и американцев серьезно задуматься о диверсификации поставок энергоносителей и поиске альтернатив автомобильному бензину и дизельному топливу.

    Сегодня на мировом рынке автомобильного топлива традиционные нефтяные «производные» все больше теснит природный газ: более дешевый, экологичный и долговечный с точки зрения разведанных запасов. Технологии использования метана на личном транспорте постепенно приживаются и в Беларуси. Но для многих автолюбителей они все еще остаются загадочными и малопонятными.

     

    Забег на длинные дистанции

    Прелесть метана кроется, прежде всего, в экономии. Во-первых, природный газ намного дешевле нефти. Один кубический метр природного газа эквивалентен расходу одного литра бензина, а на практике, да еще при хорошо отрегулированном на специальных стендах газотопливном оборудовании, его расходуется еще меньше. Во-вторых, извлеченный из глубинных разломов земной коры, газ может использоваться в двигателях внутреннего сгорания том виде, в каком находится в природе. А чтобы превратить в бензин нефть, приходится много «химичить» на нефтеперерабатывающих заводах. Поэтому метан при любом раскладе всегда будет дешевле бензина.

    Что касается «дружбы» с двигателем внутреннего сгорания, то метан для него — самая «вкусная», полезная и, так сказать, «диетическая» пища. Газ не разжижает моторное масло, не образует нагара, имеет более высокое октановое число — 100 и выше в зависимости от состава. Многочисленные исследования автопроизводителей и независимых лабораторий доказали: при работе на метане повышается моторесурс двигателя, что особенно приятно, учитывая заоблачные цены на некоторые автозапчасти. Плюс — экологическая составляющая: при сгорании метана выхлопные газы практически не содержат твердых веществ (сажи и пыли) и опасных для здоровья канцерогенов. Конечно, природоохранное законодательство в Беларуси пока не самое жесткое, но рано или поздно, оно будет гармонизировано с европейским. А в ЕС штрафы за загрязнение атмосферы — весьма внушительные.

    Популярность метана как моторного топлива стремительно растет. Если в начале века в мире насчитывалось чуть более 700 тысяч газобаллонных автомобилей на природном газе, то за последнее десятилетие их парк увеличился более чем в десять раз и в настоящее время насчитывает свыше 10 миллионов единиц. В качестве альтернативы традиционному бензину метан стал популярным не только в энергетически бедных странах, но и там, где экономика в основном строится на нефти. И это логично: зачем расходовать собственные нефтепродукты, если их можно выгодно продать за рубеж? География использования природного газа на транспорте обширна. Например, в Бразилии и Аргентине, не обладающих мощными залежами углеводородов, построено более 1,7 тысяч автомобильных газонаполнительных компрессионных станций (АГНКС), приблизительно по 800 — в Германии и США, в Италии — 700, Индии, Бангладеш и Колумбии — по 500. Массово пересаживаются на метановые транспортные средства в Китае и Иране, а в Пакистане на природном газе ездит почти все: от лимузинов и грузовиков до мотоциклов, мотороллеров и даже авторикш — около 2,5 миллиона единиц техники!

    Среди стран СНГ можно выделить Украину — около 200 тысяч газобаллонных автомобилей, в России и Армении — по 100 тысяч, Узбекистане — 50 тысяч. Но в Беларуси, несмотря на наличие четырех десятков мест для заправки автомобилей природным газом, не спешат экономить. Возможно, наши сограждане слишком консервативны и осторожны, чтобы что-то менять в своих привычках. К тому же, дефицита бензина в стране нет, зато есть предубеждения против метана, которые трудно полностью искоренить.

     

    «Тяжелый» газ стал легким

    В чем основная проблема метана? В легкости, которая делает его… тяжелым. Чтобы обеспечить транспортному средству приемлемый запас хода между заправками, природный газ приходится сжимать под давлением 200 атмосфер. Поэтому в 1990-е годы, когда в республике были построены первые АГНКС, такое топливо подходило только грузовикам и автобусам: многократную нагрузку могли выдерживать лишь толстостенные топливные баллоны, которые в те времена весили около 100 килограммов. Для машин «с большим мотором» такая дополнительная нагрузка почти не заметна. Но для легковушки представляет серьезную проблему. Да и в багажнике баллон занимал почти все место.

    Между тем, за последние двадцать лет технология кардинально изменилась. Изобретено много новых прочных материалов. Например, металлопластиковые баллоны из композитных материалов. Такие емкости чудесно сочетают в себе прочность и легкость и весят в два-три раза меньше стального предка. Это дало толчок использованию природного газа на легковых автомобилях. К тому же, появились новые конструкторские решения, позволяющие размещать баллоны под днищем автомобиля.

    Правда, остается другое предубеждение: неприятно ездить на «бомбе». Ведь всех нас в детстве родители учили закрывать газ на кухне, иначе — рванет. Но по взрывоопасности бензин намного опаснее метана. Природный газ воспламеняется при температуре 600 градусов, да к тому же на открытом воздухе достичь необходимой взрывоопасной пропорции метана и кислорода практически невозможно. В случае разгерметизации топливной системы газ стремительно устремляется вверх, так как он легче воздуха, а не разливается, как бензин, и не скапливается под машиной. А вот бензин горит уже при 250 С°, его пары — при 170, а для создания «взрывной» концентрации требуется на порядок меньше усилий. Кстати, баллоны для метана рассчитаны почти на трехкратный запас прочности и на безосколочное разрушение, а также устойчивы к воздействию экстремальных температур, открытого огня, кислоты и др. Так что владельцы авто могут быть уверены: не нарушая правила эксплуатации газобаллонного оборудования, они могут ездить абсолютно спокойно.

     

    С двухвековой гарантией

    Ведущие мировые автомобильные концерны инвестируют миллиарды долларов в развитие альтернативных топливных технологий. И среди них ведущее место занимает природный газ, которого хватит еще как минимум на 200 лет.

    Сегодня автолюбитель может или переоборудовать свою бензиновую «ласточку» на метан, или купить заводскую газовую модель. Практически каждый автозавод выпускает несколько моделей автомобилей на природном газе. Пока автодилеры не спешат поставлять газовые модели на белорусский рынок. Зато их предостаточно в Европе. При этом их стоимость на вторичном рынке незначительно отличается от бензиновой или дизельной модификации, а экономия в эксплуатации — ощутима. При сегодняшних ценах на моторное топливо, имея в кармане Br50 тысяч и автомобиль с расходом 10 литров на 100 км, на 92-м бензине можно проехать 175 км, на дизтопливе — 258, на сжиженном газе (пропан-бутан) — 290, а на метане — 357. При пробеге 10 тысяч километров экономия на топливе составит Br1,5 млн, что компенсирует «переплату» за газовую модель.

    Сегодня сложно сказать, что больше тормозит метановую экспансию: отсутствие спроса или предложения. Впрочем, эксперты полагают, что уже в ближайшее время в Беларуси появится и то, и другое. ОАО «Белтрансгаз» планомерно расширяет сеть АГНКС и развивает необходимую инфраструктуру. Сейчас в Беларуси уже можно заправиться газом в 38 местах. Нет проблем с ремонтом и обслуживанием газовых топливных систем.

    Конечно, консерватизм заложен в природе человека. В Европе не рассчитывают на склонность потребителей к инновациям, а прививают ее системой стимулов. Например, в некоторых странах владелец автомобиля имеет право на льготный целевой кредит, который выдается сроком на 1 год. За это время он может полностью окупить затраты на установку и эксплуатацию газобаллонной аппаратуры, а потом экономить на разнице цен бензина и газа. Есть стимулы, которые не требуют государственных дотаций. Например, нераспространение на автомобили, работающие на газе, запрета на въезд в природоохранные зоны (Великобритания, Италия, Чили, Китай); освобождение таких автомобилей от прохождения ежегодного обязательного экологического тестирования (Хорватия); предоставление права проезда по полосам ограниченного автомобильного движения (Швеция, США); снижение таксы за проезд по платным дорогам (Словакия) и размеров страховых сборов (Германия). Государство от таких льгот не в накладе, поскольку разница компенсируется снижением затрат на здравоохранение и защиту окружающей среды.

    К сожалению, в Беларуси пока не создано серьезного правового поля, которое может сдвинуть вопрос газификации транспорта с «мертвой» точки. Хотя эксперты полагают, что такой документ может и должен появиться в рамках мероприятий по энергосбережению и реализации Директивы №3. Впрочем, организации и индивидуальные предприниматели, деятельность которых по разным причинам связана с перевозками, уже начинают оценивать экономические преимущества природного газа. Возможно, скоро очередь дойдет и до широкого круга автомобилистов. Ведь у них появляется возможность ездить в 1,5-2 раза больше за те же деньги…

     

    Наиболее распространенные модели автомобилей, использующих в качестве топлива метан*:

    Fiat Fiorino Natural Power

    Fiat Ducato Natural Power

    Fiat Doblo Natural Power Turbo

    Fiat Multipla BiPower

    Ford Focus 2,0 CNG

    Ford C-MAX 2,0 CNG

    FordTranzitCNG,

    Mercedes-Benz B 180 NGT

    Mercedes-Benz E-200 NGT

    Mercedes-BenzNGT-Sprinter

    Opel Combo 1,6 CNG

    Opel Zafira 1,6 CNG

    Opel Opel Astra G Caravan 1,6 CNG

    VW Caddy (Life, Maxi Life, Maxi) EcoFuel

    VW Passat EcoFuel

    VW Touran EcoFuel

    VW CrossTouran EcoFuel

    VW T5 2,0 BiFuel CNG

    Iveco Daily CNG

    Volvo V70 Bi-Fuel

    Volvo S80 Bi-Fuel

    Volvo S60 Bi-Fuel

     

    *Если автомобиль — на метане, то в названии модели обычно присутствуют слова: CNG, Ecofuel, Bi-fuel, NGT, NaturalPower

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by