DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 10 Апр 2010 15:43

    Открываем web-студию

    При условии грамотного подхода к организации бизнеса, компания-новичок может успешно работать на белорусском web-рынке.

     

    В современном мире Интернет уже не рассматривается как диковинка. Из «технологической роскоши» он медленно, но уверенно переходит в один из основных инструментов маркетинга и PR. С каждым днем Всемирную паутину посещают все большее количество людей. Только в Беларуси их число уже превышает 3 миллиона. Web-рынок развивается, а значит, появляются и новые возможности для бизнеса. Такие, например, как создание собственной студии web-дизайна.

     

    Спрос есть

    Сегодня представительство в Интернете – это чрезвычайно эффективный инструмент в конкурентной борьбе. «Если вас нет в Интернете, вас нет в бизнесе», -- сказал Билл Гейтс и оказался прав. Любая нацеленная на успех компания сегодня неизбежно приходит к необходимости создания собственного сайта, который бы не только информировал деловое сообщество ее присутствии на рынке и формировал позитивное отношение к ее предложениям, но и давал информацию о степени интереса потенциальных клиентов к конкретным товарам и услугам.

    В Америке первый шаг для любой компании до ее выхода на рынок – это создание своего представительства в Сети.

    -- У нас зачастую наблюдаются противоположная ситуация – компании задумываются о создании электронной версии только после своего открытия, -- говорит IT-консультант, партнер компании «Артокс» Александр Волчек. --Многие отечественные руководители по-прежнему недооценивают возможности коммерческого сектора Интернета и зачастую рассматривают разработку собственного сайта как модный тренд – «у конкурентов есть, значит и у нас должен быть». А ведь для современного бизнеса создать сайт – это все равно, что построить новый магазин или открыть ещё один офис компании, только виртуальный.

    С течением времени белорусские заказчики все же становятся более образованными. Многие из них уже активно используют услуги широкополосного доступа, и в ближайшем будущем количество интернет-пользователей в Беларуси должно вырасти, как минимум, до 5 миллионов. 

    -- Ранее наши клиенты имели очень слабое представление о том, как работает Интернет. Сейчас же, благодаря проведению семинаров и широкому освещению этой тематики в печатных изданиях, все больше руководителей обращают внимание на Всемирную паутину, -- отмечает директор студии Dew Point Виталий Герко. -- Кризис повлиял на бизнес и, соответственно, на рыночные решения. Руководители отечественных компаний уже задумываются о целесообразности расходования средств на зачастую дорогую и малоэффективную рекламу на телевидении и радио. И перераспределяют бюджет в пользу других инструментов продвижения своих продуктов, например, таких как Интернет.

    Важность собственного представительства в Сети не так давно была отмечена и руководством страны. 1 февраля 2010 года Президент Беларуси подписал Указ № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет». Он обязывает госорганы и предприятия с преобладающей долей государства в уставных фондах размещать информацию о своей деятельности на официальных сайтах, а также обеспечивать их эффективное функционирование и систематическое обновление. Масштаб предстоящий работы впечатляет. Ведь иметь свой сайт теперь обязаны не только предприятия-производители либо экспортеры, но и школы, районные поликлиники, организации культуры и спорта.

    На фоне растущего рынка становится очевидным, что услуги по разработке сайтов будут пользоваться стабильным спросом. В Беларуси сегодня работают порядка 100 web-студий. Некоторые из них специализируются на разработке промо-сайтов и имиджевых проектов, другие -- предлагают разработку корпоративных ресурсов. Несмотря на то, что для нашей небольшой страны количество таких компаний довольно велико, непосредственно созданием сайтов из них занимаются единицы. Подавляющее же большинство отечественных компаний предлагают услуги по продвижению либо иные маркетинговые услуги.

    -- Что касается конкуренции, то здесь все достаточно просто. Для крупных и серьезных клиентов, которые собираются открыть либо модернизировать существующий интернет-проект в Сети, очень важно иметь партнера, который уже когда-либо делал подобные работы, получал награды на конкурсах, имеет штат сотрудников и хорошо отлаженные бизнес-процессы. В этом смысле только около 20 компаний могут конкурировать в борьбе за крупного заказчика, -- считает Виталий Герко. -- При грамотном маркетинге, качественных услугах и наличии профессиональных сотрудников компания-новичок также вполне может завоевать свое место на рынке.

     

    Затраты прямые

    и косвенные

    Специалисты говорят, что открыть небольшую web-студию может даже человек, не имеющий отношения к программированию и дизайну, но обладающий определенными организаторскими способностями. Хотя создание такой компании с нуля потребует определенных финансовых, временных и организационных вложений. С чего же начинать? Первое, что потребуется – это собственный сайт. Сапожник без сапог не внушает доверия. Поэтому свое «лицо» в Интернете должно быть максимально продуманным, чтобы потенциальный клиент мог видеть качественный образец работы. Создание собственного сайта станет первой статьей расходов, которая может «потянуть» на $2-3 тыс. Так как в дальнейшем сайт станет вашей «визитной карточкой», экономить на этом этапе смысла нет.

    Вообще, особенность такого бизнеса как web-студия состоит в том, что главное в нем – квалификация кадров. В разной степени все отечественные разработчики прибегают к услугам фрилансеров, пытаясь сэкономить на расходах. Но зачастую это связано с большим риском, так как всегда существует вероятность того, что внештатный сотрудник не справится с порученным ему заданием и сорвет сроки выполнения крупного заказа. Руководители успешно работающих студий уверены: профессионалы в области дизайна и маркетинга могут стать гарантом успешной работы предприятия.

    Найти таких специалистов непросто, но можно. При этом следует учесть, что их труд не из дешевых. Так, например, средняя зарплата дизайнера в Минске составляет не менее $1 тыс. Грамотный проект-менеджер стоит не меньше, еще порядка $800 запросит квалифицированный программист. Также потребуются услуги копирайтера и, конечно, sales-менеджера*. Последний, кстати, является едва ли не ключевой фигурой.

    -- Для вновь созданной компании важно иметь профессиональных и грамотных продавцов. При их наличии бизнес можно наладить даже с нулевым брэндом, -- уверен Александр Волчек.

    В Беларуси деятельность web-студий не лицензируется, поэтому зарегистрировать такой бизнес не составляет труда -- можно открыть как ООО, так и УП. На начальном этапе порядка 40 метров офисной площади будет вполне достаточно. Зато существенных затрат потребует оснащение – а именно: компьютерное обеспечение, покупка специальной мебели, а также проведение телефонных линий и подключение Интернета. В зависимости от количества рабочих мест, затраты на данном этапе могут составить порядка $5 тыс. Бывалые предприниматели советуют, что покупать дорогостоящее оборудование можно постепенно, по мере наработки клиентов. Сэкономить в начале деятельности можно также на системе управления сайтами, скачав в Интернете бесплатную версию OpenSource.

    Позиционирование и отстройка от конкурентов – одни из важнейших моментов при открытии web-студии. Разрабатывать сайты можно по-разному. Некоторые компании работают по шаблону. Они создают структуру сайта, размещают логотип заказчика, общую информацию и контакты, при этом, не особенно обращая внимание на то, совпадает ли фирменный стиль заказчика с дизайном сайта. Вообще, для студии-новичка важно предложить своим клиентам нечто особенное -- найти ту «изюминку», которая будет выгодно отличать ее от конкурентов. В этом смысле большую роль играет качественное портфолио. Если других работ, кроме собственного сайта, у студии нет, то можно воспользоваться работами, в создании которых ранее принимали участие ее дизайнеры. В действительности каждый грамотно созданный сайт является для web-студии большим плюсом. Клиенты видят реальный отклик от своего «виртуального» представительства и, соответственно, делают разработчику рекламу.

    Одним из наиболее эффективных методов продвижения может стать раскрутка собственного ресурса. Такая услуга стоит денег – порядка $200 в месяц, но размещение сайта на первых строчках поисковых систем может гарантировать стабильный приток клиентов. Заказы можно также поискать на Национальном информационном ресурсе icetrade.by. В последнее время там регулярно размещаются заявки, в том числе и от государственных предприятий. Правда, доступ к этому сайту платный -- годовая подписка стоит чуть больше $200. Нелишним будет заглянуть на freelance.ru и weblancer.net. Они ориентированы, в основном, на частных лиц, однако нередко там можно найти заказы и для небольших студий. А еще заказчика можно «соблазнить» распространенной в последнее время рассрочкой платежа.

       

    Качество за деньги

    Стоимость создания сайтов – вопрос весьма деликатный. В Сети есть ресурсы, за разработку которых заказчики выложили кругленькие суммы. Так, летом 2002 года в Рунете открылся президентский сайт, за который студия Ayaxi получила в общей сложности $200 тыс. С другой стороны, сегодня на белорусском рынке можно найти студии, которые предлагают разработку сайта и за $500. Однако, как утверждают специалисты, качественное исполнение ресурса не может стоить дешево. Его разработка требует теоретической и практической подготовки, кропотливой и напряженной работы и, конечно, времени. А время -- это деньги. Если компания предлагает создать сайт за два дня и за $300, есть смысл подумать -- на чем будут экономить такие «разработчики»? В среднем профессиональное создание функционального сайта в Беларуси стоит порядка $3 тысяч, хотя типовые решения, конечно, стоят дешевле. В цену, как правило, входят профессиональный дизайн, программирование и система управления контентом. Что немаловажно -- клиенты сегодня готовы платить за качественную работу.

    -- Если компания серьезно решила открыть свое представительство в Интернете и намерена продвигать себя либо свои услуги посредством Всемирной паутины, то речь об экономии в тысячу долларов даже не идет, -- утверждает Александр Волчек. -- Но чтобы создать хорошее имя и брэнд, компания должна заниматься чем-то одним -- либо разработкой либо продвижением сайтов. В этом смысле в Беларуси лидеров пока нет. В любом случае, сайты надо делать качественно и за хорошие деньги.

    Студия-новичок из 5-6 человек в состоянии сделать на должном уровне не более трех работ в месяц. На начальном этапе ей придется сконцентрироваться, прежде всего, на расширении собственного портфолио, предлагая услуги за небольшие деньги. Специалисты утверждают, что для web-студии важно наладить грамотную работу с заказчиком, предложив ему, например, и обслуживание сайта. Такая услуга не принесет большой прибыли, однако даже небольшие деньги не будут лишними для новичка. Помимо этого, имеет смысл уже на начальном этапе вплотную подойти к поиску партнера, предлагающего услуги по продвижению, чтобы в дальнейшем перенаправлять к нему клиентов и получать свой процент от сделки. Конечно, первые несколько месяцев эта работа будет убыточной. Однако результат не заставит себя долго ждать. По статистике, из пятидесяти клиентов 15 становятся постоянными, которые будут регулярно обращаться к вам за обновлением и технической поддержкой. При профессиональном подходе студия выйдет в ноль уже года через полтора с начала своей работы. Полученную в дальнейшем прибыль можно будет перераспределять – либо на расширение штата, либо на внедрение новых инструментов, которые будут способствовать более эффективному производству и продажам.

     

    Подводя итоги

    Сегодня на белорусском рынке web-разработок нет монополии, и студии-новичку на нем найдется место. При этом многие компании непрофессионально подходят к делу, стараясь на типовых дизайнерских решениях и небольших вложениях построить стабильный бизнес. Эксперты «Дела» уверены: успеха в этом бизнесе можно добиться только при условии грамотного маркетинга, наличия профессиональной команды и качественном предоставления услуг.

    В последнее время представители белорусского бизнеса становятся все более образованными. Они понимают, что собственный сайт -- это стратегически продуманный рекламный инструмент. Интернет развивается стремительно, а количество профессиональных сайтов белорусских компаний пока отстает от этих темпов.  Это значит, что клиентов у профессиональных web-студий будет достаточно еще долгое время.

     

    *Sales-менеджер – менеджер по продажам.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by