DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 17 Май 2010 0:00

    Право на жизнь

    Меры по стимулированию приобретения новых машин со стороны государства могут значительно оживить рынок коммерческого автотранспорта и пассажирских перевозок.

     

    На рынке коммерческих автомобилей ожидается сложный год. Так, продажи пассажирских моделей будут зависеть от того, запретят или нет в Беларуси эксплуатацию транспортных средств без заводской сертификации. Немаловажную роль может сыграть и предполагаемое уравнивание таможенных пошлин с 1 июля для физических и юридических лиц, в чем, кстати, сегодня все больше сомнений. Впрочем, несмотря на все негативные факторы, повлиявшие в последние годы на рынок новых коммерческих автомобилей, эксперты утверждают, что покупать их по-прежнему выгодно. Особенно, если как следует просчитать будущие затраты по эксплуатации и техническому обслуживанию, правильно выбрать финансирование и рассмотреть возможность заключения индивидуальных партнерских соглашений с дилерами.

     

    Курс на безопасность

    Позиция государственных органов по этому вопросу уже сформировалась. Ее озвучили представители ГУ «Столичный транспорт и связь» – переход на более высокий уровень оказания услуг, что подразумевает и безопасность пассажирских перевозок, должен быть поэтапным. В первую очередь необходимо ужесточить требования прохождения техосмотра, что исключит из использования неприспособленные для перевозок транспортные средства, а также автомобили старше десяти лет. Затем следует установить четкие рамки для определения «маршрутное такси», под которое не попадут микроавтобусы с высотой салона ниже 170 см и количеством мест менее 15. Последняя мера позволит разгрузить улицы с недостаточной пропускной способностью.

    – Автомобильный парк коммерческой техники в Беларуси за последние годы очень износился, что сказывается на качестве обслуживания пассажиров и их безопасности,– говорит Андрей Гаврилов, заместитель директора по сбыту и развитию Генерального импортера Fordв РБ. –В Европе этот вид транспорта находится совсем на другом уровне. И связано это в первую очередь с менталитетом европейцев, которые безопасность ставят превыше всего. Там человек не сядет в маршрутное такси, если по каким-либо признакам оно покажется ему опасным. Он может подать жалобу в соответствующие органы, которые вправе предпринимать решительные действия по отношению к владельцу такого транспортного средства. Вторая проблема в том, что в Беларуси не предусмотрены государственные льготы для закупки новых автомобилей, а соответственно нет стимула для развития пассажирских перевозок. А ведь частные перевозчики должны прогрессировать и как следствие – конкурировать между собой, чтобы повышать качество обслуживания.

    Не все мировые производители выпускают автомобили категории M2 (с девятью и более пассажирскими местами, не включая водителя). Итог мы сегодня наблюдаем на белорусских дорогах: 30-40% маршруток являются, по сути, переоборудованными грузовыми фургонами. Важным шагом в решении данной проблемы может стать готовящийся законодательный акт о запрещении эксплуатации маршрутных такси без заводской сертификации.

    – Если перевозчики хотят в дальнейшем работать на этом рынке, то должны привлекать клиентов надежным и безопасным сервисом, и это должно жестко контролироваться государством,– добавляет Андрей Гаврилов. – Но, учитывая финансовое положение перевозчиков и нынешние нелегкие времена, государство должно пойти им навстречу, введя льготное налогообложение и льготы на покупку новой и качественной техники. Это поможет в кратчайшие сроки создать конкурентную среду и принять государственную программу защиты пассажиров.

     

    «Антирейтинг»

    В марте Беларусь едва не попала на вершину очередного «антирейтинга». На этот раз наша страна оказалась на втором месте среди стран Европейской зоны с самым небезопасным автопарком коммерческой техники используемой в пассажирских перевозках. Опрос и подсчет баллов проводился европейским офисом Ford. «Возглавила» список Российская Федерация, а за Беларусью в нем расположились соседи по бывшему Союзу – Украина, Молдова и Узбекистан. Поэтому совсем неслучайно, что после визита в Беларусь регионального управляющего Европейского офиса FordЗолтана Паппа, который в ряде интервью отметил обеспокоенность фактом использования белорусскими перевозчиками старого автопарка, Генеральный импортер Ford в РБ, автоцентр «Атлант-М Боровая» и НВЦ «БелЭкспо» организовали в рамках международной специализированной выставки АВТОТЕХЭКСПО конференцию «Коммерческий автотранспорт 2010».

    Ключевые темы форума производителей коммерческих автомобилей были посвящены вопросам приобретения и эксплуатации юридическими лицами транспортных средств на территории Республики Беларусь. А также – формированию качественного автопарка страны с акцентом на безопасность. Несмотря на то, что законодательная база по стимулированию обновления автопарка в Беларуси пока не сформирована, эксперты сходятся в том, что стратегия в этом направлении должна быть создана, пусть и на перспективу.

    Анализируя рынок коммерческих автомобилей за последние годы можно заметить, что в этом сегменте существует значительный отложенный спрос, связанный, прежде всего, с экономическим кризисом и вступлением Беларуси в Таможенный союз.

     

    Продажи коммерческого автотранспорта в Беларуси в 2005-2009 гг. с учетом российских марок.

    Год

    2005

    2006

    2007

    2008

    2009

    К-во, шт.

    556

    1410

    6260

    5472

    3250

    Динамика, %

    +16,8

    +153,6

    +344,0

    -12,6

    - 40,6

    Источник: Белорусская автомобильная ассоциация (БАА)

     

    И все-таки

    это выгодно!?

    Если запрету все-таки быть, то в скором времени можно ожидать повышенного спроса на новые автомобили. И предпочтения отечественных перевозчиков мало отличаются от выбора их коллег из стран Европы.

    По итогам 2009 года в сегменте коммерческого автотранспорта традиционно лидирует Volkswagen. Из иностранных марок пользуются спросом французские Peugeot и Renault. В 2010 году к ним наверняка подтянется и Ford, от которого, с учетом активного стимулирования продаж, вполне можно ожидать подъем на одну-две позиции к концу года. Скорее всего, доля ГАЗ будет составлять стабильные 20-25% процентов от рынка благодаря единому таможенному пространству с Россией.

    Единственный открытый на сегодня вопрос, который может повлиять на ценообразование: сохранится ли льгота по НДС на импортную технику после 1 июля? Если да, то ценовой фактор в конкурентной борьбе будет незначительным. Если все же льготу отменят, то цены на коммерческие иномарки поднимутся примерно на 20%. И тогда даже скидки заводов-изготовителей не смогут компенсировать удорожание техники.

     

    ТОП 10 марок новых коммерческих автомобилей (продажи в Беларуси, 2009 г.)

     

     

    марка

    к-во, шт.

    доля рынка, %

    1

    Volkswagen

    1069

    33,33

    2

    ГАЗ

    653

    20,36

    3

    Peugeot

    310

    9,67

    4

    УАЗ

    243

    7,58

    5

    Renault

    227

    7,08

    6

    Ford

    178

    5,55

    7

    Citroёn

    161

    5,02

    8

    Fiat

    143

    4,46

    9

    Mercedes-Benz

    90

    2,81

    10

    ИжАвто

    55

    1,71

     

    Трудный выбор

    Важнейшим критерием при покупке любого нового автомобиля являются не только цена и надежность, но и подход к выбору поставщика в лице дилера, точнее – дополнительные услуги, предоставляемые им. Поэтому продавцы советуют клиентам внимательнее относиться к процессу покупки и последующего технического обслуживания коммерческого автотранспорта.

    Сегодня в автоцентрах заинтересованы не только в продаже машин, но и в их последующем обслуживании – это приносит солидный дополнительный доход. Клиенту предлагаются постоянное время обслуживания на фирменном СТО и персональный мастер-приемщик, который будет вести конкретную машину, возможность обслуживания автомобиля в ночную смену, чтобы исключить простои и прочие моменты. Чтобы ускорить покупку нового авто, некоторые дилеры готовы даже рассмотреть вопрос о зачете старого автомобиля в стоимость нового, хотя для них это и сопряжено с определенными трудностями в силу особенностей белорусского законодательства. А предоставление автомобиля на длительный тест-драйв позволяет оценить свой выбор по всем критериям. В отдельных автоцентрах, например, в том же «Атлант-М Боровая», периодически проводят стимулирующие акции. Для постоянных клиентов часто действуют особые условия на закупку техники, поскольку договориться с производителем, если есть перспектива оптовых заказов техники, всегда легче. Значит, если у компании есть план развития на два-три года, включающий закупку определенного количества машин, то можно рассчитывать на заводские скидки.

    Следующий вопрос, после определения марки и поставщика, – финансовый. На сегодняшний день при покупке автомобиля юридические лица могут воспользоваться тремя распространенными формами финансирования: собственными средствами, кредитными ресурсами, и лизингом. Не каждое предприятие может отвлечь собственные средства из оборота на покупку техники. А если и может, то «замораживает» их надолго. Не все готовы прибегнуть и к кредитованию из-за сложной процедуры оценки платежеспособности. Что касается лизинга, то здесь требуемый пакет документов несколько упрощен, есть индивидуальный подход к клиенту и ниже вероятность отказа. Но, к сожалению, на рынке лизинга до сих пор наблюдается дефицит ресурсов, да и сами покупатели зачастую не готовы к использованию такого инструмента. Особенно остро эта проблема касается среднего и малого бизнеса, когда совсем молодые фирмы должны показать движение по банковскому счету. Компании, работающие от года до трех лет, фактически оказываются без поддержки со стороны банков и лизинговых компаний, поскольку еще «не наработали» на приличную кредитную историю. Отчасти так оно и есть. Ведь без квалифицированных экономиста и финансового директора в штате молодых компаний, часто сложно оценить реальное состояние своего предприятия и разобраться, как долговое бремя отразится на его работе.

    – Сотрудники, отвечающие за выбор транспорта в компаниях, не всегда владеют ситуацией и не могут правильно подобрать форму финансирования, так как не понимают выгоду того или иного способа,– считает Никита Чеботарь, заместитель директора ООО «АктивЛизинг». – Можно выделить следующие наиболее распространенные ошибки. Например, при выборе кредит/лизинг, чаще всего, сравнивают лишь процентную ставку. Не секрет, что по лизингу она, как правило, несколько выше, чем по кредиту. Но при этом упускается из вида, что при кредитовании применяется стандартная норма амортизации, и каждый год на затраты ложится только часть от нормативного срока службы автомобиля. А в лизинге вся стоимость идет на затраты, что уменьшает налогооблагаемую базу и налог на прибыль. Вторая ошибка – это предпочтение использования собственных средств. Но не всегда целесообразно приобретать тот или иной товар за собственные средства. Ведь они достаются из оборота.

    Справедливости ради стоит отметить, что кризис сыграл злую шутку не только с автодилерами, но и с лизинговыми компаниями. Повышение пошлин на новые автомобили также коснулось лизингодателей. С января 2010 года количество договоров поставки, заключенных лизинговыми компаниями с автодилерами резко уменьшилось. В начале 2010 года, по сравнению с 2009-м, доля автотранспорта, приобретаемого в лизинг, сократилась вдвое. Многие компании, которые еще до нового года планировали приобретение нового транспорта в лизинг, остановились на автомобилях с пробегом.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by