DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 17 Мар 2010 0:00

    «Звездный час» нанимателя

    Конкуренция на белорусском рынке труда стала жестче. Наниматели значительно повысили требования к профессиональному уровню кандидатов, но зарплаты при этом упали на 30%.

     

    Слабое звено

    -- Компании начинают постепенно восстанавливать свою структуру, – комментирует ситуацию Оксана Свиридова, и.о. руководителя департамента рекрутинга Консалтинговой Группы «Здесь и Сейчас».­ -- Возможно, это следствие некой наметившейся стабильности. В прошлом году был момент паники, тяжелой адаптации к кризисным условиям. За год собственники оценили ситуацию, сформировали общее представление о том, как жить дальше, и сейчас действуют более спокойно и уравновешенно.

    Причины для паники, действительно, были. Докризисные годы отличались относительной стабильностью в экономике и на рынке труда: росли зарплаты, открывались новые вакансии, компании вкладывали средства в развитие персонала. Но идиллия внезапно закончилась, и собственники оказались просто не готовы к такому повороту событий.

    Благодаря объемному госсектору и соответствующей политике государства, на белорусском рынке не было массового «выброса» работников, как это случилось в России и Украине. Заметные сокращения коснулись в основном персонала небольших фирм, увязших в кредитах. Кроме того, от кризиса пострадали строительная и производственная отрасли. В остальных же сегментах прошли лишь точечные «чистки» неэффективных звеньев.

    Наиболее уязвимыми в 2009 году оказались специалисты, которые выполняли простые технические функции, и чью работу можно было безболезненно переложить на более профессиональных коллег. Как отметил в приватной беседе руководитель одной из белорусских компаний:«В последние 5 лет мы обзавелись не только боеспособными подразделениями, но и людьми, подносящими снаряды. Естественно, при сокращении они были срезаны в первую очередь».

    Первыми под огонь кризиса попали секретари, администраторы, юристы, бухгалтеры (за исключением главных), менеджеры по персоналу и рекламе. Как отмечают в кадровых агентствах, спроса на таких специалистов вплоть до сентября 2009 г. практически не было. Остальным представителям «офисного планктона» тоже было несладко. Многие компании были вынуждены отказаться от новых проектов и соответственно прекратили набор персонала под них. На рынке возникла уникальная ситуация – кандидатов оказалось значительно больше, чем открытых вакансий. Поиски новой работы занимали от нескольких месяцев до полугода, причем зачастую работнику приходилось соглашаться на более скромные условия труда.

    Не пощадил кризис и менеджеров высшего звена.

    -- Спрос на топ-менеджеров резко упал,– отмечает директор кадрового центра «Коллекция открытий» Ирина Шатковская. – Что, впрочем, неудивительно, поскольку зарплата руководителя «съедает» значительную часть доходов компании, особенно если фирма небольшая. Однако через 3-4 месяца собственники поняли, что это -- не выход.  И ситуация постепенно выровнялась.

    Сокращения – не единственная примета прошлого года. Работодатели активно использовали различные механизмы снижения затрат: урезание заработной платы, компенсационного пакета, включающего оплату сотового телефона, бензина, обедов и др. Распространенным явлением стало перераспределение функциональных обязанностей сокращенного сотрудника между оставшимися, причем без повышения заработной платы.

     

    По новым правилам

    Кризис существенно подкорректировал доходы белорусов. Заработные платы снизились практически во всех секторах экономики. По оценкам специалистов кадровых агентств, вследствие девальвации и инфляции зарплаты к концу прошлого года в среднем упали на 30%. Причем, чем более высокую должность человек занимал  до кризиса, тем больше он потерял. И пока возврата к докризисному уровню доходов не наблюдается. Незначительные повышения зарплат прошли лишь в отдельных компаниях и конкретным сотрудникам.

     

    Таблица 1.

    Заработные платы различных категорий офисного персонала в Беларуси на начало 2010 г. (бел. руб.). 

    Топ-менеджер                                  4.500.000-9.000.000

    Руководитель среднего звена         2.400.000-4.500.000

    Главбух                                             2.000.000-4.000.000

    Бухгалтер                                          1.200.000-2.100.000

    Юрист                                               1.600.000-2.700.000

    Логист                                               1.800.000-2.700.000

    Программист                                    1.200.000-5.000.000

    Секретарь                                         1.000.000-1.500.000

    Менеджер по персоналу                 2.300.000-4.500.000

    Специалист отдела продаж            1.000.000-3.000.000

     

    Источник: «Коллекция открытий»

     

    Постепенно и персонал, и наниматели адаптировались к новым жизненным реалиям.

    Кандидатам в условиях жесткой конкуренции пришлось пересмотреть свои требования к работе и оплате труда, в частности. Если раньше они соглашались на заработную плату на 30-50% больше предыдущей, то сейчас готовы пойти на такую же и даже меньшую. Изменился и сам подход к смене работы. Еще полтора года назад хорошие специалисты в поисках лучших условий труда могли безболезненно «курсировать» из одной фирмы в другую, зная, что без работы не останутся. Теперь они действуют более продуманно и взвешенно -- изучают новую компанию, оценивают ее стабильность, и не стремятся менять работу импульсивно, в порыве гнева или обиды.

    Конечно, проблема «отложенной демотивации» (когда сотрудники, работая в компании, рассматривают другие предложения) все еще существует, хоть и в меньших масштабах. Однако в целом работники без сомнения стали лояльнее относиться к нанимателю, осознавать ценность рабочего места. Соответственно, повысилась их производительность труда и эффективность.

    -- Кризис стал своеобразным «санитаром» рынка труда -- убрал основные болевые точки,-- отмечает Оксана Свиридова. -- Люди стали адекватнее относиться к работе, больше выкладываться на ней, повышать свой профессиональный уровень, что в перспективе должно позитивно отразиться на экономике в целом и качестве жизни каждого конкретного работника.

    Что касается нанимателей, то сейчас -- их «звездный час». Именно они диктуют условия, потерявшим такую возможность кандидатам. Сегодня при поиске нового специалиста все стремятся найти не просто профессионала, а «звезду» -- сотрудника, владеющего несколькими языками, новыми методиками и технологиями, инициативного и целеустремленного, умеющего нестандартно мыслить и приспосабливаться к новым условиям. Правда, профессионалы такого уровня выдвигают требования, которые наниматель зачастую потянуть не может. А на минимальные условия готовы прийти совсем не те сотрудники, которых желают видеть в компании. По мнению Оксаны Свиридовой, если в вакансии есть «узкие» места, нужно оценить риски и принять решение по изменению требований или условий. Однако работодатели не спешат прислушиваться к этим словам, поскольку у них появилась возможность «потянуть время» и до лучших времен закрыть кадровую брешь уже имеющимися работниками.

     

    Расписание на послезавтра

    Позитивные сдвиги на рынке труда наметились еще в конце прошлого года, когда количество вакансий и предложений практически уравнялось, а по некоторым позициям предложения даже вырвались вперед.  

    Так, в лидерах среди наиболее востребованных работников оказались специалисты по продажам. К слову, спрос на них не падал даже в самый пик кризиса. Как наиболее эффективные и приносящие доход эти «специалисты на все времена» востребованы даже в условиях падения покупательской способности, поскольку компании прикладывают  все усилия, чтобы сохранить объемы продаж и не работать на склад.

    В конце года опять повысился спрос на топ-менеджеров, главных бухгалтеров и юристов, обеспечивающих правовую безопасность фирмы. Что оправдано, поскольку без этих ключевых фигур ни одна компания функционировать не сможет. После небольшого перерыва снова началась гонка за специалистами  IT-сферы, так как экспортные продажи IT- услуг -- один из наиболее растущих и успешных бизнесов у нас в стране. Становятся востребованными профессиональные экономисты, финансисты и бухгалтеры. Появился интерес, пока, правда, незначительный, к логистам и менеджерам по персоналу.

    Кандидаты из Латвии и Литвы стали активно рассматривать предложения белорусских компаний – это еще один признак оживления рынка труда. Если раньше мы проигрывали прибалтийским компаниям по уровню доходов и компенсационному пакету, то в условиях безработицы, царящей сегодня в этих странах, наши вакансии приобрели гораздо большую ценность.

    -- Пока сложно сказать, что будет с рынком труда. Кризис – это не то время, когда делаются какие-то долгосрочные прогнозы,-- говорит Оксана Свиридова. – На данный момент все выглядит более или менее позитивно. Но это очень шаткая позиция. Любое изменение в экономике приведет к подвижкам. К тому же, чтобы дать объективную оценку рынку, нужно знать, что происходит в госсекторе, который стоит у нас особняком. Пока там наблюдается скрытая безработица, говорить о выходе из кризиса слишком рано. Поэтому мы советуем скоропалительно работу не менять. Рынок пока не так открыт для кандидатов, как это было ранее.

    Более оптимистично смотрит на ситуацию Ирина Шатковская:

    -- Если в прошлом году мы (в ущерб своим интересам) рекомендовали кандидатам работу не менять, то сейчас я в этом необходимости не вижу. Все постепенно становится на свои места. Однако потенциальным соискателям не стоит забывать, что конкуренция на рынке стала жестче, требования к профессиональному уровню у нанимателя возросли, а зарплата осталась прежней. Это нужно принять как данность. В любом случае, я верю, что хороший специалист, профессионал своего дела, всегда может рассчитывать на привлекательные условия.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by