DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 11 Июн 2010 0:00

    Пластиковая революция on-line

    Оборот белорусского рынка интернет-эквайринга — расчетов за товары и услуги в Сети посредством банковских пластиковых карточек — пока невелик. По оценкам специалистов «Приорбанка», в 2009 году он составлял в Беларуси около Br1,5 млрд., что в разы меньше, чем в России, не говоря уже об экономически развитых странах. За первый квартал этого года безналичные расчеты составили немногим более 13% от всех операций с банковскими карточками. Тем не менее, эксперты «Дела» прогнозируют «взрывной» рост онлайн-платежей в нашей стране. Уже в 2010 году их оборот должен увеличиться в десятки раз.

     

    В ожидании «прорыва»

    Доля онлайн-расчетов посредством пластиковых карт на мировом розничном рынке уже давно превышает стандартную форму. В США они составляют более 50% всех потребительских платежей. В России оборот Интернет-эквайринга только за один прошлый год вырос с $1,8 млрд. до $5 млрд. При этом в 2009 году почти 80% пользователей Рунета покупали что-либо в Сети. Для сравнения, в США аналогичный показатель составляет 90%, а лидер мирового рейтинга — Южная Корея (99%).

    В Беларуси эквайринг «приживался» медленно. Во-первых, из-за неразвитости соответствующей инфраструктуры (Интернета, банкоматов и технологий мобильной связи), а во-вторых, по причине консервативности населения. Впрочем, в последнее время оба этих фактора сдают позиции. В стране насчитывается уже более 3 млн. интернет-пользователей, что составляет более половины трудоспособного населения. Причем, 52% из них пользуются услугами современного широкополосного доступа. В стране установлено почти 3 тыс. банкоматов и более 21 тыс. платежных торговых терминалов. Проникновение мобильной связи превысило 105%. Меняется и само отношение владельцев пластиковых карт к безналичным расчетам. По оценкам социологов доверие населения к электронным платежам, по сравнению с 2008 годом, возросло почти в четыре раза. Количество граждан, считающих электронные платежи наиболее удобной формой оплаты покупок в интернет-магазинах (38%), уже сопоставимо с числом потребителей, предпочитающих оплату наличными (45%). Еще год назад последних было значительно больше — около 70%.

    Не случайно оборот белорусского интернет-эквайринга за первый квартал 2010 года оказался большим, чем за весь прошлый год. Это обнадеживает банки, а также компании, специализирующимся в области интернет-технологий и «электронных денег».

    — Мы оцениваем потенциал белорусского рынка интернет-эквайринга в €5-7 млн. в текущем году и предполагаем двукратный рост в следующем, — говорит член Правления Приорбанка Сергей Шишов.

     

    Окна роста

    95% оборота интернет-платежей в нашей стране приходится на сферу услуг. Причем более 50% — это обслуживание депозитов, оплата услуг мобильной связи и коммунальные платежи. Что касается товаров, то их покупки в Сети — пока скорее исключение, чем правило. Хотя структура этих покупок интересна: 70% приходится на приобретение программного обеспечения, цветов и билетов на развлекательные и спортивные мероприятия.

    Именно поэтому большие надежды участники рынка возлагают на интернет-магазины и крупные торговые сети, которые пока практически не вовлечены в онлайн-продажи. Сегодня в Беларуси более двух тысяч интернет-магазинов, большая часть которых принадлежит индивидуальным предпринимателям и небольшим компаниям. Основной формой расчетов в них является оплата наличными курьеру, доставляющему товар. В торговых сетях продажи со своих сайтов пока вообще практически не осуществляются. Когда как любое торговое предприятие уже может подключиться к действующей в нашей стране международной системе платежей WebPay. Там даже готовы помочь в создании эффективно «продающего» сайта. В банках (пока самые активные игроки на этом рынке — «Приорбанк» и БПС-Банк) также не против получить новых клиентов и дополнительный доход за счет комиссии, взимаемой за перевод денег. В среднем она сегодня составляет от 1,5 до 2,5%. По словам директора торгового портала Shop.by, объединяющего около 60% белорусских интернет-магазинов, уже подписан договор о подключении портала к системе WebPay. При этом никаких дополнительных затрат от уже действующих торговых точек не потребуется.

    К числу перспективных относятся также IT-сфера, туризм, авиаперевозки, гостиничный сервис, бизнес в сфере развлечений. Не так давно успешно стартовали два сервиса: онлайн-продажа авиабилетов на сайте компании «Белавиа» и распространение билетов лотереи «Суперлото» через Интернет. Доход туристической компании «Мерлинтур» от продажи туров и билетов посредством интернет-платежей за прошлый год составил около $350 тысяч. В этом году планирует создать портал и собственную систему электронной торговли концерн «Беллегпром». В ней предполагается участие всех 94 предприятий концерна. Причем приобретать товары белорусских производителей через Интернет можно будет как оптом, так и в розницу.

     

    Главное — не бояться

    Одним из самых серьезных факторов, сдерживающих рост интернет-торговли, являются укоренившиеся фобии владельцев карт и самих банков в области безопасности. Между тем, Сергей Козловский, директор системы электронных платежей «Скарбник», обслуживающей проект авиакомпании «Белавиа», подчеркивает, что по международной статистике доля «проблемных» онлайн-платежей с использованием пластиковых карт не превышает 0,5%. При вводе данных соединение шифруется специальным ключом, и данные практически невозможно перехватить.

    — Кроме того, мы постоянно производим мониторинг системы и блокируем все подозрительные транзакции, — говорит Сергей Козловский. — Мы знаем, как работают мошенники, и умеем им противостоять. В свою очередь со стороны Visa и MasterCard проводятся серьезные проверки всех объектов электронной коммерции, в которых используются карточки этих систем. Они даже организовывают хакерские «тест-атаки», пытаясь «взломать» защиту сервиса. И только те аппаратно-программные комплексы, которые выдерживают эту проверку, допускаются к работе с картами Visa и MasterCard.

    Впрочем, в большинстве белорусских банков пока не спешат «отпускать» эмитированные ими карты в Интернет. Это также является серьезным сдерживающим фактором для интернет-эквайринга. К тому же, из почти 8 млн. эмитированных в стране карт 95% — работают в рамках «зарплатных» проектов. Как правило, это Visa Electron, Maestro и Белкарт. Некоторые из них изначально не предусмотрены для работы в Сети. Например, в картах Maestro совсем недавно была изменена технология, а до того они предназначались лишь для использования в банкоматах. Впрочем, эксперты «Дела» уверены: бурный рост эквайрингового рынка неизбежно подтолкнет банки к либерализации форм расчетов своими картами. Иначе они лишатся важного конкурентного преимущества и клиентов. Поскольку нет никаких сомнений, что торговля и сфера услуг в Беларуси будет все активнее переходить на безналичные рельсы, как это произошло несколько лет назад в России.

     

    Мнение эксперта

    Валерий Бойко, заместитель директора департамента электронных каналов сопровождения и продаж ОАО «Приорбанк»

    Как показывает мировая практика, оборот рынка интернет-эквайринга ежегодно увеличивается на 30-40%. И для клиента, и для магазина этот сервис очень удобен. Клиенту не нужно выходить из дома или офиса, он в любое время может сделать покупку, оплатив товар в режиме on-line (сервис функционирует в режиме 7 дней в неделю, 24 часа в сутки). Кроме того, клиент использует уже привычное для него средство платежа. Удобство для магазина в том, что уже во время оформления заказа он получает гарантию оплаты. При этом обе стороны могут быть спокойны за безопасность операций. Продавцу при доставке заказа больше не нужно принимать оплату от клиента наличными, поэтому покупатель не сможет его обмануть, вручив фальшивые деньги, и не откажется заплатить. Безопасность для клиента обеспечивается технологией безопасности платежных систем Master Card и Visa. Оплачивая заказ, он оставляет свои данные не на сайте интернет-магазина, а на сайте Приорбанка, по защищенному каналу. Магазин не «видит» данные карточки клиента. Таким образом, интернет-эквайринг — это абсолютно безопасно.

     

    Мнение эксперта

    Борис Власов, директор СООО «Мерлинтур»

    Дистанционная торговля — важный источник пополнения нашей клиентской базы. У наших российских коллег доля платежей по банковским картам приближается к 100%, а у белорусских туристических фирм она не превышает 50%. Недоверие между продавцом и клиентом по-прежнему ощущается. Мы боимся друг-друга. Продавец потому, что клиент опротестует транзакцию, а клиент опасается, что оплатив товар не получит его, или получит, но ненадлежащего качества. Тем не менее, за 2009 год оборот нашей компании по кредитным картам составил $700 тысяч, причем половина этой суммы — дистанционные платежи. И, кстати, за все время нашей работы в системе WebPayни одна транзакция не была опротестована клиентами.

     

    Оборот интернет-эквайринга в 2009 году

    США             $3,3 трлн.

    Россия                   $5 млрд.

    Беларусь      $508 тысяч

     

    Основные способы оплаты покупок в Интернете в России в 2009 году

     Способ оплаты

    В целом по миру

    Россия

    Кредитная карта

    57%

    21%

    Дебетовая карта

    24%

    20%

    Карта предоплаты

    4%

    2%

    Денежный перевод

    5%

    12%

    PayPal

    24%

    15%

    Банковский перевод

    18%

    13%

    Почтовый перевод

    2%

    13%

    Наличными при доставке курьером

    16%

    56%

    Наличными при самостоятельном получении товара

    2%

    12%

    Оплата через кассу магазина

    3%

    5%

    С мобильного телефона (через счет мобильного телефона)

    1%

    10%

    Другое

    4%

    7%

    Источник: Nielsen Россия

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by