DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 3 Сен 2010 0:00

    В стране корриды

    Чтобы сделать успешный бизнес в Испании, нужна оригинальная бизнес-идея, способная удивить и заинтересовать привыкших к размеренной жизни граждан этой страны.

     

    Главные «товары» Испании — это вода, солнце, зрелища, вроде корриды, а также дары природы и моря. И если первыми можно «торговать», преимущественно, в курортной местности, то для налаживания собственного производства придется наведаться в центральную часть страны. При этом необходимо учитывать особенности ведения бизнеса в разных регионах Испании. Особенно широк «выбор дел» в прибрежных курортах — от сезонных пунктов проката спортивного снаряжения, салонов красоты и сувенирных магазинчиков, до ресторанов и дискотек. В центральной части Испании, где туристов не так много, ставка делается на малый бизнес — в основном семейные предприятия, в которых занимаются заготовкой оливок, производством вина или сыра. Практически во всех регионах страны, будь то Валенсия, Каталония или Наварра можно найти себя. Хотя на деле оказывается, что приезжим проще начинать бизнес на курортах и в крупных городах, чем в провинции.

     

    Налоги в Испании

    Подоходный — от 18% до 48%

    НДС — 16,7%

    На прибыль — 35%

     

    Работа на «износ»

    Испания — традиционно сельскохозяйственная страна. Оливки, вина, сыры, фрукты — далеко не полный ассортимент того, что производится в центре Пиренейского полуострова. Оптимальный масштаб бизнеса, как в обслуживании туристов, так и в сельском хозяйстве — малый. Доля малого бизнеса в сельском хозяйстве страны — 80%, в судостроении — 30%, в строительстве — около 35%. В последние десятилетия в Испании столкнулись с теми же проблемами, что и соседи по ЕС — местные жители все с меньшим энтузиазмом впрягаются в воз ответственности, который предполагает собственный бизнес. Испанцы предпочитают быть наемными работниками пусть за не очень высокую (€700-1200), но стабильную заработную плату, чем получать более крупный, но не баснословный доход от собственного консервного заводика или линии по производству оливкового масла. Поэтому правительство Испании не раз объявляло о льготах для иностранных инвесторов, которые хотят делать бизнес в стране. Но одно дело — обещания, а другое — реальные проблемы, с которыми сталкиваются деловые люди, которые решились на бизнес в незнакомой стране. А трудностей достаточно: от проблем взаимопонимания с работниками (незнание ими иностранных языков, особенности менталитета) до внушительного европейского налогообложения.

    Среди популярных направлений бизнеса для приезжих из стран постсоветского пространства — различный сервис: ресторанный бизнес, брачные агентства, парикмахерские. Успешнее всего, конечно, общепит. Небольшое заведение в Барселоне или Мадриде можно приобрести за €300-400 тысяч. Можно «попробовать» — взять бизнес в аренду. В курортных районах, где много туристов, можно взять в аренду ресторан или сувенирный магазинчик с помесячной оплатой (от €500 до €1500 плюс коммуналка), а если есть уверенность в успехе — возможна длительная аренда с годичной оплатой. Но в этом случае придется выкупить оборудование.

    Еще сложнее с теми видами деятельности, где требуется получение специальных лицензий. — Аптеки, такси, табак — бизнес, который подлежит лицензированию, и иностранцев в него стараются не пускать, — рассказывает минчанка Светлана, муж которой несколько лет пытался получить аптечную лицензию. Считается, что именно эти виды бизнеса приносят немалую прибыль (что для Испании сейчас редкость), а поэтому «чужаки» и «новенькие» здесь не нужны. Кроме того, аптечный бизнес, как и все, что так или иначе связано медикаментами и медицинской техникой, — дело сложное, которое требует не только провизорских знаний, но и опыта, в том числе по преодолению бюрократических барьеров. Есть примеры, когда наши соотечественники открывали свои аптеки, но происходило это, скорее, вопреки, чем благодаря обстоятельствам.

    Еще один важный момент — если на курортах можно ориентироваться на русскоязычную публику, то в центре страны этого нельзя делать ни в коем случае. Значительная часть русскоязычной диаспоры в центре страны — попросту «гастарбайтеры» из стран СНГ. Они покупают только самое необходимое в супермаркетах и в рестораны не ходят. Поэтому лучше изначально ориентировать свое заведение на интернациональную клиентуру.

    — Я живу в Малаге, — рассказывает бывшая борисовчанка Оксана. — В самом ее центре есть несколько газетных киосков. Всегда толпы народу. В одном из них я постоянно покупаю газеты. Понятное дело, познакомилась с хозяйкой киоска. Она хочет продать свой бизнес. Ей все равно — кому. Стоимость киоска с лицензией €60 тысяч. Каждый месяц, в зависимости от сезона и праздников, она зарабатывает €1-2 тысячи. Так что, в принципе можно обзавестись и таким, вполне надежным бизнесом. Одна проблема — вкалывать надо по 12 часов с день. Особенно в праздничные дни, т.к. в это время самая бойкая торговля.

    «Вкалывать» — ключевое слово для любого, кто открывает свой бизнес в Испании. Иных путей здесь пока нет. Даже если речь идет о традиционной для нас «соломинке» технических наук и ИТ-технологий.

    — Считается, что в Испании не хватает программистов. Однако экономика страны такова, что здесь их много и не требуется, — говорит дизайнер Иван. — Поэтому наш компьютерный бизнес здесь, как правило, ограничивается услугами администрирования, различными мелкими сервисами, конторами по сборке и починке компьютеров и, конечно, услугами веб-дизайна.

     

    Трудности перевода

    Несмотря на то, что в Испании очень высок уровень безработицы, потенциальному нанимателю надо приготовиться к ментальным трудностям выстраивания отношений с местным персоналом. С одной стороны, для дела очень хорошо принимать на работу местных жителей (некоторые формы организации бизнеса даже предусматривают непременное присутствие испанцев), с другой, возникает несколько проблем, которые придется решать. Первая — язык. Работодатель должен решить, как он будет общаться с подчиненными. Испанцы крайне неохотно учат английский, впрочем как и любой другой язык, поэтому придется либо самому осваивать испанский, либо нанимать переводчика и общаться через него. Проблема вторая — «манана», что по-испански означает «завтра».

    — Я уже так и рассчитываю — если указан срок исполнения две недели, то заказ будет исполнен минимум за четыре, — делится опытом Иван. — И бороться с этим — абсолютно бесполезно. Это особенность менталитета, под которую необходимо подстроиться, и все планировать в соответствии с ней. Удивительно, но это касается не только услуг, а даже такой точной сферы, как банковская.

    Кроме того, надо всегда принимать во внимание сиесту, которая начинается с половины второго дня и может затянуться на неопределенный срок, чуть ли не до девяти вечера.

    Испанцы не опаздывают только на корриду, — говорит Екатерина. —Но все равно, в общении они очень симпатичные, жизнерадостные и веселые. Правда, есть неприятный момент, который заметила не только я: здесь очень не любят, когда ты делаешь что-то лучше, чем они. Именно тогда у тебя начинаются проблемы в общении — обычная зависть, которой так много к успешным людям и в маленьких белорусских городках. Правда, если рассказываешь об этом испанцам — они обижаются и говорят, что это неправда.

    Что касается оформления бизнеса и индивидуального предпринимательства — общие положения в Испании такие же, как и в других странах ЕС. В Испании нет никаких ограничений на форму бизнеса. Сложность заключается лишь в лицензировании, о котором говорилось выше, а также в налогообложении: его никак нельзя назвать низким. Например, подоходный налог в Испании — это прогрессивная шкала от 18% до 48%, НДС — 16,7%, налог на прибыль — 35%. А еще необходимо учитывать различные местные платежи, акцизы и прочие сборы. Лишь кое-что удается минимизировать. При этом наличие своего бизнеса в Испании совсем не гарантирует получения вида на жительство.

     

     

    Испанцы — неторопливый народ. С этим придется столкнуться и при управлении персоналом, и при контактах с другими организациями. Здесь в порядке вещей закрыть учреждение после обеда и… открыть его только завтра утром.

     

    Крыша дает доход

    Традиционное « непаханое поле» в Испании для граждан из постсоветских стран и белорусов в том числе, — это недвижимость. Как жилая (квартиры, виллы), так и коммерческая (отели, магазины, рестораны, клубы). Однако необоснованно «раздутый» по цене сектор жилой недвижимости больше всего пострадал от кризиса. В Испании сейчас испытывают проблему «перепроизводства» на рынке жилья — многие новые квартиры стоят законсервированными. Особенно это касается небольших курортных городков. Поэтому, инвестируя в недвижимость для ее последующей продажи или сдачи в аренду, нужно особо тщательно подходить к выбору не только самого жилья, но и его месторасположения. Сейчас в Испании очень невысокие цены в отелях. Поэтому арендой квартиры на курорте «заморачиваются» либо сами испанцы, либо люди, которые уже не первый раз приезжают в страну и ищут жилье в конкретном месте с конкретными целями (например, чтобы было удобно ездить на встречи с партнерами по бизнесу). Основная же часть туристов предпочитают ставшие доступными отели. Недельная «горящая» путевка из Москвы, обойдется покупателю примерно в €500. Снижение цен на услуги отелей привело к тому, что доходность этого бизнеса тоже существенно снизилась. Сейчас неплохую прибыль приносят лишь отели, расположенные в удачном месте, либо — с очень привлекательным сервисом. А выходить на этот рынок «новичкам» имеет смысл только с очень смелой и оригинальной идеей. Например, в одном из городков на испанском побережье сейчас строится гостиница, ориентированная на клиентов из сексуальных меньшинств. Скорее всего, она будет пользоваться спросом именно из-за своей необычности.

    Впрочем, однозначно говорить о том, что покупать квартиру для сдачи в аренду невыгодно — нельзя. Например, в Мадриде жилье высокого уровня в хорошем месте всегда можно сдать в длительную аренду. А в Барселоне нормальную квартиру можно сдавать как в длительную аренду, так и помесячно.

    — Конечно, выгоднее искать клиентов самому, но можно поручить это управляющей компании и не беспокоиться, — полагает Екатерина, которая таким образом сдает две квартиры, а сама живет в третьей. — Но нужно помнить о том, что стоимость квартиры в хорошем месте высока — €200-300 тысяч.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by