DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 17 Июн 2010 0:00

    Союз нерушимый?!.

    То, что интеграционные образования являются локомотивами экономического роста, бизнесмены и политики поняли уже давно. Наиболее яркий из последних примеров — ЕС. Однако такие кардинальные телодвижения в экономике имеют смысл лишь тогда, когда назрела объективная необходимость в объединении рынков. У нас с Россией и Казахстаном общее экономическое пространство уже было. Есть ли смысл входить в одну реку дважды?

     

    Итак, есть три страны — почти как «три сестры», поскольку связаны довольно бурным общим прошлым. Так что же объединяет их с точки зрения экономических отношений и торговых потоков? Совместного производства на просторах будущего экономического образования практически нет. Что, к примеру, создали сообща в Беларуси и России? Быть может, консорциум по добыче и переработке нефти? Или мощную интернациональную структуру в области машиностроения? Ничего подобного нет и не намечается. Получается, что сегодня наши страны соединяет исключительно торговля.

     

    С «низкого» старта

    Начнем с Казахстана. Сравним динамику наших товарных потоков за 2009 год. Это очень показательный период, поскольку в 2009-м покупалось только самое качественное и необходимое.

    С нашей стороны «интеграционные» отношения базируются на шинах, сахаре и молоке. Можно ли считать такую конфигурацию товарных потоков достаточной для возникновения необходимости в общем экономическом пространстве с Казахстаном? Вряд ли. Интересно: где белорусские телевизоры и холодильники, мебель, товары длительного пользования? Мебели в Казахстан нам удалось продать чуть больше чем на $7 млн., холодильников — на $5 млн. В реальном выражении — 19600 штук.

    При этом наш «казахский» экспорт все-таки довольно диверсифицирован. В его структуре есть грузовики (за год продано 87 штук), прицепы и полуприцепы, дорожная техника, лекарства, лаки, краски. Но хотя в период кризиса экспорт уменьшился на 15%, в денежном выражении в 2009 году он составлял всего $313 млн. Для сравнения: наши продажи в Индию за тот же период составили $487 млн.

    С другой стороны, за весь прошлый год мы закупили в государстве, которое по логике должно стать для нас самым важным экономическим партнером на всем евроазиатском пространстве, товаров всего на $74,8 млн. При этом наш импорт, по сравнению с 2008-м, упал в два раза. Фактически Казахстан превратился в «прокатный пункт» белорусской экономики.

    Что из этого следует? Ни одной стратегической товарной позиции, которая остро нуждается в таможенных преференциях с Казахстаном и потенциально способна завоевать рынок этой страны, у нас не имеется. Считать сахар и молоко «прорывными» товарами оснований нет. В торговой «корреспонденции» двух стран — унылые и второстепенные послания. Так что возможные выгоды нашего таможенного партнерства — пока в тумане. Иное дело — Россия.

     

     

     

     

     

     

    Таблица 1

    Белорусский экспорт в Казахстан в 2009 году

    Лидеры товарооборота

    Объем поставок в натуральном выражении

    Объем поставок, $ млн.

    Шины

    495.4 тыс. штук

    36.6

    Сахар

    56.2 тыс. тонн

    28.9

    Молоко и сливки сгущенные и сухие

    17.2 тыс. тонн

    25.9

    Тракторы и седельные тягачи

    1100 штук

    17.9

    Сельскохозяйственные машины

    463 штук

    17.1

     

    Таблица 2

    Экспорт Казахстана в Беларусь в 2009 году

    Лидеры товарооборота

    Объем поставок в натуральном выражении

    Объем поставок, $ млн.

    Прокат плоский из нелегированной стали плакированный

    32.8 тыс. тонн

    28.6

    Прокат плоский из нелегированной стали холоднокатаный

    21.3 тыс. тонн

    12.9

    Алюминий необработанный

    2.5 тыс. тонн

    4.1

    Прокат плоский из нелегированной стали горячекатаный

    6.7 тыс. тонн

    3.4

    Волокно хлопковое нечесаное

    797 тонн

    1.2

     

    Российские приоритеты

    Фактически мы с Россией уже давно де-факто находимся в общем таможенном пространстве, хотя и с «приключениями» в виде мясных, молочных и прочих «войн».

    Интеграция с Россией объявлялась задачей №1 на высоком уровне не раз. В результате даже было создано некое странное образование под названием Союзное государство. Однако, 5 — пишем, 2 — в уме. Реальных результатов практически нет.

    Эта странность вполне объяснима. Интеграция с Беларусью для российской элиты, в частности — для команды Ельцина, была проектом политическим. Своего рода демонстрационным вариантом того, что Россия может быть страной дружественной и даже любимой. Ельцин шел на такую интеграцию, отлично понимая ностальгические настроения российского электората. Многие россияне, причем не только «красные», были против той российской внешней и внутренней политики, что складывалась в начале 1990-х годов. Потеря территорий на юге и востоке воспринималась российской элитой весьма болезненно. Да и электорат имел серьезные претензии к властям именно по этой причине.

    Самым логичным и простым в этой ситуации мог стать вариант интеграции, который можно было бы назвать «славянским треугольником»: Россия — Украина — Беларусь. Но российская и украинская элита имели слишком много амбиций и взаимных претензий. Вплоть до избрания президентом Виктора Януковича процесс отчуждения Украины и России шел быстрыми темпами. Только в 2010 году начался перелом. Об этом свидетельствует решение о продлении соглашений по российскому Черноморскому флоту. Происходит встречное движение и по другим направлениям. Впрочем, говорить об однозначной смене приоритетов в Украине рано. Ее стратегические интересы как раз и заключаются в балансировании между Востоком и Западом. В России же ориентированы на большое евразийское пространство. Пример такой стратегии — Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

    Все попытки «склеить» обломки СССР России не удавались. И Ельцин, и Путин не продвинулись в формировании нового экономического пространства ни на шаг. Более того, эгоистические интересы Москвы неизменно приводили к провалу любых попыток создать эффективное постсоветское образование. В свою очередь, США и ЕС теми или иными способами, от военной помощи до программ «Восточного партнерства», пытались отдалить Россию от ее соседей. В итоге получилась «маленькая кавказская война», которая нанесла урон всем участникам стратегических маневров на постсоветском пространстве. Россия посредством тарифов на газ фактически управляет постсоветским пространством. Завышая их в 10-15 раз от уровня цен в отрасли, она подорвала всякое сближение с бывшими союзными республиками. Структуры типа СНГ или Союзного государства — не в счет. Успешными по большому счету их назвать нельзя.

     

    Восток — дело тонкое

    И вот на горизонте замаячил новый проект — Таможенный Союз. Без зоны свободной торговли, без эффективного формирования вертикальной и горизонтальной интеграции на основе новых форм собственности. Причем, создается это новое образования быстро и на фоне бурной политической суеты: много встреч лидеров, много слов и заявлений и… странное ощущение виртуальности происходящего.

    Очевидно, что главным вдохновителем этого союза является Нурсултан Назарбаев. В Азии идут свои геополитические и экономические процессы. Казахстаном уже давно управляет одна и та же номенклатурная элита. Она приватизировала нефть и полезные ископаемые, добилась перекачки активов советской собственности в пользу новой номенклатуры «национальной чеканки». Но рядом с Казахстаном — мощный Китай. И все, что с таким трудом было заработано местной элитой, может быстро и без шума перейти в цепкие руки активных соседей. Китай страдает от избытка американских долларов. За эти «зеленые» миллиарды он может скупить все, что «плохо лежит».

    Казахская элита ищет некий противовес — опору от новых внешних сил. Тем более что в бывших среднеазиатских республиках и без того начинаются процессы передела собственности и власти. Типичный пример — Кыргызстан. Вполне вероятно, что аналогичные потрясения ожидают постсоветские элиты Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана... То есть власть в этих государствах нуждается в сильной поддержке — в новой легитимизации. Именно таким проектом и представляется Таможенный Союз. Он является отправной точкой в реструктуризации власти и экономик стран постсоветского пространства, хотя… экономически он пока по большому счету и не нужен.

    Те же Россия и Беларусь худо-бедно, но сбалансировали свои тарифы и экономические отношения. Все последние 15 лет движение вперед, пусть и медленное, было и есть. Логически рассуждая, зачем этим двум странам некий Таможенный союз, если они уже создали Союзное государство? А что изменит Таможенный союз в отношениях Беларуси и Казахстана: увеличит торговлю сахаром, шинами и прокатом? Очевидно, что это довольно слабые аргументы. Новые таможенные пошлины? Возможно. Давайте еще раз пощекочем нервы бизнесу: новые тарифы, формы документов и бюрократическая суета. Но в этом наши чиновники поднаторели и без всяких союзов.

    Суть идеи — в развитии общего экономического пространства. Но для этого предстоит пройти долгий путь. Более того, первые два-три года от Таможенного союза бизнесу будет просто нечем дышать — до адаптации законодательств и инструментов взаимодействия. И лишь потом, после 2012 года, пойдет процесс нового разделения труда, начнется рост объемов совместного производства, появится некий реальный общий рынок. Если все пойдет без проблем, конечно.

     

    Таможенный союз

    все-таки будет

    Это лишь вопрос времени. Несмотря на то, что все предыдущие проекты интеграции на постсоветском пространстве заканчивались «тихой смертью». Просто политическая элита все это время самовыражалась в собственных «национальных квартирах». Но сейчас именно они являются главной движущей силой в процессе создания Таможенного союза, поскольку для них это вопрос выживания — сохранения власти и собственности. Для белорусского же бизнеса на текущем этапе выгоды экономического новообразования невелики. И даже опасны. Проблема в разности ресурсов, а также конкуренции, выиграть которую, объективно говоря, у подавляющего большинства белорусских предприятий шансов немного. А вот вероятность того, что именно российские олигархи сядут в кресла владельцев наших самых «живых» заводов, очень велика.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by