DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 3 Ноя 2010 0:00

    Дизайн «под ключ». Дорого.

    О создании собственной дизайн-студии мечтают многие креативные люди. При условии объединения творческого и делового подходов это интересное занятие может действительно стать доходным бизнесом.

     

    Количество + качество

    По данным Национального статистического комитета, в январе-августе 2010 года организациями всех форм собственности в Беларуси было построено 46,2 тысяч новых квартир. Только в столице до конца года предполагается сдать в эксплуатацию 1740 тысяч м? жилья, не считая торговых площадей и офисов. Появление новых объектов недвижимости способствует росту спроса на дизайнерские и сопутствующие услуги.

    Отсутствие серьезных административных барьеров, например, того же лицензирования, а также низких входной порог добавляют привлекательности дизайнерскому бизнесу. На крупном белорусском строительном портале dom.by зарегистрировано уже более 150 компаний, предлагающих подобные услуги. И это не считая дизайнеров-«одиночек». Причина такого стремления попробовать себя в роли творца интерьера проста: в нашем обществе по-прежнему живо мнение, что дизайну учиться особо не нужно — достаточно иметь хороший вкус и несколько модных журналов.

    — Это принципиально неверно. Дизайном интерьера должны заниматься профессионалы. Только это может гарантировать отличный результат выполняемой ими работы, — утверждает руководитель проектного отдела архитектурно-строительной компании «Терем-Теремок» Юлия Кукреш.

    Тем не менее, специалисты уверены: количество желающих вложиться в этот кажущийся легким бизнес в обозримом будущем будет продолжать расти.

    — Уже сегодня можно говорить о достаточно высоком уровне конкуренции в Минске, — говорит Владимир Дудочкин, директор «Концепт Дизайн Групп». — Но проблема в том, что на рынке дизайна работает много недостаточно квалифицированных людей, которые закончили только курсы и не имеют специального образования.

    Именно они чаще всего демпингуют, слабо представляя при этом, какие затраты несет «нормальное» предприятие. В результате им самим зачастую не удается вернуть вложенные в создание бизнеса средства. Инвестировав, по меньшей мере, $20 тысяч в надежде заработать на создании интерьеров, многие в итоге вынуждены прекратить деятельность либо перейти к мелкому бизнесу, например, изготовлению визиток или печатей.

     

    Заработать на идее

    Услуги по дизайну интерьера сегодня предлагают в архитектурных мастерских, строительных организациях и даже магазинах. Последним легче продать свой товар, предоставляя услуги по декорированию интерьера. Однако, как правило, профессиональный уровень таких консультантов не очень высок, и вся информация для клиентов сводится к перечислению преимуществ отдельных товаров. В некоторых случаях такие услуги оказывают даже в рекламных агентствах, да и вообще все, кто имеет какое-нибудь отношение к дизайну или чему-то похожему. Например, консультанты при фирмах, занимающихся продажей жалюзи, тоже почему-то называют себя дизайнерами. Эксперты отмечают: чтобы не попасть в число компаний-однодневок, к открытию студии стоит подойти со всей ответственностью.

    — По сути, дизайн как бизнес убыточен. Он не материален. Это не товар, а дорогостоящая услуга, которую надо уметь грамотно продать, — утверждает Владимир Дудочкин. Именно поэтому, несмотря на кажущуюся многочисленность дизайн-студий, лишь в единицах из них предлагают услуги дизайна в чистом виде, без отвлечения на всевозможные смежные направления. В подавляющем же большинстве компаний совмещают проектирование интерьеров с какой-нибудь другой деятельностью.

    — Это не случайно. Ведь основной оборот, а, соответственно, и доход, идет от оказания дополнительных услуг, — объясняет Юлия Кукреш. — Это может быть торговля мебелью, строительными материалами, элементами интерьера, и даже строительно-отделочные работы. Услуги дизайна в таком случае носят всего лишь прикладной характер. Так, например, на подготовку дизайн-проекта квартиры площадью порядка 100 м? требуется не менее месяца. При этом стоимость такой работы может составлять порядка Br3млн. Если в компании одновременно ведут лишь один-два проекта в течение месяца-двух, то, естественно, ни о какой прибыли говорить не приходится.

    Юлия Кукреш уверена, что назвать полноценным бизнесом фирму, состоящую из двух-трех человек, которые время от времени выполняют исключительно дизайн-проекты тоже нельзя:

    — Это не бизнес, а всего лишь способ заработать деньги, занимаясь любимым делом. Конечно, такая маленькая компания имеет право на существование. Она даже может получать доход, но чувствовать себя при этом будет неидеально. Как правило, ее дальнейшее развитие и расширение бизнеса — маловероятно.

    Студия, занимающаяся продажей исключительно дизайнерских услуг, может рассчитывать на неплохие дивиденды лишь тогда, когда ее творческий отдел состоит из дизайнеров, уже сделавших себе имя на рынке и имеющих богатое портфолио. В этом случае на компанию будет работать раскрученный брэнд, и количество заказов будет способствовать росту ее конкурентоспособности.

     

    Дизайн и не только

    Специалисты утверждают: из-за пессимистичных настроений, связанных с кризисом, клиенты сегодня весьма неохотно расстаются с деньгами. Они стали особенно требовательными к услугам и товарам, за которые платят. А потому успешная работа студии по дизайну интерьеров строится на двух составляющих. С одной стороны, это креативность, а с другой — успешный маркетинг, эффективное предложение и продажа клиентам сопутствующих услуг. Именно поэтому при открытии компании важно сразу определиться, что это будут за услуги.

    — В нашем случае, заказывая дизайн-проект интерьера, клиент получает не просто картинки, а готовый проект, включающий 3D-визуализацию, чертежи и спецификации. В своей работе мы ориентированы на сотрудничество с ведущими архитектурными мастерскими Минска, помогая им в реализации крупных проектов, — говорит Владимир Дудочкин.

    Вообще, как говорят наши эксперты, к выбору сопутствующих услуг начинающей свою деятельность дизайн-студии важно подходить обдуманно. Необходимо заранее просчитать насколько рентабельным окажется каждое дополнительное направление, с учетом всех вложений. Так, например, еще недавно производство мебели казалось одним из интересных вариантов. Сегодня белорусы не хотят платить за изготовление эксклюзивной мебели, предпочитая покупать уже готовую — как правило, российского и польского производства. А вот услуги по строительству, ремонту и отделке помещений по-прежнему актуальны. Вообще, большинство студий, занимающих эту рыночную нишу, выросли именно из строительных фирм. Владея знаниями в области строительного бизнеса, руководители таких компаний привлекают дизайнеров, ранее выполнявших индивидуальные заказы, и рабочих строительных специальностей.

    — Основная тенденция сегодня такова, что маленькие компании объединяются в своеобразные корпорации, каждая из которых предлагает свою услугу, работая с остальными по договорам подряда, — говорит Юлия Кукреш. — Позиционирование себя как многопрофильной организации является удачным маркетинговым ходом. Это позволяет привлечь дополнительных клиентов. Но самой конкурентоспособной станет та компания, которая предложит комплексный подход — не только дизайнерский и архитектурный проект, но и услуги по ремонту, строительству и согласованию.

     

    Начинаем с малого

    Игроки рынка утверждают: будущее — за комплексными проектными структурами, включающими в себя профессионалов самых разных специальностей. Хотя ниша по оказанию дизайнерских услуг в значительной степени уже занята, начинающий дизайнер имеет неплохие шансы стать успешным бизнес-игроком. Главное: профессионально подойти к делу. На начальном этапе необязательно привлекать большое количество персонала, ведь чем больше сотрудников, тем больше затрат. Лучше начинать с малого: достаточно нескольких дизайнеров и одного менеджера по продажам. Руководитель может совмещать должность менеджера, а бухгалтерию лучше всего сразу отдать на аутсорсинг. Такая небольшая фирма вполне сможет разместиться на 30-40 м?. В идеале офис желательно приобретать в собственность, но начинать можно и на арендованных площадях.

    Специалисты говорят, что интерьер дизайн-студии — это своего рода ее визитная карточка. Он должен выгодно отличаться от «безликих» серых кабинетов, в которых располагаются «обычные» компании. И хотя поначалу не стоит вкладывать большие деньги в ремонт, тем не менее, надо быть готовым к тому, что затраты на данном этапе составят порядка $150-200 за 1 м?. Купить дорогие аксессуары и «навести лоск» можно будет позже, когда бизнес наберет обороты и начнет приносить стабильный доход. Но при этом нельзя экономить на создании сайта и техническом оснащении офиса. Для выполнения качественной работы дизайнеру необходимо мощное оборудование и программное обеспечение. Расходы на их приобретение могут достигать $10-15 тысяч.

    Главной проблемой на начальном этапе может стать отсутствие у студии собственного портфолио. Клиенты хотят видеть готовые работы, а у молодой компании их просто нет. В этом случае есть смысл сделать несколько проектов «для себя». А еще эксперты советуют посотрудничать со строительными компаниями на партнерских условиях. Например, дизайн-студия может разработать планировку квартир в строящемся доме, а строители, в свою очередь, будут рекомендовать студию покупателям этих квартир.

    А вообще, студия дизайна интерьера чем-то похожа охранное агентство — если нет объектов для работы, она несет убытки. Клиента надо искать. Для достижения окупаемости в среднем нужно выполнять не менее трех-четырех проектов в месяц, исходя из средней стоимости квадратного метра в $15-20. При благоприятном сценарии стартовые расходы окупятся в течение двух лет. Но настоящая прибыль возможна только при соблюдении двух условий: организации профессионального многопрофильного бизнеса с предложением клиентам полного спектра услуг по ремонту и отделке «под ключ» и тесном сотрудничестве с проектировщиками и строительными компаниями.

     

    Мнение эксперта

    Анастасия Савченко, дизайнерский отдел «Первой Строительной Империи»

    Развитие дизайна как бизнеса в Беларуси вполне актуально, однако главное условие успеха в нем — стабильность экономической ситуации в стране. Пока заинтересованность населения в дизайне невелика. Сейчас основной упор в стране делается на социальное строительство. А это — слой населения, который не готов платить за услуги дизайнера. Для таких потребителей дизайн — не основной вопрос в строительстве и, более того, далеко не самый дешевый. На наш взгляд, это мнение ошибочно. Дизайн-проект — не роскошь, а способ сэкономить средства собственника жилья, и наша основная задача на сегодняшний день — донести до населения эту мысль и развеять недоверие к новым идеям.

    Дизайн-проекты — это сфера, которая постоянно меняется: появляются новые имена, новые разработки интерьеров и отделочные материалы. Разработка дизайн-проекта — это не только правильное расположение мебели, но и подбор подходящих материалов, технологий, предметов декора. Да и выбор материалов всегда связан с определенными трудностями.

    Нам надо идти в ногу со временем. Между тем, в нашей стране не хватает выставок и презентаций, посвященных разработкам дизайна. Нет культуры услуг. Некоторые новости мы узнаем из престижных журналов и проектов именитых дизайнеров. Существует необходимость в большем количестве публикаций, касающихся дизайна квартир, домов, офисов и других помещений. Это позволит получить представление о том, что сегодня считается современным дизайном квартиры или дома.

    Дизайн формируется из мелочей. Даже небольшая и незначимая на первый взгляд вещица может создать определенное «настроение» квартиры или загородного дома — ее дизайн станет живым и интересным. Вообще дизайн должен быть многогранным: с одной стороны, функциональным и удобным, а с другой — красивым и элегантным. Всем этим должны заниматься люди, имеющие знания и определенную культуру, а не слепо копирующие красивые картинки из модных журналов и представляющие их как дорогостоящую работу. Дизайн-проект должен быть доступным для каждого, кто в нем заинтересован, а задача дизайнера — услышать пожелания клиента и оформить их в подходящий вариант, будь то минимализм или «хай-тек». Создать эксклюзивный дизайн без знаний различных стилей и направлений, а также постоянного анализа уже готовых и воплощенных в жизнь интерьеров — невозможно. Вот почему стоит поручать подготовку дизайн-проекта мастерам с креативным мышлением, опытом и необходимыми навыками.

     

    Средний расчет рентабельности и окупаемости студии дизайна интерьера ($)

    Первоначальные издержки

     

    Ремонт офиса

    5 000

    Техническое оснащение

    12 000

    Создание сайта

    от 1 000

    Рекламная кампания

    1 500

    Ежемесячные издержки и доход после начала работы

     

    Коммунальные платежи и аренда

    1 300

    Зарплата

    3 000

    Расходные материалы

    500

    Валовая выручка

    600

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by