Марина Калиновская, юридическая фирма «ЮрЗнак», специально для журнала «Дело»,

    Комментарии 17 Май 2010 0:00

    Экспортируем… товарный знак

    Продвижение бренда на зарубежные рынки связано со значительными затратами. В том числе, и на его защиту.

     

    Международная защита товарных знаков. Это особенно важно именно сейчас, поскольку в белорусских компаниях все активнее осваивают внешние рынки и нередко сталкиваются с недобросовестными конкурентами из числа местных компаний, копирующих наиболее удачные бренды и выпускаемую продукцию.

    Проблема в том, что защита товарного знака, не абсолютна, поскольку ограничена лишь определенными классами товаров или услуг, периодом времени, в течение которого действительна регистрация, а также территорией определенного государства. Таким образом, регистрация товарного знака на территории Республики Беларусь обеспечивает исключительные права его владельца только на территории нашего государства и не гарантирует защиту товарного знака от посягательств со стороны конкурентов, например, на территории соседних государств. Исключение составляют лишь немногочисленные товарные знаки, которые признаны общеизвестными и могут пользоваться некоторой защитой вне территории их регистрации.

    В связи с этим отечественным экспортерам товаров и услугстоит заблаговременно позаботиться об охране своего товарного знака не только в Беларуси, но и на территории тех стран, в которых производится или планируется реализация их товаров или услуг. Иначе конфликты с владельцами схожих товарных знаков, зарегистрированных в этих странах в отношении подобных товаров или услуг, могут стать серьезным препятствием для экспорта. Кроме того, при продвижении бренда на зарубежные рынки, регистрация товарного знака обеспечивает хотя бы минимальную защиту вложений, а также создает условия для возможной последующей уступки прав на товарный знак или передачи прав на него по лицензионному договору.

     

    Мадридская система

    Основным инструментом международной регистрации товарных знаков является так называемая «Мадридская система», которая действует на основании Мадридского соглашения о международной регистрации знаков (заключено 14.04.1891) и Протокола к нему (подписан 28.06.1989).

    Мадридская система регистрации товарных знаков не предусматривает регистрацию некого единого международного товарного знака, но вводит упрощенные процедурные правила для регистрации национальных товарных знаков на территориях государств-участников соглашения путем подачи заявки в национальное ведомство по товарным знакам.

    Посредством Мадридской системы возможна регистрация товарного знака на территории 83 государств – участников соглашения, а также на территории Европейского Союза в целом, который является участником Протокола к этому соглашению. Регистрация товарного знака производится сроком на двадцать лет с возможностью последующего продления.

    При этом необходимо обратить внимание на один важный аспект, который стоит учесть при определении перечня стран для международной регистрации конкретного товарного знака. По результатам рассмотрения заявки Международное бюро ВОИС регистрирует обозначение в международном реестре, уведомляет о международной регистрации знака соответствующие национальные ведомства и направляет его владельцу свидетельство о международной регистрации. Датой международной регистрации товарного знака по общему правилу является дата подачи соответствующей заявки. Однако даже после этого национальное ведомство страны, в которой произведена международная регистрация, может заявить об отказе в регистрации товарного знака на территории данного государства полностью или частично. Это возможно по основаниям в соответствии с Парижской конвенцией об охране промышленной собственности, например, в случае подачи заявки на регистрацию аналогичного или схожего до степени смешения знака с уже зарегистрированным.

    Причем, такое заявление может быть сделано в течение года, начиная с даты международной регистрации, а Протокол к Мадридскому соглашению предусматривает возможность для государств-участников продлить срок отказа до 18 месяцев. Таким образом, получение свидетельства о международной регистрации товарного знака не исключает вероятности отказа в течение 12 или 18 месяцев с момента его регистрации. Этот период неопределенности стоит иметь в виду, особенно при заключении договоров, связанных с передачей (или приобретением) прав на товарный знак.

    Поэтому, как и при национальной регистрации товарного знака, подготовительная работа по проверке уже зарегистрированных и потенциально конфликтных обозначений может помочь избежать затрат в будущем. Значительный размер пошлины при международной регистрации делает такую подготовку более чем целесообразной, хотя проверка по базам данных товарных знаков иных государств тоже может потребовать немалых средств. Если есть желание, чтобы эту работу выполнили профессионалы, можно заказать проведение патентного поиска. В крайнем случае, рекомендуем произвести самостоятельный поиск хотя бы через интернет-ресурсы национальных патентных ведомств государств, в которых планируется зарегистрировать свой товарный знак. Это поможет исключить из первоначального списка те государства, в которых уже зарегистрированы схожие товарные знаки, и сэкономит время и деньги.

     

     

    Белорусское предприятие, которое желает зарегистрировать товарный знак в Польше или Украине, может подать заявку в Национальный центр интеллектуальной собственности Республики Беларусь для передачи ее в Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Оно осуществит процедуру международной регистрации в рамках Мадридской системы (более подробная информация доступна на сайте http://www.wipo.int/madrid) и уведомит о ней соответствующие национальные ведомства по товарным знакам Украины и Польши

     

     

    Регистрация товарного знака по «Мадридской системе»

    Технически эта процедура не очень сложна: заявка на международную регистрацию товарного знака может быть заполнена на английском, французском или испанском языке. Пошлина за регистрацию уплачивается в швейцарских франках на счет Международного бюро ВОИС единым платежом. Размер основной пошлины составляет 653 швейцарских франка для черно-белого товарного знака или 903 -- для обозначения с цветными элементами. К основной пошлине прибавляется 100 швейцарских франков за каждую страну, в которой испрашивается регистрация, и столько же -- за каждый класс товаров и услуг свыше трех. Кстати, размер пошлины можно самостоятельно рассчитать с помощью калькулятора на сайте Международного бюро ВОИС (http://www.wipo.int/madrid/en/fees/calculator.jsp).Более подробную информацию можно получить на сайте Национального центра интеллектуальной собственности www.belgospatent.org.by.

     

    Особенности Евросоюза

    При определенных условиях, выгодной альтернативой международной регистрации товарных знаков по Мадридской системе может стать регистрация товарного знака Европейского сообщества (CommunityTradeMark), который существует наряду с национальными товарными знаками и позволяет защитить обозначение товаров или услуг на территории всех 27 государств-участников ЕС. В отличие от Мадридской системы, законодательство Европейского Союза с 1996 года предусматривает создание уникального международного товарного знака, действующего на территории всех государств-членов ЕС. Регистрация товарного знака Европейского сообщества регулируется регламентом ЕС №207/2009 от 26.02.2009 и осуществляется Офисом по гармонизации внутреннего рынка ЕС в Аликанте (Испания).

    Преимуществ такого пути перед международной регистрацией в рамках Мадридской системы несколько: во-первых, возможность сокращения затрат. Например, при регистрации цветного товарного знака во многих странах ЕС. Фиксированный размер пошлины €1050 в таком случае может быть более выгоден, чем пошлина за международную регистрацию по Мадридской системе, которая увеличивается в зависимости от количества стран, в которых испрашивается регистрация, а значит – может в итоге оказаться большей. Однако стоит учитывать, что регистрация товарного знака ЕС, в отличие от международной регистрации в рамках Мадридской системы, производится не на двадцать, а только на десять лет. Второе преимущество -- упрощенная процедура регистрации, которая позволяет подать заявку на регистрацию товарного знака через Интернет и сократить пошлину до €900. Кроме того, действие товарного знака ЕС автоматически распространится на территории новых членов ЕС (на сегодняшний день кандидатами на вступление в Евросоюз являются Македония, Хорватия и Турция).

    Обширная территория действия товарного знака ЕС является, с одной стороны, его безусловным преимуществом, но с другой -- обуславливает высокий риск отказа, либо оспаривания регистрации. Например, существование зарегистрированного схожего национального товарного знака в отношении однородных товаров или услуг только лишь в одном из государств ЕС может повлечь аннулирование регистрации товарного знака на всей территории ЕС. В связи с этим подача заявки всегда связана с риском аннулирования регистрации по требованию владельца схожего товарного знака ЕС или национального товарного знака, уже зарегистрированного в одной из 27 стран ЕС. Предварительная проверка по базе данных товарных знаков Европейского офиса по гармонизации внутреннего рынка ЕС http://oami.europa.eu/CTMOnline/RequestManagerпоможет снизить такой риск, но очевидно, что поиск по базам данных национальных товарных знаков всех стран ЕС очень затратен, и полностью исключить риск оспаривания регистрации фактически невозможно.

    Кроме того, важно учитывать, что обязательным условием поддержания товарного знака ЕС в силе является его использование на территории хотя бы одного государства ЕС. В случае неиспользования товарного знака на протяжении пяти лет с момента регистрации, в отношении всех или некоторых классов товаров или услуг его регистрация также может быть аннулирована.

     

    Регистрация товарного знака Европейского сообщества выгоднее, чем по «Мадридской системе», знак будет действителен во всех странах ЕС, однако в данном случае высок риск получения отказа

     

    Затраты или риск?

    Помимо вышеуказанных способов регистрации товарных знаков на территории иных государств, не стоит забывать и о возможности прямого обращения в иностранные патентные органы. Однако подготовка пакета документов и часто обязательное для компаний, зарегистрированных в иных государствах, обращение к услугам иностранных патентных поверенных могут привести к довольно высоким затратам. Поэтому такой способ регистрации целесообразен лишь в редких случаях.

    Кроме того, прежде чем согласиться на высокие расходы, стоит задуматься о том, что  международная защита товарного знака требует немалых затрат и не является целесообразной для всех компаний, действующих на зарубежных рынках, и всех товарных групп. В каждом конкретном случае руководителям компаний стоит адекватно оценить эти затраты и риски, связанные с использованием товарного знака за рубежом, и сделать вывод о целесообразности и объеме его международной регистрации.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by