DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 9 Июл 2010 0:00

    Бег на месте

    «Либерализация» в сфере оплаты труда закончилась практически ничем. Единая тарифная сетка продолжает действовать, а руки у нанимателей по-прежнему связаны.

     

    Необходимость радикальной либерализации системы оплаты труда назрела давно. С 1 июня 2010 года вступила в силу новая инструкция о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов (Инструкция Минтруда №60), отменяющая прежнюю инструкцию о порядке применения Единой тарифной сетки (ЕТС). Однако нанимателям не стоит преждевременно радоваться — система ЕТС продолжает действовать, а «рекомендательный» характер Инструкции №60 предоставляет не так много свободы, как ожидалось. Революции в системе оплаты труда не произошло. Более того, ознакомившись с новой Инструкцией №60, становится понятно, что субъектам хозяйствования предстоит работать, осознавая, что де-юре у них появились какие-то новые права, но де-факто ими сложно воспользоваться.

     

    Шаг вперед,

    два – назад

    В нашей стране система оплаты труда долгое время жестко контролировалась государством, находясь в «прокрустовом ложе» Единой тарифной сетки (ЕТС). Все прогрессивные системы мотивации персонала было необходимо рассматривать исключительно сквозь призму тарифных разрядов и коэффициентов, что делало многие из них попросту неприменимыми.

    Единая тарифная сетка задумывалась в свое время как инструмент, с помощью которого можно оценить сложность работы и определить адекватный размер вознаграждения за ее исполнение. Однако время показало, что в жизни гораздо больше вариантов, чем 27 предложенных государством разрядов и коэффициентов. Система ЕТС так и не смогла стать универсальным мерилом сложности выполняемой работы, несмотря на то, что Минтруда с завидной регулярностью разрабатывало многостраничные инструкции, рекомендации и тарифные справочники, а нормы оплаты труда постоянно совершенствовались, предоставляя немного больше свободы нанимателям.

    Изначально каждому работнику мог быть присвоен только один тарифный разряд. Инструкция №123, утвержденная Минтруда, определяла, какой именно. Причем в ее тексте был предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для повышения тарифной части заработной платы с конкретным размером повышения для каждого случая. Начиная с сентября 2009 года, нанимателям было предоставлено право на собственное усмотрение устанавливать работникам разряды в пределах определенного диапазона (от 3 до 6 разрядов), а также увеличивать тарифную часть заработной платы до 300%. Поскольку теперь наниматель мог установить для работников с низкими тарифными разрядами достаточно высокую заработную плату (при необходимости — даже выше, чем у руководителя предприятия), система ЕТС фактически потеряла функцию монопольного определения заработной платы. Следующим логичным шагом стало бы полное освобождение зарплаты от тарифного регулирования, при необходимости — с сохранением определенного минимального размера, но этого не произошло.

    Дело в том, что согласно нормам белорусского законодательства полностью отменить тарифную сетку может только Президент: обязательность оплаты труда на основании ЕТС в зависимости от сложности и условий труда установлена Декретом №17 от 18.07.2002 года. Минтруда может лишь изменять порядок ее применения, а также вносить изменения в саму тарифную сетку. И до тех пор, пока действует Декрет №17, все обязаны использовать ЕТС для оплаты труда — то есть присваивать разряды и использовать тарифные коэффициенты.

    Любопытно, что Минтруда даже в самой первой редакции Инструкции о порядке применения ЕТС отошло от этого правила: для некоторых работников были установлены индивидуальные коэффициенты — кратные размеры тарифной ставки первого разряда (например, уборщики, грузчики, водители и так далее). Фактически все годы оплата труда этих работников проводилась в соответствии не с самой ЕТС, а с Инструкцией о порядке ее применения, однако никто почему-то не возражал по этому поводу.

    Сейчас отступить от ЕТС предлагается всем нанимателям. В комментариях к Инструкции №60 разъясняется, что нормы о применении ЕТС с 1 июня будут носить рекомендательный характер для частных нанимателей, которые при необходимости могут устанавливать своим работникам диапазоны тарифных окладов без привязки к разрядам и коэффициентам. Исходя из разъяснений получается, что нанимателям, наконец, позволили забыть о ЕТС и самим устанавливать оклад.

    К сожалению, все эти рекомендации пока не нашли отражения в нормативных актах. Инструкция №60 — это все та же инструкция о применении ЕТС, только с небольшими изменениями. При этом она все так же обязательна для организаций, в которых доля собственности государства составляет более 50%. Для частных организаций, а также для организаций с иностранными инвестициями, в п. 3.2 установлено, что «Инструкция применяется… для тарификации профессий (должностей) работников в соответствии с локальными нормативными правовыми актами. При этом тарифные коэффициенты по профессиям (должностям) устанавливаются не ниже тарифных коэффициентов, указанных для соответствующих категорий работников в приложениях 1, 2 и 3 к Инструкции».

     

    Сыр в мышеловке?

    Текст Инструкции №60 предполагает одно оптимистичное толкование: можно констатировать, что при отсутствии специальных указаний в локальных нормативных актах предприятия,правила тарификации согласно новой инструкции можно не применять, а использовать свои собственные. С другой стороны, чтобы просто оставить свое штатное расписание без изменений, нанимателям придется дополнить локальные нормативные акты по оплате труда, указав, что они используют правила тарификации, закрепленные в Инструкции №60, то есть добровольно соглашаются на обязательный характер этих норм.

    Какие же собственные правила тарификации можно использовать частным нанимателям? Исходя из буквального толкования Инструкции №60, выбор у них невелик. В Инструкции указано, что в любом случае работникам должны устанавливаться тарифные коэффициенты. Так как они соответствуют определенным разрядам, и их всего 27, произвольно устанавливать эти коэффициенты нельзя. Выходит, что формально нанимателям позволено всего лишь устанавливать более высокие, чем положено в Инструкции, тарифные разряды.

    В Инструкции №60 для некоторых категорий работников перечислены диапазоны тарифных разрядов. Причем, прямо не указано, какой именно разряд можно считать «соответствующим», и ниже какого нельзя опускаться при свободной тарификации. Видимо, все-таки следует придерживаться нижнего значения тарифного коэффициента из предложенного диапазона разрядов.

    Возможность установления более высокого разряда — это, конечно, не то, на что рассчитывали наниматели, ожидая обещанной либерализации в сфере оплаты труда. Но даже и эту малую степень свободы им тут же поспешили ограничить. Мы уже упоминали о возможности повышения тарифной части заработной платы до 300%. Этот мощный инструмент стимулирования работников появился прошлой осенью. В совокупности с произвольно устанавливаемым (в сторону увеличения) тарифным разрядом, «прибавка» в 300% позволила бы более гибко строить систему оплаты труда. Однако в разъяснениях Минтруда указано, что только те наниматели, которые принимают всю Инструкцию №60 без каких-либо оговорок, могут повышать тарифную часть заработной платы до 300%. А те, кто решит проявить самостоятельность, должны довольствоваться тарифными ставками без каких-либо повышений.

    Вот и получается, что Минтруда, с одной стороны, разрешает устанавливать фиксированные оклады либо их диапазоны, что прямо не следует из Инструкции №60 и противоречит Декрету №17. А с другой — запрещает в таких случаях использовать инструменты повышения заработной платы, прямо предусмотренные Инструкцией №60. В результате, оказавшиеся в ситуации неопределенности наниматели должны сами решать, что они будут делать, и стоит ли пускаться в «самостоятельное плавание». Очевидно, что большинство из них предпочтут сохранить все по-старому, выбрав хорошо известный путь следования ЕТС, а не неизвестные пока проблемы свободной тарификации. Учитывая, что штраф за неправильное начисление заработной платы составляет до 100 базовых величин, а отнесение расходов по оплате труда на затраты по-прежнему необходимо обосновывать, вряд ли кто-либо будет проводить эксперименты с нетрадиционными системами вознаграждения персонала.

     

    Упрощенный вариант тарифной сетки для частных нанимателей

    Категория работников

    Минимальный разряд

    Рабочие, не тарифицируемые по разрядам (в зависимости от кратного размера тарифной ставки первого разряда согласно Приложению 2 — грузчики, водители и прочие)

    3-18

    Рабочие (исходя из разряда работы согласно ЕТС)

    1-8

    Другие служащие (технические исполнители)

    5

    Руководители подразделений административно-хозяйственного обслуживания, Специалисты среднего уровня квалификации

    7

    Специалисты высшего уровня квалификации

    10

    Мастер

    12

    Ведущие специалисты, старший мастер

    13

    Начальник участка (смены)

    14

    Главный специалист, начальник бюро (сектора)

    15

    Начальник отдела, начальник цеха

    16

    Начальник управления

    17

    Начальник производства

    18

    Директор (в зависимости от численности)

    16-27

     

    Пряник для консерваторов

    По какой причине работники министерства, разрабатывавшие нормативный акт, не в состоянии просто и исчерпывающе перечислить все обстоятельства — определить непросто. Ведь можно было прописать пункты в Инструкции о правах нанимателей так, чтобы любой директор мог сразу понять, что можно, а что нельзя делать при выплате зарплаты. Однако этого не получилось и очевидно, что причины тому кроются в нежелании расставаться с ЕТС.

    Таким образом, не разобравшись в Инструкции №60, можно получить проблемы с контролирующими органами. Даже если использовать разрешенный Инструкцией №60 порядок тарификации и устанавливать более высокие тарифные разряды. Например, наниматель установил всем работникам — от уборщика помещений до директора — 27 разряд. Формально требования Инструкции №60 не будут нарушены. Но не будут учитываться сложность и условия труда различных работников. А разъяснения Минтруда напоминают о необходимости осуществления дифференциации оплаты труда. Поскольку единственный порядок дифференциации оплаты труда закреплен в Инструкции №60, любой другой механизм запросто может быть признан неправильным и не соответствующим нормам Декрета №17 и статье 63 Трудового кодекса Республики Беларусь.

    Поэтому забыть о ЕТС в ближайшее время не удастся, и очевидно вдобавок придется изучать нормы Инструкции №60. Кстати, парадоксально, но для того, чтобы не применять Инструкцию №60, ее все равно придется досконально изучить. Ведь даже те, кто захочет создать собственные правила тарификации должны точно знать, как бы тарифицировался работник по Инструкции №60 хотя бы для того, чтобы соблюсти правило о минимальном тарифном коэффициенте.

    Для тех, кто решит придерживаться норм инструкции №60 (а также для государственных организаций, которые обязаны применять эти нормы в любом случае), разработчики подготовили несколько приятных правил, упрощающих жизнь нанимателей. Глобально ничего не изменилось — ни в порядке тарификации, ни в порядке расчета тарифных ставок и возможностей их увеличения. Вместе с тем, некоторые пожелания нанимателей, были учтены, а нормы, причиняющие неудобства специалистам по кадрам, были откорректированы.

    Например, изменились правила повышения тарифных ставок (окладов) до 300%. Раньше необходимо было указывать основания и условия таких повышений в локальном нормативном акте предприятия, а конкретный размер повышения — в трудовом договоре (контракте). Соответственно, все наниматели были вынуждены подписывать дополнительные соглашения к контрактам и переподписывать их в случае изменения размера повышения. Согласно новой инструкции можно будет закреплять основания и процент повышения только в контракте либо только в локальном нормативном акте, по выбору нанимателя.

    Для руководителей структурных подразделений расширился диапазон тарифных разрядов (по каждому уровню управлению добавлен один более высокий разряд). При этом (видимо, по просьбам небольших компаний) были отменены ограничения в отношении начальника производства — теперь эту должность можно вводить даже в том случае, если на предприятии отсутствует несколько цехов, участков с законченным циклом производства продукции. Руководители организаций также смогут более свободно назначать себе помощников. Раньше помощникам руководителей присваивался достаточно высокий разряд (на 1-2 разряда ниже, чем у заместителя руководителя), а сейчас его можно устанавливать еще на 1-2 разряда меньше.

    Печальнее всего то, что либерализация в сфере оплаты труда очевидно уже закончилась. В ближайшее время новых изменений в этой сфере не предвидится. Вероятнее всего, несмотря на разъяснения об «освобождении», наниматели предпочтут остаться в правовом поле тарифной сетки. Так что и либерализация пройдет «по плану», и реальных изменений не произойдет. А ответ на «зарплатный» вопрос останется прежним – ЕТС, и только ЕТС!

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by