Анастасия Дачко, «Дело»,

    Комментарии 3 Окт 2010 0:00

    На форуме фармацевтов в Мумбае

    На индийском фармацевтическом рынке – сезон финансовых дождей. Подходящий климат - экономический и природный – и благодатная интеллектуальная почва привели страну миллионеров и трущоб к глобальному лидерству в производстве медикаментов.

     

    Недавно прошедшая в Мумбае бизнес-встреча по фармацевтике «Индия – СНГ» продемонстрировала серьезные амбиции индийских компаний по освоению постсоветского пространства. Бизнесменов, приглашенных в Мумбай по инициативе  Pharmexcil, – совета по содействию экспорту – ожидал поток предложений от многочисленных индийских производителей лекарств. Об итогах бизнес-встречи «Делу» рассказал ее белорусский участник – директор компании «Либертон» Виталий Мусихин.

     

    «Дело»: Виталий Юрьевич, чем было интересно для Вас участие в этой конференции?

    Виталий Мусихин: Мы увидели, что хотят предложить индийские компании. Конечно, большинство позиций, во всяком случае, жизненно необходимых, производится и в Беларуси. Но если речь идет о лекарствах, требующих сложного технологического процесса, отечественным производителям имеет смысл закупать импортный «полуфабрикат» и выпускать на его основе лекарства.

    Нам ни к чему менять, к примеру, свой парацетамол на индийский. Но при этом надо развивать свои сырьевые позиции. Было бы хорошо, чтобы белорусским производителям выделяли для создания новых предприятий земельные участки, ведь в действительности земли в Беларуси хватает. Причем, решения о предоставлении земельных участков под строительство произвдственных мощностей должны быть направлены в первую очередь на защиту прав собственности и благосостояния не «варягов» из-за океана, а белорусских граждан. Потому что в этом случае вероятность инвестирования прибыли предприятия в национальную экономику и создания новых рабочих мест на территории Беларуси гораздо более вероятны. Высокие цены на землю и необоснованно дорогое право ее аренды отпугивают потенциальных инвесторов, желающих создавать промышленные предприятия на территории нашей страны. В случае благоприятной земельной политики, можно будет выпускать не только лекарства, ведь рядом с фармацевтикой и пищевая продукция. Например, в Беларуси не выпускают сыры с плесенью, но мы их любим, и вынуждены закупать во Франции. При этом существуют определенные технологии, которые позволили бы производить подобные продукты из белорусского сырья. Это надо культивировать здесь, у себя дома. В рамках соответствующих госпрограмм, если мы хотим быстро изменить пока отрицательное внешнеторговое сальдо в свою пользу.

     

    «Д»: Стоит ли белорусской фармацевтике перенимать индийский опыт по стимулированию экспорта?

    В.М.: Этому обязательно стоит поучиться. Мы можем собирать форумы, приглашать инвесторов, но будет ли это стимулировать экспорт? Его росту, в первую очередь, способствуют высокие требования к качеству и цена. Таблетка – всегда одного размера, но она обладает определенными свойствами и должна распадаться в желудке, как положено. У нас есть компании, которые занимаются импортом для белорусского рынка, но белорусских компаний, которые занимались бы экспортом, у нас нет. Заводы сами продают свою продукцию. В то время как в Индии есть заводы и есть маленькие фирмы, которые не имеют собственного производства, а специализируются на маркетинге и торговле препаратами на внешних рынках.

     

    «Д»: Успехи Индии в фармацевтике связаны не только с низкой себестоимостью производства и благоприятными условиями для ведения такого рода бизнеса, но и с научной составляющей…

    В.М.: Да, у них огромный научный потенциал. Скажем, в Хайдарабаде, где занимаются «тонкой» биофармацией, сосредоточена масса научных центров, которые ведут новые разработки. Мы могли бы взять их научную основу для своего производства. Ещё один из возможных путей – создание совместных предприятий.

     

    «Д»: Известно, что Индия преуспела в производстве дженериков – аналогов оригинальных лекарств с тем же составом и эффективностью, производимых после окончания срока действия патентной защиты оригинального препарата. Их производство является мировым трендом и позволяет сделать лечение более доступным…

    В.М.: Уверен, что когда наш потребитель будет выбирать, заплатить ему $800 за оригинал, или $200 – за дженерик, он в ста процентах случаев выберет второе. Конечно, лекарства от диабета или онкологических заболеваний наше государство закупает за рубежом. К новым медикаментам нужно подходить очень аккуратно. К тому же, белорусские врачи достаточно консервативны и используют проверенные препараты, руководствуясь принципом «не навреди».

    Но в Индии есть просто фантастические заводы! И брать у них новые медикаменты, безусловно, стоит. Есть наукоемкие лекарства – одни из наиболее сильнодействующих. При этом для наших потребителей их продукция окажется дешевле. Потому что есть западные брэнды, а есть дженерики, сделанные индийскими производителями. И сделанные очень качественно.

     

    «Д»: Насколько реально сотрудничество Беларуси и Индии в сфере фармацевтики?

    В.М.: Мы постараемся выстроить сотрудничество индийских и белорусских производителей так, чтобы из подготовленного в Индии продукта (на профессиональной лексике – инбалк) мы могли выпускать отечественный продукт, который по качеству будет не хуже европейского, но по цене – дешевле.

    Труд индийских фармацевтов заслуживает уважения. Столько предприятий не существовало бы, если бы их производство не было эффективным. В ближайшее время Индия будет обеспечивать лекарствами Европу, Азию и Африку. Эта страна уже завоевала глобальное лидерство в фармацевтике. Что мы сейчас наблюдаем? Китай – лидер по субстанциям. Это страна, которая строит громадные заводы, особо не обращая внимания на экологию, и привлекает массу трудоспособных людей. Производители Индии сосредоточены на более новых препаратах, там есть специализированные научные центры, которые занимаются именно новыми лекарствами. Не случайно в Беларуси огромное количество индийских медикаментов! Но наша страна не должна быть ими полностью «завоевана». Нам стоит воспринимать индийских производителей, прежде всего, как партнеров и наставников.

     

    Справка «Дела»:

    По данным ООН, в 2008 году Индия вошла в топ-15 наиболее крупных экспортеров медпрепаратов в мире с долей в 1,44%. По прогнозам экспертов рынка, к 2020 году объем индийского фармацевтического рынка составит $50 млрд, и он войдет в десятку крупнейших мировых рынков лекарственных средств.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by