DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 11 Июн 2010 0:00

    Бизнес на перекрестке. Европейском

    Обилию товаров с польскими надписями в белорусских магазинах мы обязаны активности не только польских производителей, но и наших соотечественников, которые много лет ведут дела в Польше и уже обзавелись собственными «овощными заводиками». Помимо перевозок, пищевой промышленности и розничной торговли, белорусы в Польше заняты в сфере строительства, недвижимости и практически всех видов услуг — от клининга до телекоммуникаций и информационных технологий. Эта страна настолько близка белорусам по менталитету и традициям, что по большому счету не воспринимается у нас как «заграница».

     

    Главное богатство — бизнес-климат

    Специфический «диаспорный» бизнес для Польши практически не характерен. Во-первых, потому, что это славянская страна, жизнь в которой мало отличается от жизни на родине. Поэтому приезжие белорусы и русские здесь не так замкнуты в своих национальных сообществах и не ощущают потребности в русскоговорящих врачах, нянях и магазинах с пельменями. Во-вторых, бизнес диаспоры в южных странах часто направлен на обслуживание русскоязычных туристов на берегу моря. В Польше море холодное, а после введения шенгенских виз белорусские и российские туристы больше не составляют здесь большинство. Зато сейчас Польшу активно посещают австрийцы и немцы, обслуживанием которых занимаются местные и международные туристические конторы. И третья, самая главная причина: Польша — страна, в первую очередь, «деловая». Это одно из самых крупных государств Европы с населением почти в 40 миллионов человек. При этом здесь нет каких-либо особенных природных богатств и целебного климата. Поэтому предприимчивые поляки спешат совершенствовать климат деловой и извлекать выгоду из всего, что есть…

    А есть — развитое сельское хозяйство и легкая промышленность, а также работящее население с высоким уровнем образования и «наследственной» тягой к предпринимательству. Поскольку Польша расположена на пересечении транзитных путей из России в Западную Европу и от Балтики — на юг, к Дунаю и теплым морям, то само собой получилось так, что Польша стала крупным логистическим центром. Правда, пока развитию перевозок мешают проблемы с дорогами. Но в последние десятилетия узкие и извилистые тракты времен Речи Посполитой активно перестраиваются в современные автобаны.

    Власти Польши, как центральные, так и местные, стараются поощрять предпринимательство и продвижение произведенной в Польше продукции на внешние рынки. Например, город Познань известен своими торговыми выставками: строительной, мебельной, текстильной, парфюмерной... Поддержка таким мероприятиям оказывается на государственном уровне. Так, в период проведения строительной выставки польские торговые палаты постоянно организовывают выезды групп белорусских, украинских и российских представителей малого бизнеса, помогают с оформлением документов для получения виз, с транспортом и даже расселением. Сейчас услуги по организации поездок на выставки здесь стали предоставлять бизнесменам и некоторые белорусские туристические фирмы, которые опираются на связи с соотечественниками, живущими в Польше. То, что «выставочные туры» востребованы и активно предлагаются турфирмами, говорит об эффективности польских бизнес-мероприятий. Хотя, конечно, в кризисные времена выставочная деятельность несколько сбавила активность.

    Польша — страна очень колоритная, если присмотреться к ее жизни изнутри. Например, поляки очень любят, чтобы в доме «было все красиво». Именно поэтому в Польше неплохо устраиваются талантливые ювелиры или мастера прикладных искусств. В Варшаве, Кракове, Познани, Гданьске и других городах всегда найдется работа по ремонту и реставрации старых вещей и мебели (любители старины хранят вещи дедов и прадедов и передают шляхетские сокровища по наследству).

    Что касается более «приземленного» бизнеса, то наши соотечественники часто открывают здесь бизнес в сфере сервиса — от компьютерных услуг до проката велосипедов в курортных местах, например, в Закопане или на Мазурских озерах. Для успеха в бизнесе здесь достаточно бывает открыть «склеп» (продуктовый магазин), расположенный на бойком месте.

    Но нужно понимать, что по европейским меркам Польша — страна небогатая. Легких денег здесь не бывает — все добывается потом и кровью. Следовательно, деловая этика здесь тоже соответствующая. «Не расслабляться!» — советуют новоприбывшим польские «старожилы». Здесь никто не делает скидок на неопытность, незнание ситуации и непунктуальность. Поэтому чем строже новичок будет относиться к себе — тем больше у него шансов на успех. Вдобавок, как и в любой другой славянской стране, здесь очень важно социализироваться — найти свой круг общения среди местных жителей. Например, если было решно открыть «склеп» — надо, чтобы местные жители не принимали хозяина за чужака. Только тогда они пойдут сюда за молоком и сметаной. Сделать это, конечно, проще в крупном городе, чем в маленьком местечке.

     

    Есть шанс и для туризма

    Туризм в Польше — это, в первую очередь, горнолыжный центр Закопане, который летом превращается в экологический курорт с пешеходными маршрутами и велосипедными дорожками, старые города с многовековой историей, самым раскрученным из которых считается Краков, а еще — Мазурские озера неподалеку от границ Беларуси, Литвы и Калининградской области. Именно в Закопане и древней столице польских королей Кракове чаще всего инвестируют в недвижимость наши соотечественники. Причем, речь идет не только о небольших гостиницах и ресторанах, но и о частных квартирах.

    Простой пример — студия в частном доме в самом сердце Кракова. Двухкомнатная квартира, обставленная в духе 30-х годов ХХ века (естественно, все — «новодел», стилизованный под эпоху), из окон которой открывается вид на черепичные крыши соседних домов, дымящиеся трубы каминов, пики костелов, не пустует почти никогда. Если иметь несколько таких квартир и успешно сдавать их в аренду — жить можно, считает Иван, который в свое время приехал в Краков на учебу из Лиды:

    — Обычная цена аренды такой квартиры — €80-120 в сутки. Поскольку в квартире есть несколько раскладных мест для ночлега, то жилье универсально — его снимают и туристы-одиночки, и пары, и компании из четыре-пять человек.

    В этом бизнесе важно иметь налаженный «сбыт» через несколько источников — знакомых в турфирмах, сайты любителей путешествий и, конечно, блоги и виртуальные сообщества. Очень важно быть «гибким», знать своего клиента, и чувствовать, когда надо понизить цену из-за сезонного оттока туристов и, наоборот, когда можно повышать. Например, много россиян приезжает сразу после Нового года или на майские праздники — значит, можно ставить высокую цену. Белорусы, наоборот, прибудут в середине лета — во время длинных выходных по случаю Дня Независимости 3 июля или в сентябре-октябре. Конечно, предприниматель из Лиды тоже ощутил на себе влияние кризиса. Но катастрофы не произошло.

    — Если бы я владел небольшой гостиницей, мне было бы гораздо сложнее. Оборот там небольшой, а расходов на содержание — больше из-за штата и налогов, — считает он. — В кризисные времена выгоднее быть квартировладельцем, чем отельером.  

    Еще одна ниша, которую часто занимают наши сограждане — это событийный или концертный туризм. Например, традиционно в Беларуси много желающих посетить театрализованное представление в годовщину Грюнвальдской битвы. То же касается международных рок-фестивалей, которые ежегодно проводятся в Польше, и концертов известных групп. Например, сейчас белорусским и российским туристам турфирмы предлагают посетить в Варшаве концерты AC/DC, Элтона Джона или DeepPurple.

    — Съездить на концерт в Польшу для любителя музыки бывает приятнее, чем посетить его в Москве или Питере. Сервис здесь выше, а билет на концерт — дешевле. Это нивелирует затраты на получение шенгенской визы, — рассказывает наша соотечественница Екатерина, которая профессионально занимается организацией поездок фан-групп.

    Ее бизнес начался с того, что белорусский рок-фестиваль «Басовище» стал проводиться на польской территории — возле местечка Гродек. Поскольку участникам культурных мероприятий легче получить визу, постепенно стала формироваться мода на подобные поездки, прежде всего среди молодежи. Екатерина была в числе первых, кто стал в частном порядке организовывать группы и арендовать автобусы. Сейчас туры на концерты в Польшу у нее заказывают не только белорусы, но и жители Смоленска, Брянска, а иногда — Москвы. При этом все чаще люди совмещают поездку на концерт с осмотром достопримечательностей страны.   

     

    С чего начать?

    — Бизнес-иммиграция в Польшу по времени занимает три-четыре месяца. Я считаю, что это — прекрасный вариант для получения временного, а затем и постоянного вида на жительство в Европе, — говорит консультант по международному праву компании Elma Travel Олег Лемешко. — Одним из преимуществ вида на жительство в Польше, которое отличает ее от многих других стран Европы, является отсутствие требования минимального физического присутствия в стране в течение года. Из европейских стран таких условий не предъявляют только Швейцария, Австрия и Мальта.

    Обычно открытие собственной фирмы здесь занимает не более месяца и обходится в €3000, если фирма будет зарегистрирована в Варшаве, и несколько дороже — в других городах. При этом предприниматели-иностранцы могут организовывать в Польше различные виды акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, открывать филиалы или представительства иностранных организаций. Единственное отличие от Беларуси — по польскому законодательству иностранец не вправе оформить индивидуальное предпринимательство. Что касается налогов, то они в Польше не высокие и не низкие — средние по европейским меркам. Например, налог на прибыль составляет 19%.

     

    Мнение эксперта

     

    Веслав Покладэк, Первый советник Посольства Республики Польша в Беларуси, руководитель Отдела содействия торговле и инвестициям:

    — В 2009 году в условиях глобального финансового кризиса польская экономика оказалась одной из наиболее устойчивых в Евросоюзе. Польша — единственная страна ЕС, имеющая по итогам 2009 года положительную динамику ВВП в размере 1,7%.

    Это стало возможным, прежде всего, благодаря эффективной финансовой системе, жесткому банковскому законодательству и вовремя введенной антикризисной государственной программе, которая была принята уже в декабре 2008 года. В результате в условиях рецессии в польской финансовой системе не было серьезных потрясений, наоборот, наблюдался рост внутреннего спроса и экспортных поставок.

    В течение последних двадцати лет политических и экономических перемен, а конкретно с 1989 года, в польском государстве стараются создавать благоприятные условия для развития частного бизнеса и привлечения иностранных инвестиций. Государство постоянно поддерживает предпринимательство, также финансовую помощь мы получаем из фондов Евросоюза. Малый и средний бизнес динамично развивается, активность населения повышается, а экономика от этого только выигрывает. По итогам 2008 года, без учета сельхозфирм, в Польше было зарегистрировано почти 3,8 миллиона предприятий (на 71 000 больше, чем за 2007 год). Из них 124,5 тысяч государственных и 3,6 млн. — частной формы собственности. Удельный вес малого и среднего бизнеса в формировании ВВП Польши в 2007 году составлял 47,4%, а в 2008 — 48%.

    В Польском государстве всегда считали приток прямых иностранных инвестиций приоритетным, так как инвестиции — это не только деньги, но и новые технологии

    в производстве. Поэтому в польском законодательстве предусмотрено много эффективных инструментов содействия инвестициям, включая стимулирование бизнеса в специальных экономических зонах, в гминах (наименьшая административная единица Польши) и промышленно-технологических парках, возможности локализации инвестиций, низкие расходы ведения бизнеса в стране, а также, что очень важно для предпринимателей, доступ к структурным фондам Евросоюза.

    Благодаря вступлению в Европейский Союз в 2004 году, Польша стала еще более привлекательной страной для иностранных инвестиций. Объем финансовых средств, полученных нашей страной по линии ЕС на конец 2008 года, составил €12,5 млрд., а общая сумма, которая должна поступить до 2013 года, составляет почти €70 млpд. При этом целью европейских финансовых фондов является содействие реструктуризации и модернизации экономик стран-членов Евросоюза с одновременным уменьшением диспропорции между уровнем развития отдельных экономик стран-членов ЕС. Растущий объем финансирования по линии Евросоюза — хороший стимул для роста капиталовложений предприятий, что в свою очередь сказывается наувеличении производственного потенциала страны.

    Сегодня Польша — одна из основных стран-получателей прямых иностранных инвестиций в Центральной и Восточной Европе и лидер по совокупному объему привлеченных средств. В 2000-2004 годы в стране ежегодно привлекали в экономику примерно €7 млpд. прямых инвестиций, а в 2004-2008 годы приток инвестиций увеличился в среднем до €9,5 млpд. в год. Даже в кризисном 2009 году он составил €8,4 млрд. Для облегчения иностранным инвесторам доступа к польскому рынку, создано Польское Агентство информации и иностранных инвестиций в Варшаве. Там бесплатно помогают инвесторам пройти весь процесс, причем первоначальные консультации предоставляются за пределами Польши, в торговых представительствах, функции которых в Посольствах РП осуществляют отделы содействия торговле и инвестициям.

    Политика поддержки предпринимательства в нашей стране заключается в совершенствовании законодательства с целью создания наиболее благоприятных условий для бизнеса, в первую очередь для малого и среднего. В 2008 году, в частности, законодательно были установлены: возможность временного приостановления деятельности предприятия; возможностьрегистрации предприятия через так называемое «одно окно».Ограничен контроль за деятельностью коммерческих фирм,снижен размер обязательного уставного капитала в обществах с ограниченной ответственностью до PLN 5 000. (около €1300) и в акционерных обществах до PLN 100 000 (около €26 000), упрощено законодательство в сфере налога на добавленную стоимость,введена «презумпция честности налогоплательщика» и другие нововведения.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by