Delo.by,

    Комментарии 9 Июл 2010 0:00

    Евгений Рудой

    За значительное увеличение объемов производства и экспортных поставок отечественной продукции в условиях кризиса

    Евгений Рудой

    Директор ОАО «Бархим»

     

    Для успеха любого бизнеса нужны, прежде всего, ресурсы и грамотный менеджмент. Причем, менеджмент первичен. Ситуация, в которой оказался старейший белорусский производитель бытовой химии – ОАО «Бархим» – тому яркое подтверждение.

    В начале 2000-х годов это некогда вполне успешное предприятие оказалось на грани краха. Финансового и технологического. Погрязшее в долгах, с отсталой производственной базой и разбегающимся персоналом – оно практически не работало. Доходило до того, что в зимние месяцы корпуса завода не отапливались из-за невозможности рассчитаться за энергоносители. Доля Бархима на белорусском рынке бытовой химии упала до 5%.

    В марте 2004-го предприятие возглавил новый директор – Евгений Рудой, «соблазнившись» предложением поруководить действующим производством. Выпускник минского нархоза по специальности экономист-менеджер, он восемь лет проработал начальником отдела маркетинга Барановичского мясоконсервного комбината, успев за это время получить еще один диплом – на этот раз Академии управления при Президенте.

     – Только вступив в должность, я понял, что «действующим производством» то, что осталось от завода с 70-летней историй, назвать сложно, – вспоминает Евгений Рудой. – Если честно, я не раз задавал себе вопрос: зачем я сюда пришел? Ситуация казалась беспросветной. Но я искал выход из того тупика, в котором оказалось предприятие, убеждая людей, да и себя самого, что все это можно изменить. И люди поверили. Более того, 90% управленцев, работавших на заводе до моего прихода, остались и составили костяк новой команды.

    Два года «Бархим» усилиями, прежде всего, нового директора «героически» выкарабкивался из долговой ямы. Не обошлось и без доли везения, что, впрочем, подтверждает аксиому: везет тем, кто что-то делает. В 2006 году Указом Президента был расформирован неэффективный Концерн местной промышленности, а входившие в его состав предприятия переподчинены другим министерствам. «Бархим» вошел в состав концерна Белнефтехим и получил надежду на спасение.

    Заводу выделили финансовую помощь, причем без процентов, хотя и на возвратной основе. Это были большие деньги, но можно привести немало примеров, когда и более значительные суммы уходили «в песок». Например, можно было направить их на погашение долгов, увеличение зарплат и так далее, вздохнуть с облегчением и… начать накапливать новые долги. Евгений Рудой прекрасно понимал, что на станках, выпущенных в 1970-х годах, производить конкурентоспособную продукцию просто невозможно.

    В результате выделенные концерном деньги было решено инвестировать в новое оборудование. Это был безусловный риск, но, как показало время, оправданный. Сегодня долгов у предприятия больше нет. А экономического кризиса здесь даже не заметили. Темп роста объемов производства в 2008 году составил 112%, в 2009 году – 125%, оборот за 2009 год превысил 25 млрд рублей, а объем продаж на внутреннем рынке Республики Беларусь составил 127,8 %.

    Доля экспорта, которая в 2004 году едва составляла 4%, сейчас достигла 15-16%. Продукция предприятия поставляется в Россию, Украину, Грузию, Казахстан, Узбекистан, Молдову, а также в страны Евросоюза – Литву, Латвию, Чехию и Словакию. Сейчас прорабатывается очень крупный контракт с польскими партнерами.

    – Рост экспорта нашей продукции по итогам 2009 года составил 167%, а за пять месяцев 2010 года – 335,4%,– говорит Евгений Рудой. – При этом основной задачей предприятия является импортозамещение. При общем объеме белорусского рынка бытовой химии примерно в 50 тысяч тонн, те 7-10 тысяч тонн, которые мы в состоянии производить, – капля в море. Мы не форсируем экспорт, поскольку нам еще есть куда расти на внутреннем рынке. Тем более, что сейчас даже при 99%-ной загрузке мощностей мы не в состоянии удовлетворить все заявки наших клиентов. При этом замечу: 90% отгрузок на экспорт осуществляются на условиях предоплаты.

    Гордость директора – новый цех по производству синтетических порошкообразных моющих средств, который был сдан в эксплуатацию буквально несколько дней назад. В нем установлено новейшее оборудование знаменитой итальянской компании Desmet Ballestra.SPA. Более современного производства в Европе пока что нет. В ближайших планах – организация производства очередной серии новинок, кардинальная реконструкция территории завода и завершение процесса модернизации предприятия.

    Грамотно реализованный инвестиционный проект дал заводу вторую жизнь. Специалисты «Бархима», которых сейчас около 270 человек, больше никуда не уходят. Более того, теперь предприятие имеет возможность выбирать среди многих потенциальных кандидатов самых лучших.

    – Мы хотим возродить традиции «Бархима», – резюмирует Евгений Рудой. – В первую очередь, это качество (мы используем только качественные активные добавки), широкий ассортимент (предприятие выпускает свыше 220 наименований продукции) и гибкая ценовая политика. Наша продукция по-прежнему в 1,5-2 раза дешевле российских аналогов. И, быть может, даже хорошо, что нам пришлось пройти через серьезные трудности. Потому что только преодолев их можно научиться по-настоящему работать.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by