DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 9 Июл 2010 0:00

    У самого Черного моря

    Чтобы привычный нам бизнес стал успешным и в Болгарии, его необходимо видоизменить в соответствии с местными особенностями и традициями.

     

    Болгария — страна-курорт, которую каждый год посещают толпы туристов. На первый взгляд, лучшего места для бизнес-эмиграции нет. Экономическая и политическая «тишь да благодать», членство в ЕС, достаточно простые для Европы правила регистрации собственного бизнеса. И что немаловажно — довольно низкие для европейской страны налоги. Например, для крупных инвестиций размером более 10 млн. лев в год (€1 на 14.06.2010 = 1,958 лева) в производство, сельское хозяйство и высокие технологии в течение первых пяти лет возможен нулевой налог на прибыль. Плюс еще один важный момент — в Конституции Болгарии закреплены равные права для всех проживающих на территории страны (то есть нет дискриминации иностранцев по сравнению с «аборигенами», кроме участия в выборах и покупки земли физическими лицами).

    И все-таки, несмотря на эти факторы, далеко не всем бизнес-эмигрантам удается успешно вести дела в Болгарии. Особенно, это касается малого бизнеса. Более того, многие деловые люди с сомнением относятся к перспективе открытия своего дела именно в Болгарии. Почему? Потому что на деле сложностей, которые влияют на развитие бизнеса в этой стране, ничуть не меньше, чем законодательных или ментальных бонусов. Добиться успеха здесь сможет только тот, кто научится их учитывать и обходить.

     

    Главное — информация

    Поскольку Болгария — страна очень близкая нам по культуре, менталитету и языку, это позволяет славянам здесь быстро адаптироваться. В Болгарии достаточно видов деятельности, заниматься которыми нашим людям помогают местные законы и полученное на родине образование. Например, часто эмигранты выбирают компьютерный бизнес и все, что связано с ремонтом машин. Эти виды деятельности стимулируются местным законодательством: в Болгарии завышены амортизационные нормы для инвестиций во все оборудование — от станков до компьютеров и различных дополнительных устройств. Также часто наши соотечественники открывают магазины, а иногда — даже целые торговые сети. При этом их покупатели — не диаспора, а все жители этой местности и туристы. Поэтому хозяева торговых точек обязаны быть в курсе потребностей столь «разношерстной» клиентуры и… участвовать в жизни общества. То есть — социализоваться, стать своим.

    Юрий Абашев, владелец сайта «О Болгарии по-русски» рассказывает о том, что сейчас достаточно велик интерес к открытию в стране мелкого бизнеса. При этом очень важно приехать и разобраться на месте: насколько бизнес будет конкурентоспособным?

    — Большинство наших соотечественников хотят открыть ресторан, — рассказывает Юрий. — Но в Болгарии их уже и так много, поэтому это не так перспективно, как кажется на первый взгляд. Даже, если кто-то хочет открыть заведение с украинской, русской и даже грузинской кухней, надо учитывать, что болгары достаточно консервативны. Придется обязательно совмещать «экзотическую» кухню с болгарской. Чтобы открыть здесь бизнес, нужно вообще быть очень гибким. Если дома уже открыт ресторан и есть неплохой доход, то это совсем не означает, что и в Болгарии будет так же. Здесь очень большая конкуренция. Выдержать ее иностранцу, который не знает, где и какие продукты можно купить дешевле и при этом не проиграть в качестве вовсе не просто. Часто те, кто открывает ресторан, руководствуются мнением, что этот бизнес менее рискованный – люди ели, едят и будут есть... Но, наблюдая за тем, как закрываются одни точки и открываются новые, становится ясно, что это не так уж и выгодно.

    Перспективным может стать бизнес, связанный с использованием природных источников энергии. Например, солнечных коллекторов, ветряков — под такие проекты можно получить деньги по линии ЕС. Однако для этих направлений требуются и достаточно крупные инвестиции. Чтобы создать ветроэнергетическую систему, нужны большие территории, и достаточно дорогие ветрогенераторы. В этом случае речь идет об инвестициях, как минимум, в несколько сот тысяч, а то и в миллион евро.

    90% людей, которые задают Юрию Абашеву вопросы о переезде и об открытии в Болгарии своего бизнеса, не имеют представления о том, что это совсем другая страна. Многие находятся в плену мифов и считают, что раз Болгария — европейское государство, то это автоматически гарантирует более высокий уровень развития и возможность быстро «всего добиться». Многие также беспочвенно ожидают, что затраты на ведение дел здесь невероятно низкие. Конечно, с такими установками сложно не разочароваться, столкнувшись с не совсем радужной реальностью.

     

    Решив открыть торговую точку или ресторан, нашим соотечественникам в первую очередь придется стать своим для болгар — больше участвовать в жизни общества, понимать потребности своих клиентов

     

    Усадьба по-болгарски

    Радка Ташева училась на экономическом факультете в нашей стране. Сейчас она вернулась на родину и реализовывает свою давнюю мечту – создает сельскую усадьбу для приема туристов. На пару с сестрой Радка купила «домик в деревне» за €14 000 в неплохом месте — по направлению от Пловдива на Габрово. Теперь они пытаются получить финансирование по программам ЕС. Надо сделать ремонт, облагородить территорию, продумать, как и чем занять гостей и, главное, как обеспечить их приток. Упор предполагается сделать на немцев и других пенсионеров с запада.

    — По своим бывшим однокурсникам сужу — им интересны море и лыжи, а деревня у них и дома есть— говорит предпринимательница.

    Агротуризм с непременными парным молоком по утрам, баней и рыбалкой — достаточно активно развивается и в странах Восточной Европы, например, в Беларуси и Литве. Поэтому нет ничего удивительного в том, что наши граждане интересуются приобретением усадеб в Болгарии, чтобы скопировать этот успешный опыт.

    Еще один вид «нашего» бизнеса — небольшие семейные отели в курортных городках. Но для того, чтобы получать хорошую прибыль, в гостинице должно быть не меньше 30-50 номеров. Отель на 10-15 номеров годится лишь для того, чтобы обеспечить относительно безбедную жизнь для своей семьи. А чтобы создать более крупный бизнес или построить еще один отель — нужно зарабатывать намного больше. То есть, имея маленькие семейные отели можно только самоокупаться и кормить семью, но с точки зрения развития, такой бизнес малоперспективен.

    С начала 1990-х годов в Болгарии было построено немало семейных отелей — теперь многие из них продаются. Вообще в стране сейчас огромное количество отелей, которые просто нереально полностью заполнить туристами. Не зря один из первых вопросов, который стоит перед сестрами Ташевыми, — где взять клиентов. Одним словом, отель выгодно покупать лишь в том случае, если в резерве есть своя туристическая фирма, работники которой помогут заполнить номера клиентами. Если же этот вопрос не продуман, то покупка мини-отеля может стать весьма рискованным предприятием.

     

    Врезка

    Отельный бизнес в Болгарии будет выгоден только при условии владения большой гостиницей, или сразу несколькими. А прибыли от небольшого пансиона где разместится максимум 30 человек хватит лишь для самоокупаемости

     

    Обратная сторона медали

    Многие вещи эмигранту придется просто принять, не задумываясь. И приспособиться.

    — Во-первых, в Болгарии все делается значительно медленнее, чем у нас, — считает Юрий Абашев. — Во-вторых, здесь часто много обещают, но, когда доходит до дела, находится масса всяких отговорок, чтобы объяснить, почему сделать так и не смогли. Это одна из основных сложностей, с которыми встречаются здесь иностранцы.

    Наши соотечественники рассказывают немало смешных и грустных историй о местной деловой жизни, которые вполне сопоставимы с габровскими анекдотами. Например, пошла одна дама в дорогой строительный магазин за досками. Поскольку этот магазин не совсем устраивал ее по ценам, то остальные материалы она покупала в другом месте. В магазине ее встретили радостно. Она выбрала доски и, разумеется, ей тут же предложили кирпич, плитку и другие материалы. «Нет, у вас дорого, я это все уже купила в другом месте», — честно призналась покупательница. «Ну, тогда и доски мы вам не продадим» — ответил управляющий магазина…

    Радка Ташева как профессиональный экономист отмечает, что есть несколько стереотипов о Болгарии, которые мешают «чужим» адекватно воспринимать местную действительность.

    Первый — дешевизна. Здесь нужно понимать, что низкие цены на товары и услуги — вовсе не благодать, а реакция экономики на достаточно низкий уровень жизни и невысокие, в большинстве своем, зарплаты. Это значит, что и торговая наценка на предлагаемые товары или услуги будет небольшой. Хотя как раз из-за невысоких зарплат и отлаженной логистики в Болгарии можно наладить производство товаров для продажи в другие страны Евросоюза. Многие так и поступают. Государством поощряется создание предприятий, особенно в небольших населенных пунктах — чтобы инвесторы решали проблемы занятости населения.

    Второй — в Болгарии отличные курортные места. На самом деле Черное море — не такое уж и теплое. Туристический сезон на болгарском побережье длится от силы пять месяцев, а на горнолыжных курортах — и того меньше. Значит, при расчете рентабельности любого бизнеса, так или иначе связанного с туризмом, надо учитывать короткое туристическое время и длинное межсезонье. С другой стороны, именно в межсезонье перспективен сельский туризм, когда люди едут не на пляж, а на свежий воздух.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by