Илья Иванов, специально для журнала «Дело»,

    Комментарии 3 Ноя 2010 0:00

    Невидимый контроль

    Не так давно жителей Копенгагена привел в изумление странный автомобиль, в котором с трудом угадывались контуры Volvo S60. Машина была внешне непритязательной — матово-черного цвета, сплошь опутана проводами и с множеством датчиков на кузове.

     

    Оказывается, так конструкторы испытывали систему предупреждения столкновения в реальных условиях. На прототипе седана Volvo было преодолено в общей сложности более 500 000 километров. Все это время проводились испытания с одной единственной целью: довести до ума новую технологию безопасности для пешеходов. Сейчас она применяется на кроссовере XC60 и седанах S60/80.

     

     

           В столицах стран ЕС в 2007 году в ДТП погибло 1 560 человек, из них 43% приходится на долю пешеходов. Согласно официальным данным ГАИ, доминирующим видом происшествий в областных центрах Беларуси за 2008-2009 годы также являются ДТП с участием пешеходов — это почти половина всех происшествий. Исход столкновения во многом зависит от скорости автомобиля: если она доходит до 50 км/ч, риск смертельного исхода для пешехода возрастает на 85% по сравнению с наездом на скорости 25 км/ч..

     

    Цель ясна

    Все ведущие автопроизводители стремятся к одному — создать автомобиль, на котором риск попасть в ДТП сводится к минимуму, а травматизм — практически исключен. Согласно данным, собранным в странах Евросоюза, пассажиры и пешеходы чаще водителей страдают в результате ДТП, а скорость выше 25 км/ч признана критичной для человека, попавшего в аварию. Исходя из этого в июне 2008 года депутаты Европейского парламента одобрили вторую фазу законопроекта, определяющего меры безопасности на дорогах. В частности, с 2009 года все новые легковые автомобили выпускаемые в Европе, должны быть оборудованы системой Brake Assist Systems (BAS), которая работает в паре с ABS. Это минимальное обязательное условие, которого должны придерживаться все производители. Однако наличие на борту BAS не является гарантией безопасной езды. Это всего лишь одна небольшая часть из огромного перечня различных технологий, от применения которых зависит безопасность и людей, находящихся в салоне автомобиля, и пешеходов.

    Вне зависимости от названия системы и производителя, принцип действия у них общий. Это постоянный контроль за состоянием на дороге, и в случае чего — информирование водителя о нестандартной ситуации. ИменнонаэтомпринципеоснованаразработкаVolvo подназваниемCollision Warning with Full Auto Brake and Pedestrian Detection. Ее суть заключается в заблаговременном обнаружении человека на проезжей части и последующем автоматическом торможении в случае, если водитель по какой-либо причине не принимает никаких действий. В аналогичном направлении действуют конструкторы и других производителей. Таким образом обеспечивается безопасность самых незащищенных участников движения.

    Системы подобные «вольвовской» Collision Warning with Full Auto Brake and Pedestrian Detection или Night View Assist Plus устанавливаемой в Mercedes-Benz «выросли» из уже привычных средств контроля за дорожной ситуацией

     

    Преимущества для всех

    Помимо предупреждающих систем обнаружения пешеходов, многие современные автомобили — как правило, относящиеся к премиум-классу — стали оснащаться активными системами безопасности. Особенно это актуально для нашей страны, где треть от общей доли дорожно-транспортных происшествий — это столкновения. Из них 26% ДТП — наезды на препятствия, по 10% приходится на удар сзади и столкновения с автомобилями, двигающимися в попутном направлении, 4% — столкновения со стоящими транспортными средствами. Если от этих цифр отнять долю нарушений, приходящихся на выезд на встречную полосу движения и несоблюдение требований сигналов светофоров, то теоретически, оставшиеся ДТП можно было бы предотвратить, будь на автомобилях установлены системы предупреждения столкновений. Ведь человек — существо далекое от совершенства. Он может устать, его можно отвлечь, в конце концов, он может почувствовать себя плохо... Поэтому объединение технических возможностей из арсенала автопроизводителей и реакций человеческого организма как раз и легло в основу принципа действия системы предупреждения столкновений, которой стали оснащаться некоторые серийные автомобили последнего поколения.

    Помощь водителю может проявляться не только в своевременном информировании о появлении на дороге людей, но и о приближении к краю дороги или разделительной полосе, опасной близости другого автомобиля с любой из четырех сторон, слежении за поведением водителя. К подобным системам можно отнести разработку Bosch — предупреждающую систему аварийного торможения (PEBS — Predictive Emergency Braking System). Это хороший пример того, как датчики контроля пространства связаны с привычной системой стабилизации — ESP. Благодаря применению PEBS существенно снижается риск столкновения. Когда автомобиль приближается на опасное расстояние к другой машине, водитель слышит звуковой сигнал, и начинается автоматическое торможение скорости короткими резкими рывками. Если реакции от водителя нет, то включается ESP, и скорость сбрасывается наполовину. Если же от датчиков поступает сигнал о неизбежности аварии, то инициируется максимальное торможение. По данным исследований, будь все автомобили оснащены подобной системой, можно было бы избежать трех из четырех аварий с ударом в заднюю часть корпуса, а в случае неизбежного столкновения — снизить скорость в момент удара до 75%. Первой компанией, где применили систему PEBS, стала Audi— разработку Bosch установили на седаны A8.

    Схожим образом действует система предотвращения столкновений City Safety — это изобретение Volvo. Работает она на малых скоростях — до 30 км/ч. Но именно в этом диапазоне происходит подавляющее большинство аварий: по данным исследований Volvo, двигаясь в пробках, 50% водителей теряют бдительность и не всегда успевают применить торможение. Суть City Safety в том, что во время движения пространство вокруг автомобиля сканируется. И если он приближается к впереди идущей машине, а водитель не реагирует на опасное сближение, включается экстренное торможение.

    Не менее важен контроль над автомобилем во время движения на высокой скорости по трассе. От монотонности водитель часто начинает «клевать носом» и здесь больше других повезло владельцам Mercedes-Benz CL и S-Classпоследнего поколения. Они могут не бояться съехать со своей полосы во время движения — при переезде прерывистой разметки без включенного «поворотника» водитель будет предупрежден вибрацией на рулевом колесе, а в случае незапланированного пересечения сплошной разметки автоматически начнется подтормаживание колес находящихся на противоположной стороне. Еще одной крайне важной разработкой Mercedes-Benz является система информирования водителя о наличии автомобиля, находящегося в так называемой мертвой зоне. В случае опасности он увидит красный световой сигнал на одном из боковых зеркал.

    Удачным дополнением систем активной безопасности является включение света передних фар и внешних звуковых сигналов — таким образом предупреждается водитель впереди идущего автомобиля

     

    Ночью — безопаснее

    Путешествующие на автомобиле знают, что ночью все кошки серы. Совершающие длительные поездки на несколько сотен, а то и тысяч километров должны быть готовы к тому, что в темноте им придется быть в несколько раз внимательнее, нежели днем. В это время суток все объекты сливаются, и внимание уставшего водителя может притупиться. Теперь, чтобы помочь человеку, есть все технические возможности. Например, в автомобилях марки Mercedes-Benz последнего поколения стали применять систему ночного видения Night View Assist Plus, рассчитанную на применение в условиях плохой видимости. Не обязательно в темное время суток — инфракрасная камера действует и в туман, и в ливень и в снегопад. Как только в «поле зрения» радара оказывается человек, животное или любой другой объект, его контуры тут же выводятся на информационный дисплей автомобиля.

    В новых автомобилях Volvo также соединены функции автоматического торможения и обнаружения пешеходов. Радар, установленный в районе решетки радиатора, необходим для сканирования пространства впереди машины, а постоянно работающая камера служит для идентификации человека. Собранные данные обрабатываются в автомобильном компьютере, и если расстояние до объекта становится опасным, то водитель оповещается звуком и красным светом, напоминающим стоп-сигнал впереди идущего транспорта. Такое предупреждение должно вызвать интуитивное желание нажать на педаль тормоза. Как раз подобная система под названием Collision Warning with Full Auto Brake and Pedestrian Detection и испытывалась в Копенгагене.

    Впрочем, дело не заканчивается наработками Volvo, Mercedes-Benz и Bosch. Это просто удачные примеры применения подобных систем. Со временем их станет еще больше, к делу подключатся другие участники рынка, часть разработок будет куплена по лицензии. Все идет к тому, что скоро можно будет существенно сократить число ДТП и несчастных случаев на дороге. Тем более что постепенно подобные системы дешевеют и из сегмента «премиум» перекочевывают в автомобили среднего, а затем и эконом-класса.

     

     

    МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

    Томас Броберг,

    старший консультант по системам безопасности Volvo Cars

    Наша новая технология создана для помощи водителю избежать наезда на пешехода на скорости ниже 25 км/ч. Если автомобиль двигается с большей скоростью, необходимо максимально уменьшить скорость до момента возможного столкновения. В большинстве случаев мы можем уменьшить скорость примерно на 75%. На дорогах погибает много людей, и если благодаря нашей новой системе мы сможем снизить риск смертельного исхода для пешеходов на 20%, то это будет огромный успех. В некоторых случаях снижение вероятности фатального исхода может быть в пределах 85%.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by