Марина Калиновская, юридическая фирма «ЮрЗнак», специально для журнала «Дело»,

    Комментарии 10 Апр 2010 15:52

    Создали брэнд? Будьте готовы его защищать

    Внимательное оформление прав на объекты интеллектуальной собственности позволит избежать судебной волокиты и серьезных финансовых потерь.

     

    Объекты интеллектуальной собственности имеются на каждом без исключения предприятии, но зачастую их владельцы не особенно заботятся об охране своих «нематериальных богатств». Будь то товарный знак, доменное имя или коммерческая тайна.

    Конечно, споры о правах на объекты интеллектуальной собственности по сравнению с другими разногласиями возникают нечасто, но проигрыш таких споров может стоить намного дороже, чем улаживание недоразумений с должником или кредитором. Интеллектуальные ценности в силу их нематериального характера гораздо проще скопировать или присвоить, а их принадлежность конкретному владельцу весьма затруднительно доказать. Поэтому еще до возникновения конфликта важно уделить внимание правильному оформлению прав и взаимоотношений с работниками, партнерами и конкурентами.

    О товарных знаках и защите коммерческой тайны на предприятии написано немало статей, и большинство руководителей уже осведомлены о необходимости регистрации товарного знака и утверждения положения о коммерческой тайне на предприятии. Поэтому поговорим о некоторых менее очевидных, но не менее сложных вопросах: о способах защиты фирменного наименования от схожих товарных знаков, перспективах разрешения конфликтов между доменным именем и товарным знаком, а также о надлежащем оформлении служебных объектов авторского права, от чего зависит переход имущественных прав на произведение к нанимателю.

     

    Фирменное наименование

    и товарный знак

    Фирменное наименование юридического лица защищается статьями 1013-1015 Гражданского кодекса (ГК) уже с момента регистрации юридического лица и само по себе практически не вызывает конфликтов на практике. Зато вопрос о соотношении прав на фирменное наименование и на товарный знак вызывает, порой, серьезные споры. Это происходит, когда компания сталкивается с необходимостью защиты прав на фирменное наименование от схожих товарных знаков, зарегистрированных иными лицами.

    Гражданский кодекс устанавливает право юридического лица использовать фирменное наименование в своем товарном знаке, что также является частью исключительного права на фирменное наименование согласно ст. 1013 ГК. Вместе с тем прямой законодательный запрет на использование в товарном знаке фирменного наименования иного лица отсутствует. Закон «О товарных знаках и знаках обслуживания» предоставляет определенную защиту от регистрации схожих обозначений в отношении фирменных наименований иных лиц. Он устанавливает, что не регистрируются в качестве товарных знаков «обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в Республике Беларусь фирменным наименованием... право на которое в Республике Беларусь возникло у другого лица ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака». Казалось бы, этого достаточно, чтобы предупредить регистрацию схожих товарных знаков конкурентами. Но это не совсем так.

    В отличие от большинства других оснований для отказа в регистрации товарного знака, наличие схожего фирменного наименования не проверяется патентным органом. А значит, этот факт не может повлечь отказ в регистрации товарного знака, и обладателю более раннего схожего фирменного наименования остается только дорогостоящий и длительный путь обжалования решения о регистрации. Стоит отметить, что и такая защита стала доступна для всех юридических лиц только с внесением последних изменений в Закон «О товарных знаках и знаках обслуживания» от 15.07.2009, ранее возражения против схожих товарных знаков могли заявить только обладатели фирменных наименований, признанных патентным органом известными.

    Теперь самый интересный вопрос: что делать? На наш взгляд, принимать меры нужно в том случае, если в развитие и популяризацию фирменного наименования компании как брэнда вкладываются значительные средства. В таком случае во избежание нежеланной регистрации схожего с фирменным наименованием товарного знака иными лицами целесообразно подать заявку на регистрацию товарного знака, идентичного фирменному наименованию. Такое простое и не самое дешевое решение может быть признано разумным при определенном соотношении затрат и рисков.

     

    Доменное имя

    Что такое доменное имя и как его регистрируют — известно практически каждому руководителю. Вместе с тем Правила регистрации доменных имен достаточно подробно определяют только порядок регистрации, а природа доменного имени как правового института и объем прав на него законодательно не урегулированы. Между тем, пробелы в законодательстве, как известно – благодатная почва для конфликтов.

    В отношении доменного имени наиболее часто встречаются два конфликтных сценария. Первый: зарегистрированный вами домен вызывает претензии владельца схожего товарного знака. Второй: ваше обозначение, зарегистрированное как домен, «заимствуют» конкуренты для регистрации собственного товарного знака. Правила регистрации доменных имен не игнорируют вопрос соотношения товарных знаков и доменных имен, однако к разрешению таких спорных ситуаций никаких инструментов не предлагают. Так, при выборе доменного имени заявителям рекомендуется избегать обозначений, «совпадающих с наименованиями известных торговых марок и организаций». Вместе с тем такое совпадение не является основанием для отказа в регистрации доменного имени и ответственность за возможные конфликтные ситуации между владельцами схожих товарного знака и доменного имени возлагается на заявителя доменного имени.

    Из этого можно сделать два вывода. Во-первых, до регистрации доменного имени и вложения в соответствующий Интернет-ресурс значительных средств, не лишним будет проверить наличие зарегистрированных товарных знаков в отношении однородных товаров или услуг (например, в базе данных на сайте Национального центра интеллектуальной собственности www.belgospatent.org.by). При буквальном прочтении Закон «О товарных знаках и знаках обслуживания» не называет использование чужого обозначения в доменном имени нарушением прав на товарный знак, но, с другой стороны, многие специалисты относят регистрацию доменного имени, идентичного чужому товарному знаку, к «иным способам несанкционированного использования товарного знака». Потому зарегистрировать доменное имя, не имеющее сходства с товарными знаками, зарегистрированными для однородных товаров и услуг – означает избежать претензий от владельцев таких знаков и споров, результат разрешения которых трудно спрогнозировать ввиду отсутствия четкого законодательного регулирования и устоявшейся судебной практики.

    Во-вторых,внимания требует вопрос защиты доменного имени от копирования. Идентичное доменное имя, согласно тем же Правилам регистрации доменных имен, не может быть зарегистрировано иным лицом, однако это правило касается только той же доменной зоны. Например, .by. При этом обозначение, зарегистрированное как доменное имя, не защищено от копирования и использования в качестве товарного знака или наименования. Поэтому, если выбранное вами доменное имя имеет особую ценность и используется для обозначения не только адреса интернет-сайта, уже имеет положительную репутацию среди потребителей ваших товаров и услуг, то для его защиты следует подумать о регистрации соответствующего товарного знака.

    Напомним, что согласно Указу Президента №60 от 01.02.2010 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет», с 1 июля 2010 года деятельность по реализации товаров, выполнению работ и оказанию услуг с использованием сети Интернет, должна осуществляться исключительно с использованием ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь и зарегистрированных в установленном порядке. Поэтому для многих предпринимателей проблема регистрации и защиты доменного имени в зоне .byможет стать весьма актуальной совсем скоро.

     

    Авторство ваше,

    а права – наши!

    Произведения, создаваемые вашими работниками в порядке выполнения должностных обязанностей, являются служебными объектами авторского права согласно ст. 14 Закона «Об авторском праве и смежных правах». Руководители порой не задумываются, что к произведениям, охраняемым авторским правом, относятся очень многие документы. В частности, всевозможные тексты (отчеты, рекламные статьи, тексты для корпоративного сайта), планы, эскизы, рисунки, чертежи, схемы, фотографии, презентации… И даже компьютерные программы и базы данных.

    В отношении подобных «служебных произведений» действует особый, поддерживающий интересы нанимателя, правовой режим. Имущественные права на такие произведения на основании законодательства принадлежат нанимателю, а за работником признаются только личные неимущественные права – право признаваться автором произведения (право авторства), разрешать использовать его с указанием имени автора, псевдонима или анонимно (право на имя), а также право на защиту репутации в связи с использованием произведения.

    Таким образом, наниматель автоматически получает право использовать «служебное произведение», созданное работником, по своему усмотрению.

    Однако для беспрепятственного осуществления таких прав наниматель должен быть готов подтвердить «служебный характер» произведения. Тут важно обратить внимание на два фактора. Во-первых, надлежащее оформление трудовых отношений с автором произведения. Правила о служебных объектах авторского права будут применимы только в случае оформления трудовых отношений с работником посредством трудового договора (контракта). Гражданско-правовой договор подряда, хотя зачастую и применяется де-факто, но не создает трудовых отношений. Поэтому, в случае создания произведений охраняемых авторским правом по договору подряда, в него необходимо включать условие о переходе имущественных прав на произведение к заказчику.

    Во-вторых,необходимо подробное и достоверное документальное закрепление должностных обязанностей работника, создающего «авторские» произведения. Иначе говоря, нанимателю нужно заранее позаботиться о документах, подтверждающих, что создание текстов, чертежей, эскизов или фотографий входит в должностные обязанности работника. Для этого можно либо включить соответствующе условие в трудовой договор, либо (и даже предпочтительнее!) разработать подробные должностные инструкции для всех «творческих» работников, которые создают или могут участвовать в создании служебных объектов авторского права, и ознакомить с ней сотрудника под роспись (желательно сразу при приеме на работу). Кроме того, не помешает иметь документальное подтверждение того, что создание определенного объекта интеллектуальной собственности осуществлялось по заданию нанимателя. Таким подтверждением может стать распоряжение о работе по соответствующему проекту. Наконец, всегда можно включить в договор с работником условия о служебных произведениях, а в случае необходимости – заключить отдельный договор авторского заказа с работником либо третьим лицом.

    Вероятно, напоминание о трудовом договоре и должностной инструкции могут показаться повторением прописных истин – в некоторой степени это так, но пусть это напоминание станет для вас поводом еще раз проверить и оформить необходимые документы. В противном случае, имущественные права на разработанное в рабочее время и на средства нанимателя произведение могут быть признаны за работником.

    Кроме того, нанимателю стоит уделить внимание и неимущественным правам автора служебного произведения – по возможности указывать (или по просьбе автора – не указывать) его имя при использовании произведения. Особенно это важно, к примеру, при подготовке дорогостоящих рекламных материалов, последующее исправление которых по требованию автора или по решению суда может потребовать существенных затрат.

    Как видим, основные меры для предотвращения копирования, заимствования, распространения принадлежащих компании нематериальных ценностей – достаточно просты и требуют лишь немного внимания и порядка. Такое внимание в малом может помочь избежать больших неприятностей, потому мы призываем вас к бдительности, вниманию и своевременной оценке рисков. Если наша публикация вызовет интерес у читателей «Дела», мы можем продолжить рассмотрение вопросов защиты некоторых специфических объектов интеллектуальной собственности, рассказать о нераскрытой информации (ноу-хау) и коммерческой тайне, а также об особенностях регистрации и защиты товарных знаков в Беларуси и за рубежом.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by