DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 3 Ноя 2010 0:00

    Счастливый билет – не самый дорогой

    Летать с комфортом, но за меньшую цену — это реально, если владеть технологией поиска дешевых авиабилетов.

     

    Жизнь современного делового человека невозможно представить без авиаперелетов. Переговоры, выставки, конференции, корпоративы транснациональных компаний, не говоря уже об отдыхе — требуют преодоления тысяч километров, причем в сжатые сроки. И хотя сегодня первостепенное значение часто имеет время, а не цена, стоимость билета все еще является важным фактором при выборе маршрута и авиакомпании. Да и было бы странно, если бы успешный человек, который знает цену заработанным деньгам, отказался от возможности совершить поездку практически с тем же комфортом, но дешевле. Тем более что на рынке пассажирских авиаперевозок такие возможности есть. Нужно только уметь ими пользоваться.

     

    «Антикризисный» сегмент

    Мировой рынок делового туризма (по международной терминологии — MICE) один из самых успешных в туристической индустрии. В 2009 году его оборот в масштабах планеты составил $280 млрд, а в 2010-м он прирастет еще примерно на 10%. В предкризисные годы динамика роста MICEбыла еще более впечатляющей — 30% в год, тогда как в туристической отрасли в целом — около 4%, а доходность значительно превышала среднюю по отрасли. Поскольку бизнесмены тратят в среднем в три раза больше обычных туристов, средняя маржа операторов, работающих в этом сегменте, оценивается в 28%. Как ни странно, в Беларуси MICEзанимается совсем немного турфирм — чуть более десяти.

    По международной статистике, регулярно летают в дальние командировки сотрудники 60% компаний, работники 30% фирм и организаций участвуют в международных выставках, а в 10% организуют для персонала поощрительные отпускные или экскурсионные поездки (так называемые инсентив-туры). А в общем, затраты на организацию корпоративных поездок занимают третью строчку в расходной части бюджетов крупнейших европейских предприятий. Но и этим потенциал MICEне исчерпывается: ведь каждый менеджер несколько раз в год совершает еще и личные поездки — к морю, в горы или на шопинг.

     

    Оборот мирового рынка MICEв 2009 году, млрд $

    Всего                                  280

    Россия                                2

    Беларусь                 0,2

    Источник: AirBaltic

     

    Структура расходов среднего туриста в сегменте MICE, %

    Транспорт              47

    Отели                                 24

    Питание                 13

    Аренда залов                     8

    Другое                    8

    Источник: AirBaltic

     

    Товар «из воздуха»

    Основной статьей расходов в сфере бизнес-туризма является оплата транспортных услуг. Поскольку самой значительной по цене транспортной услугой является авиаперелет, очевидно, что именно здесь и заключен основной потенциал минимизации затрат.

    Билеты — товар довольно специфический. Его нельзя «придержать» на складе до лучших времен. Не проданный до момента вылета авиабилет — прямой убыток для компании-перевозчика. Но вот парадокс: именно накануне вылета билеты в кассах, как правило, самые дорогие. В результате можно заплатить за место почти вдвое больше, чем сосед по креслу. И все лишь потому, что билет был куплен «не в том месте и не в то время». Ведь никаких «предвылетных» скидок и распродаж на регулярных рейсах, как правило, не бывает.

    Логика ценообразования в авиакомпаниях проста: накануне вылета пассажиры оказываются в цейтноте, и часто у них нет ни времени, ни желания рассматривать альтернативные варианты. Исключение составляют чартерные рейсы, а также случаи, когда в туристических фирмах выкупают значительное количество билетов, которые по каким-то причинам не успевают распространить. Тогда можно приобрести билет с очень большим дисконтом буквально накануне вылета. Как правило, в данном случае речь идет о наиболее популярных направлениях. Например, о перелетах в Египет, Турцию или Таиланд.

    Так что первым делом, если запланирована поездка по одному из «раскрученных» направлений и сроки не сжатые, то лучше поискать турфирмы, специализирующиеся на той или иной стране, или организаторов чартерных перелетов. Случалось, когда по так называемым «горячим» путевкам люди оплачивали только проживание в отеле, а сам полет был фактически бесплатным. Общеизвестно, что очень недорогими являются чартерные перелеты, например, в Египет в конце августа. В этот момент большинство отдыхающих возвращается в Минск, чтобы дети успели в школу, так что «туда» лайнеры летают практически пустыми. Или, к примеру, в этом году на чартерном рейсе в Стамбул летали исключительно торговцы, закупающие товары на турецких рынках. При этом сам перелет в комфортабельном «Боинге» и четыре ночи во вполне приличном отеле с завтраками обходились пассажиру в такую же сумму, как если бы он покупал только билет в кассе авиакомпании. Правда, здесь есть одно «но»: как правило, авиабилеты на чартерные рейсы не подлежат возврату и их стоимость при аннулировании тура не возвращается.

    Ну, а самыми дешевыми, в принципе, всегда являются авиабилеты, только что поступившие в продажу. Но надо помнить, что по минимальным тарифам продается ограниченное количество мест, обычно не более 8-10%, а затем предлагаются уже более дорогие тарифы. И даже забронированные билеты, пока они не оплачены, могут подорожать в любой момент.

    — По дешевой цене в системе бронирования нельзя забронировать сразу, например, пятьдесят мест, — говорит Виолетта Лойко из «СМОК Трэвел». — Обычно авиакомпаниями «выбрасывается» в продажу по 6-9 «скидочных» билетов за раз. Конечно, можно договориться и на большее количество билетов, но условия жесткие: либо оплачивается депозит и сразу заключается сделка, либо тянется время, но цена будет расти даже в случае оформления брони. Причем, в авиакомпаниях не обязаны информировать пассажиров, которые еще не выкупили билеты, о планируемом изменении тарифов.

     

    Ловись, рыбка…

    В системах бронирования часто «всплывают» недорогие билеты. Поэтому тем, кто много летает, стоит внимательно следить за специальными предложениями и распродажами авиабилетов. Как правило, они случаются два раза в год: ранней осенью или ранней весной. В некоторых компаниях проводят акции к таким праздникам как Новый год или Рождество. Так, в «Аэрофлоте» дважды в год проводят специальные акции, в рамках которых предлагаются билеты в Америку по цене от $399 долларов плюс сборы. Понятно, что это — практически «задаром». Кстати, в праздники, например перед Новым годом, билеты бизнес-класса могут стоить ненамного дороже, чем полет в экономическом классе. Вероятно, это связано с тем, что в этот период деловая активность затухает, и спрос на бизнес-класс падает. Еще одно наблюдение: когда авиакомпания выходит на новый для себя рынок, ее предложения всегда выгодно отличаются от предложений конкурентов. Так, недавно на белорусский рынок вышла EtihadAirways. И это значительно упростило и удешевило перелеты из Минска в направлении Юго-Восточной Азии и Северной Африки.

    Чтобы знать все эти тонкости, необходимо постоянно быть в курсе дела: ведь только планирование и профессиональная организация поездок являются шансом получить дешевые цены на авиабилеты. Поэтому лучше всего, чтобы такой человек был в штате компании (если летающих сотрудников много), либо стоит заключить договор с туристической фирмой. К сожалению, как говорит глава представительства компании AirBalticв Беларуси Татьяна Белоусова, в белорусских компаниях чаще всего применяется «изживающее себя «натуральное хозяйство», когда сотрудник, отправляющийся в командировку, занимается поиском билетов и бронированием гостиницы самостоятельно». Гораздо реже есть специалист, отвечающий за этот «фронт работ», еще реже — они отдаются на аутсорсинг.

    Неплохой вариант, который сейчас предлагается авиаперевозчиками, — корпоративные программы. Например, подобная программа AirBalticуже работает в Беларуси. «Фишка» в том, что сотрудники компании могут покупать билеты бизнес-класса со скидкой в 40%, все билеты могут сдаваться и меняться без доплат, стоимость перевозки багажа и питание включается в билет, даже если он самый дешевый. Кроме того, если время до вылета ограничено и дешевых билетов в продаже уже нет, в AirBalticпродадут им билеты не по той цене, по которой они сейчас есть в кассах, а дешевле. Так что, если перелеты — частое дело, то такие программы стоит рассмотреть. Тем более, если полеты совершаются по направлениям, которые есть у «дружественной» авиакомпании.

    Это подтверждает и Маргарита Гацко из «Алатан Тур»: — Если спектр полетов совпадает с маршрутами авиакомпании, лучше пользоваться именно ее услугами. Это дает скидки, «полетные мили», различные бонусы и клиентские программы.

    «Полетные мили» широко распространенные бонусные программы ряда авиакомпаний и близких им структур (гостиницы, магазины, фирмы по аренде автомобилей и так далее). Участвующему в них пассажиру начисляется определенное количество баллов за каждую милю проделанного в воздухе пути. Затем эти баллы можно «обменять» на авиабилеты или другие услуги. Практика показывает: чтобы получить бесплатный билет, придется сначала слетать «за деньги» от пяти до семи раз.

     

    Маленькие хитрости

    Есть и другие способы удешевить стоимость перелета. Один из них — изучение маршрутной сетки авиакомпаний. Каждая из них, так или иначе, специализируется на «своем» регионе, причем полеты строятся с использованием одного-двух крупных региональных аэропортов — так называемых «хабов». В частности, основная развязка Etihad— Абу-Даби, что обеспечивает возможность удобных перелетов по всему ближневосточному региону и Азии. «Зона ответственности» AirBaltic— Северная Европа с «перевалочным пунктом» в Риге. Область действия российской S7 — Дальний Восток и Сибирь. Таким образом, спланировав перелет самолетами одной авиакомпании с удобной пересадкой, можно значительно сэкономить.

    Почти все знают, что билет «туда-обратно» стоит практически столько же, сколько в одну сторону. При этом не всем известно, что не стоит задерживаться в стране пребывания более месяца. Дело в том, что основные тарифы авиакомпаний рассчитаны именно на этот срок, а затем идет значительное удорожание. Из той же «оперы» — использование «правила воскресенья». Если включить в срок пребывания ночь с субботы на воскресенье, это позволит купить более дешевый билет. Добавим сюда возможность покупки билетов Интернете, что также часто намного удешевляет их стоимость. Так, билеты на рейсы British Airways дешевле купить через сайт компании, потому что такой способ продажи подразумевает меньшую наценку и административные сборы.

    И, наконец, главная «фишка» последних лет — дисконтные авиакомпании, или Low cost. «Лоукостеры» очень популярны в развивающихся странах, в частности, в Китае, с большими территориями и только начинающим богатеть населением. В развитых странах ими пользуются преимущественно студенты и командировочные «средней руки». Правда, в Беларусь такие рейсы пока не совершаются, поэтому сначала придется добраться до любой из стран Балтии или России.

    Основное, что стоит знать о Lowcost— они экономят на всем. Оценить этот формат можно при планировании перелета в Париж. Но только не прямым рейсом из Минска, а из Каунаса, на борту авиакомпании RyanAir. Покупка билетов в данном случае — только через Интернет, багаж — максимум 10 килограмм на человека, питание на борту не включено в билет, прилет и обратный вылет из регионального аэропорта в городке Бовэ — это примерно 70 километров от Парижа. Но при этом новый Airbus, а билеты на двоих туда-обратно будут стоить всего в Br800 тысяч. А из Парижа в Рим — всего €26. В общем, это выбор тех, кто ради экономии готов пожертвовать определенным комфортом.

    К минусам «лоукостеров» еще относят частые задержки рейсов, а также их отмену, кроме того билет не подлежит сдаче или обмену. Но эти факторы не сказываются на популярности: самолеты тех же RyanAir, SkyExpress, AirBerlin, GermanWings, AirAsiaи EasyJetвсегда полны.

    Есть еще в авиаперевозках такое понятие, как «гибридные модели». Это групповые перелеты, цены на которые сравнимы с Lowcost. Такие схемы используют в AirBalticили KLM, где иногда на группу пассажиров можно получить очень приличную скидку. Поэтому «дробить» группу по разным рейсам разных авиакомпаний не стоит, даже если требуемого количества дешевых билетов на один рейс не нашлось. Хороший пример тому был рассказан одним из спикеров на конференции по корпоративному трэвел-менеджменту. Одной белорусской организации требовалось отправить за границу большую группу сотрудников со значительным количеством багажа. Представители турфирмы, куда обратилась компания, провели переговоры с перевозчиком и получили согласие не взимать плату за «лишний» вес, если вся группа полетит его рейсом. Но организация-заказчик посчитала иначе: разбросать группу по разным рейсам, где нашлись дешевые билеты. В результате им пришлось заплатить €70 тысяч за багаж, что намного перекрыло выгоду от дешевых авиабилетов. Поэтому главный вывод: нужно уметь считать, но при этом помнить, что скупой платит дважды.

     

    Мнение эксперта

    Джулиано Греко, глава представительства EtihadAirways(ОАЭ) в Республике Беларусь

    За два года работы EtihadAirwaysна рынке Беларуси, количество перевозимых пассажиров превзошло наши ожидания. На данный момент нашей авиакомпанией выполняется в Беларусь три рейса в неделю. Но мы уже начали задумываться об увеличении частоты полетов. Самые популярные направления, которые выбирают пассажиры из Беларуси — Абу-Даби и соседний Дубай, а также другие страны Персидского залива, такие как Бахрейн, Доха (Катар), Маскат (Оман). Далее следуют такие направления как Китай, Таиланд, Индия, Шри-Ланка, Малайзия, Индонезия, Филиппины, Австралия, а также Йоханнесбург и Кейптаун в Южной Африке.

    Вообще же, самолетами нашей авиакомпании выполняются рейсы по 66 направлениям между пятью континентами. При этом основной транспортной развязкой является Абу-Даби. Этот город обладает стратегически важным географическим положением в Персидском заливе, и здесь наши рейсы соединяются по многим направлениям.

     

    Мнение эксперта

    Сергей Варивода, председатель Совета директоров ЗАО «Интеллект»

    Как показывает практика, вероятность отмены плановых поездок все-таки значительно ниже их совершения. Поэтому лучше покупать авиабилеты заблаговременно, что позволит не только сэкономить деньги, но и собственные нервы. Но, вместе с тем, при значительном риске отмены поездки не стоит гнаться за самым дешевым билетом, так как при переносе даты поездки финансовые потери окажутся весьма существенными. Лучше взять билет чуть дороже, но с гибкой тарифной политикой.

    Также надо смотреть на рынок авиаперевозок как на любой другой конкурентный рынок. Хорошо изредка заглядывать на специализированные сайты, например www.travel.ruили www.opodo.co.uk, чтобы всегда быть в курсе того, какая авиакомпания пришла на нужный региональный рынок и в борьбе за его долю готова давать хорошие скидки.

    Сэкономить время и деньги можно при покупке билетов через Интернет. Не секрет, что онлайн-тарифы авиакомпаний зачастую ниже, чем цены в билетных кассах. Кстати, авиабилеты на некоторые перелеты (особенно внутренние рейсы в ряде стран) иным способом купить вообще проблематично. Например, тем, кто часто перемещается по внутренним провинциям Китая, будет полезно знать, что билеты на такие рейсы можно приобрести на сайте www.chinahighlights.com.

    И еще: при перелетах с пересадками лучше использовать сквозные тарифы одной авиакомпании. Для этого надо изучить аэропорты-хабы в интересующем регионе. Логика проста: чем больше пассажиропоток авиакомпании на данном направлении, тем ниже стоимость ее услуг. Кроме того, не надо брезговать авиакомпаниями, относящимися к рангу Lowcost. Пользоваться их услугами, конечно, не всегда удобно, но порой очень выгодно.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by