DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 17 Май 2010 0:00

    Бизнес на перекрестке. Европейском

    Из европейских стран Польша наиболее близка белорусам по менталитету и традициям, что позволяет легко создавать и развивать здесь свой бизнес.

     

    Обилию товаров с польскими надписями в белорусских магазинах мы обязаны активности не только польских производителей, но и наших соотечественников, которые много лет ведут дела в Польше и уже обзавелись собственными «овощными заводиками». Помимо перевозок, пищевой промышленности и розничной торговли, белорусы в Польше заняты в сфере строительства, недвижимости и практически всех видов услуг -- от клининга до телекоммуникаций и информационных технологий. Эта страна настолько близка белорусам по менталитету и традициям, что по большому счету не воспринимается у нас как «заграница».

     

    Главное богатство –

    бизнес-климат

    Специфический «диаспорный» бизнес для Польши практически не характерен. Во-первых, потому, что это славянская страна, жизнь в которой мало отличается от жизни на родине. Поэтому приезжие белорусы и русские здесь не так замкнуты в своих национальных сообществах и не ощущают потребности в русскоговорящих врачах, нянях и магазинах с пельменями. Во-вторых, бизнес диаспоры в южных странах часто направлен на обслуживание русскоязычных туристов на берегу моря. В Польше море холодное, а после введения шенгенских виз белорусские и российские туристы больше не составляют здесь большинство. Зато сейчас Польшу активно посещают австрийцы и немцы, обслуживанием которых занимаются местные и международные туристические конторы. И третья, самая главная причина: Польша -- страна, в первую очередь, «деловая». Это одно из самых крупных государств Европы с населением почти в 40 миллионов человек. При этом здесь нет каких-либо особенных природных богатств и целебного климата. Поэтому предприимчивые поляки спешат совершенствовать климат деловой и извлекать выгоду из всего, что есть…  

    А есть – развитое сельское хозяйство и легкая промышленность, а также работящее население с высоким уровнем образования и «наследственной» тягой к предпринимательству. Поскольку Польша расположена на пересечении транзитных путей из России в Западную Европу и от Балтики – на юг, к Дунаю и теплым морям, то само собой получилось так, что Польша стала крупным логистическим центром. Правда, пока развитию перевозок мешают проблемы с дорогами. Но в последние десятилетия узкие и извилистые тракты времен Речи Посполитой активно перестраиваются в современные автобаны.

    Власти Польши, как центральные, так и местные, стараются поощрять предпринимательство и продвижение произведенной в Польше продукции на внешние рынки. Например, город Познань известен своими торговыми выставками: строительной, мебельной, текстильной, парфюмерной... Поддержка таким мероприятиям оказывается на государственном уровне. Так, в период проведения строительной выставки польские торговые палаты постоянно организовывают выезды групп белорусских, украинских и российских представителей малого бизнеса, помогают с оформлением документов для получения виз, с транспортом и даже расселением. Сейчас услуги по организации поездок на выставки здесь стали предоставлять бизнесменам и некоторые белорусские туристические фирмы, которые опираются на связи с соотечественниками, живущими в Польше. То, что «выставочные туры» востребованы и активно предлагаются турфирмами, говорит об эффективности польских бизнес-мероприятий. Хотя, конечно, в кризисные времена выставочная деятельность несколько сбавила активность.

    Польша – страна очень колоритная, если присмотреться к ее жизни изнутри. Например, поляки очень любят, чтобы в доме «было все красиво». Именно поэтому в Польше неплохо устраиваются талантливые ювелиры или мастера прикладных искусств. В Варшаве, Кракове, Познани, Гданьске и других городах всегда найдется работа по ремонту и реставрации старых вещей и мебели (любители старины хранят вещи дедов и прадедов и передают шляхетские сокровища по наследству).

    Что касается более «приземленного» бизнеса, то наши соотечественники часто открывают здесь бизнес в сфере сервиса – от компьютерных услуг до проката велосипедов в курортных местах, например, в Закопане или на Мазурских озерах. Для успеха в бизнесе здесь достаточно бывает открыть «склеп» (продуктовый магазин), расположенный на бойком месте.

    Но нужно понимать, что по европейским меркам Польша – страна небогатая. Легких денег здесь не бывает – все добывается потом и кровью. Следовательно, деловая этика здесь тоже соответствующая. «Не расслабляться!» -- советуют новоприбывшим польские «старожилы». Здесь никто не делает скидок на неопытность, незнание ситуации и непунктуальность. Поэтому чем строже новичок будет относиться к себе – тем больше у него шансов на успех. Вдобавок, как и в любой другой славянской стране, здесь очень важно социализироваться -- найти свой круг общения среди местных жителей. Например, если было решно открыть «склеп» -- надо, чтобы местные жители не принимали хозяина за чужака. Только тогда они пойдут сюда за молоком и сметаной. Сделать это, конечно, проще в крупном городе, чем в маленьком местечке.

     

    Есть шанс

    и для туризма

    Туризм в Польше – это, в первую очередь, горнолыжный центр Закопане, который летом превращается в экологический курорт с пешеходными маршрутами и велосипедными дорожками, старые города с многовековой историей, самым раскрученным из которых считается Краков, а еще – Мазурские озера неподалеку от границ Беларуси, Литвы и Калининградской области. Именно в Закопане и древней столице польских королей Кракове чаще всего инвестируют в недвижимость наши соотечественники. Причем, речь идет не только о небольших гостиницах и ресторанах, но и о частных квартирах.

    Простой пример – студия в частном доме в самом сердце Кракова. Двухкомнатная квартира, обставленная в духе 30-х годов ХХ века (естественно, все – «новодел», стилизованный под эпоху), из окон которой открывается вид на черепичные крыши соседних домов, дымящиеся трубы каминов, пики костелов, не пустует почти никогда. Если иметь несколько таких квартир и успешно сдавать их в аренду – жить можно, считает Иван, который в свое время приехал в Краков на учебу из Лиды:

    -- Обычная цена аренды такой квартиры – €80-120 в сутки. Поскольку в квартире есть несколько раскладных мест для ночлега, то жилье универсально – его снимают и туристы-одиночки, и пары, и компании из четыре-пять человек.

    В этом бизнесе важно иметь налаженный «сбыт» через несколько источников -- знакомых в турфирмах, сайты любителей путешествий и, конечно, блоги и виртуальные сообщества. Очень важно быть «гибким», знать своего клиента, и чувствовать, когда надо понизить цену из-за сезонного оттока туристов и, наоборот, когда можно повышать. Например, много россиян приезжает сразу после Нового года или на майские праздники – значит, можно ставить высокую цену. Белорусы, наоборот, прибудут в середине лета – во время длинных выходных по случаю Дня Независимости 3 июля или в сентябре-октябре. Конечно, предприниматель из Лиды тоже ощутил на себе влияние кризиса. Но катастрофы не произошло.

    -- Если бы я владел небольшой гостиницей, мне было бы гораздо сложнее. Оборот там небольшой, а расходов на содержание – больше из-за штата и налогов, – считает он. – В кризисные времена выгоднее быть квартировладельцем, чем отельером.  

    Еще одна ниша, которую часто занимают наши сограждане – это событийный или концертный туризм. Например, традиционно в Беларуси много желающих посетить театрализованное представление в годовщину Грюнвальдской битвы. То же касается международных рок-фестивалей, которые ежегодно проводятся в Польше, и концертов известных групп. Например, сейчас белорусским и российским туристам турфирмы предлагают посетить в Варшаве концерты AC/DC, Элтона Джона или DeepPurple.

    -- Съездить на концерт в Польшу для любителя музыки бывает приятнее, чем посетить его в Москве или Питере. Сервис здесь выше, а билет на концерт -- дешевле. Это нивелирует затраты на получение шенгенской визы, – рассказывает наша соотечественница Екатерина, которая профессионально занимается организацией поездок фан-групп.

    Ее бизнес начался с того, что белорусский рок-фестиваль «Басовище» стал проводиться на польской территории – возле местечка Гродек. Поскольку участникам культурных мероприятий легче получить визу, постепенно стала формироваться мода на подобные поездки, прежде всего среди молодежи. Екатерина была в числе первых, кто стал в частном порядке организовывать группы и арендовать автобусы. Сейчас туры на концерты в Польшу у нее заказывают не только белорусы, но и жители Смоленска, Брянска, а иногда – Москвы. При этом все чаще люди совмещают поездку на концерт с осмотром достопримечательностей страны.   

     

    С чего начать?

    -- Бизнес-иммиграция в Польшу по времени занимает три-четыре месяца. Я считаю, что это -- прекрасный вариант для получения временного, а затем и постоянного вида на жительство в Европе, – говорит консультант по международному праву компании Elma Travel Олег Лемешко. -- Одним из преимуществ вида на жительство в Польше, которое отличает ее от многих других стран Европы, является отсутствие требования минимального физического присутствия в стране в течение года. Из европейских стран таких условий не предъявляют только Швейцария, Австрия и Мальта.

    Обычно открытие собственной фирмы здесь занимает не более месяца и обходится в €3000, если фирма будет зарегистрирована в Варшаве, и несколько дороже -- в других городах. При этом предприниматели-иностранцы могут организовывать в Польше различные виды акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, открывать филиалы или представительства иностранных организаций. Единственное отличие от Беларуси – по польскому законодательству иностранец не вправе оформить индивидуальное предпринимательство. Что касается налогов, то они в Польше не высокие и не низкие – средние по европейским меркам. Например, налог на прибыль составляет 19%.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by