DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 3 Ноя 2010 0:00

    Связанные одной сетью

    Байнет начинает работать по новым правилам. Как это отразится на операторах и конечных пользователях интернет-услуг?

     

    2010 год стал переломным для белорусского Интернета. Наверное, никогда еще на государственном уровне не принималось столько нормативных актов, регулирующих эту сферу деятельности, и впервые при их разработке чиновники прислушались к мнению интернет-сообщества. По мнению последних, это первый шаг на пути развития в стране частно-государственного партнерства, о котором шла речь на ежегодной конференции «Деловой Интернет 2010».

     

    Искусство компромисса

    Еще несколько лет назад никто не предполагал, что государство так активно займется правовым регулированием Байнета. Конечно, нормативные акты в этой сфере принимались и многие из них действуют до сих пор, к примеру, законы об электронном документе, электронной цифровой подписи, авторском праве и смежных правах. Но они не могли существенно повлиять на рынок. Стремление упорядочить «хаотично развивающееся» интернет-пространство вылилось в серию законодательных актов, среди которых самыми обсуждаемыми и неоднозначными стали Указы Президента №60 и №515.

    Вызвавший особенно много споров Указ №60 от 1 февраля 2010 года «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» вступил в силу несколько месяцев назад и на деле оказался не таким страшным, каким его преподносили многие аналитики. Во многом благодаря тому, что при его разработке авторы учли мнения профессионалов интернет-сообщества, что помогло прийти к компромиссам по ряду спорных вопросов.

    Указ №60 является толчком к тому, чтобы национальный сегмент начал развиваться более активно, — уверен специалист Оперативно-аналитического центра при Президенте Беларуси Сергей Кравцов. —Он направлен на регулирование правоотношений, в которые вступают операторы электросвязи, провайдеры, пользователи по получению и обмену информацией. Безусловно, огрехи в нем есть, но это был первый шаг. При подготовке Указа мы старались аккумулировать опыт европейских стран и США.

    Действительно, правила, которые легли в основу Указа, в мировой практике не новы. Например, в Испании каждый коммерческий сайт должен быть зарегистрирован как магазин, а владельцы некоммерческих интернет-страниц должны размещать на них свои персональные данные. В Норвегии запрещен прямой маркетинг с использованием электронной почты без предварительного согласия на него получателя информации…

    Участники конференции «Деловой Интернет 2010» отмечали, что в 60-м Указе немало изменений очень позитивных для рынка. Таких, например, как ликвидация монополии «Белтелекома», снижение цен на интернет-услуги, соблюдение авторского права в Сети. Кроме того, благодаря тому же Указу, госструктуры получили «разнарядку» в обязательном порядке размещать информацию о своей деятельности на официальных сайтах и обеспечивать их систематическое обновление. Возможно, эта мера сделает госсайты «рабочими», и позволит пользователям получать информацию хотя бы о режиме работы госорганов, осуществляемых ими административных процедурах, почтовом адресе, номерах телефонов и так далее. Еще одно положительное нововведение — с владельцев сайтов снимается ответственность за высказывания пользователей.

    Лет десять назад такую ошибку допустили в Германии, —отметил Юрий Зиссер,генеральный директор УП «Надежные программы» (TUT.BY).— Они сделали так, что СМИ стали отвечать за содержание собственных форумов. Закончилось это тем, что все СМИ просто закрыли форумы. К счастью, в нашем законодательстве учли этот негативный опыт.

    Безусловно, некоторые разночтения и нечеткие формулировки в Указе все же остались. С чем связаны запоздалые официальные комментарии и неоднозначные подзаконные акты, которые последовали после выхода Указа. Бюрократическим подходом, подобным инвентаризации, назвал Юрий Зиссер обязательную регистрацию пользователей абонентских устройств, Wi-Fi, интернет-ресурсов и электронных магазинов. В интернет-кафе теперь можно попасть только по удостоверению личности, что, естественно, не способствует их процветанию. Во всех государственных организациях и учреждениях образования и культуры введена обязательная фильтрация Интернета. В остальных местах ограничение допуска к той или иной информации можно осуществить по желанию. За нарушение этих правил предусмотрено жесткое наказание — вплоть до отключения интернет-услуги.

     

           При составлении Указа №60 был учтен опыт многих стран. В частности США и ряда европейских государств, где Интернет регулируется законодательством уже несколько лет.

     

    Фактор «2012»

    Если Указ №60, с которым мы живем уже полгода, оказался более-менее понятным операторам и пользователям Интернет-услуг, то 515-й Указ «О некоторых мерах по развитию сети передачи данных в Республике Беларусь», который был подписан 30 сентября 2010 года, вызывает множество вопросов даже у экспертов рынка. Слишком много в документе неоднозначных трактовок из-за чего непонятно: каким образом его нормы будут реализованы в реальной жизни.

    По задумке разработчиков этого документа, в ближайшем будущем предполагается отделить интернет-инфраструктуру от сервиса, чтобы «максимально использовать возможности различных операторов электросвязи и поставщиков услуг». Для этого должна быть создана Единая республиканская сеть передачи данных (ЕРСПД), в которую в обязательном порядке войдут сети всех государственных органов и организаций, за исключением сетей структур, обеспечивающих национальную безопасность, оборону и охрану правопорядка. Что касается уже существующих сетей, принадлежащих частным компаниям, то они могут быть включены в ЕРСПД в добровольном порядке. Однако уже сейчас понятно, что это «добровольно-принудительная» мера, ведь провайдер не сможет обеспечить качественное предоставление услуг передачи данных, если будет работать изолированно. Рано или поздно ему придется взаимодействовать с операторами, имеющими доступ к зарубежным сетям. О том, что «в сети» попадут все интернет-провайдеры, говорит и то обстоятельство, что проектирование и строительство вновь создаваемых и реконструируемых волоконно-оптических линий связи для организации сетей передачи данных будет возможно только при условии последующего их присоединения к ЕРСПД.

    Тарифы на услуги по присоединению сетей к ЕРСПД будет устанавливать независимый регулятор в лице Оперативно-аналитического центра (ОАЦ) при Президенте Беларуси. До декабря 2010 года ОАЦ должен создать РУП «Национальный центр обмена трафиком» (НЦОТ), с появлением которого эксперты связывают ликвидацию монополии «Белтелекома» и создание равных возможностей для всех участников рынка. Предполагается, что в Беларуси появятся новые международные операторы электросвязи, что в дальнейшем позволит значительно снизить цены на интернет-доступ. Сам «Белтелеком» в таком случае превратиться в крупного, но «одного из многих» операторов рынка. Однако, это в будущем.

    — Наличие независимого регулятора является одним из требований функционирования телекоммуникационных рынков развитых стран,— подчеркивает Игорь Сукач, директор компании «Альтернативная цифровая сеть» («Атлант Телеком»), заместитель председателя ассоциации «Белинфоком». — Директивой ЕС об общих принципах регулирования в области телекоммуникаций установлено, что члены ЕС должны гарантировать независимого национального регулятора. На сегодня в мире насчитывается 148 регуляторов ИКТ. Наибольший процент их в странах Африки — 91%, Америки — 89%, Европы — 80%. Среди нашего ближайшего окружения независимый регулятор есть в Украине. Конечно, независимость регулятора не означает его независимость от действия законов и политики государства. Есть немало примеров, когда функцию регулятора выполняла государственная структура. Но принципиально важным является тот факт, чтобы регулятор был независим от участников регулируемого рынка.

    В ближайшее время только Национальный центр обмена трафиком будет иметь право осуществлять технический контроль пропуска международного трафика и присоединение к сетям электросвязи иностранных государств. В его задачи также будут входить обеспечение защиты от несанкционированного доступа к ЕРСПД, взаимодействие сетей передачи данных, организация взаиморасчетов между поставщиками услуг и операторами электросвязи. Тем не менее, появление НЦОТ, по крайней мере, по замыслу его разработчиков, должно существенно облегчить жизнь иностранным инвесторам, для которых пока существует множество административных препонов.

    Сейчас, если оптоволоконные линии нужно прокладывать через территорию нескольких районов или областей, требуется согласование с главой местной администрации или решение соответствующих органов, —отмечает Сергей Кравцов.— Этот процесс порой растягивается до бесконечности. Мы предполагаем, что теперь все эти вопросы будут решаться по принципу «одного окна» в рамках НЦОТ.

    Единая сеть начнет действовать не ранее января 2012 года, когда для этого будет сформировано правовое поле и создана соответствующая инфраструктура. Пока же всем участникам рынка придется жить по старым правилам, установленным «Белтелекомом».

     

    Благими намерениями…

    Очевидно, что первый шаг по демонополизации Интернета сделан. По крайней мере, создана правовая база для реализации этой идеи. Но, ликвидировав одного монополиста, государство, по сути, предложило другого — НЦОТ, который будет единолично контролировать сети практически всех интернет-операторов.

    Сегодня в ОАЦ и Минсвязи заявляют, что с целью дальнейшей либерализации рынка услуг электросвязиготовы предоставить право пропуска внешнего интернет-трафика другим компаниям. При этом отмечается, что организации, которые получат такие полномочия, будут определены в результате проведения конкурса. Предполагалась, что в этом тендере смогут участвовать: Yota, life:), МТС, velcom и даже… Белорусская железная дорога. Однако недавно velcomотказался от этой идеи.

    К нашему сожалению, сам предмет тендера, а также его коммерческие условия, которые стали известны 26 октября, не позволяют говорить о заинтересованности ИП «Велком» в участии в данном тендере, — отметил главный исполнительный директор SB Telecom Ltd. по вопросам ИП «Велком» Гельмут Дуз.

    Как поведут себя остальные потенциальные «конкурсанты» — неизвестно. Но уже понятно, что государство не готово предоставить право на пропуск международного интернет-трафика сразу всем белорусским операторам. Ссылаясь при этом на отсутствие у них должной инфраструктуры.

    Сегодня далеко не все компании сами к этому готовы, — считает Сергей Кравцов.— Мы же заинтересованы в том, чтобы предоставить это право тем, кто имеет или планирует построить собственную инфраструктуру, а также сможет гарантировать высокое качество предоставляемых услуг.

    Действительно, кто на данный момент может создать сеть, сравнимую с республиканской магистральной сетью «Белтелекома»? Те же сотовые операторы, потенциально имеющие самые большие шансы, пока не стремятся вкладывать средства в создание магистральных сетей. Что касается интернет-провайдеров, то они обычно ограничиваются сетями районного или городского масштаба. Поэтому, вполне возможно, что жесткие экономические и технологические требования государства предоставят всем операторам право на… неучастие в тендере.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by