DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 17 Мар 2010 0:00

    Внимание: дети!

    Технологии

    Концепция

     

    Внимание: дети!

     

    Этот бизнес можно делать с удовольствием: наряду с результатом удовлетворение приносит сам процесс.

     

    Известную поговорку: «маленькие детки – это маленькие беды» порой вынуждены вспоминать родители, которые пытаются пристроить своих крох «в надежные руки», где бы те могли проводить время в отсутствие мам и пап. В Беларуси уже нет товарного дефицита, но остается нехватка качественных детских дошкольных учреждений. Потребность в негосударственных детских садах и развивающих центрах, предлагающих разнообразные услуги по присмотру за детьми, их обучению и развитию становится все более очевидной. А значит, бизнес в этой нише – залог стабильной прибыли.

     

    Спрос рождает

    предложение  

    Красивое, хотя и странное, название «детский сад» придумал в 1837 году немецкий педагог Фридрих Вильгельм Август Фребель. Он же и создал первое в мире «учреждение для игр и занятий детей младшего возраста» в городе Бад-Бланкенбурге. Правда, оно просуществовало недолго, всего около двух лет. Но как потом пояснял педагог, он выбрал такое название из-за того, что дети считаются цветами жизни. А значит, выращивать их должны садовники. В России первые детские сады были открыты в 60-х гг. XIX века. Они были частными, платными и недоступными для бедных людей. И только с 1900 года министерство народного просвещения начало субсидировать «занятия с детьми дошкольного возраста».

    В Беларуси система платного дошкольного образования получила «зеленый свет» после принятия в 1991 году закона «Об образовании», который предусматривал возможность существования в стране частных учебных заведений. По сути, этот бизнес практически лишен основной проблемы – ему нет необходимости прилагать особые усилия для поиска клиентов. По данным Минобразования, в ближайшие годы дефицит мест в детских садах будет только увеличиваться. Количество детей от 1 до 6 лет, которым необходимо место в дошкольном учреждении, в 2010 году возрастет на 8,4%. В этом смысле частный детский сад может стать идеальным вариантом нового бизнеса: значительное превышение спроса над предложением, вполне «созревшие» потенциальные клиенты.

    «Детсадовский бизнес» очень популярен за рубежом. Например, в США до 80% малышей посещают частные мини-детсады с численностью до 15-20 детей. Единственное, что требуется от местных предпринимателей – организаторов бизнеса, так это наличие двух справок: из ФБР и анализ на туберкулез. Специального образования от воспитателей здесь не требуют. Нужно лишь прослушать специальный двухнедельный курс по медицине. Не придираются власти и к санитарным условиям квартир, вилл и коттеджей, приспособленных под частные детские сады. Главное, что интересует проверяющих, так это наличие специальных блокираторов, выключателей и защелок на крышках унитазов и розетках.

    А что у нас? Сегодня в Минске легально работают менее десятка частных детских садов, чего, как утверждают специалисты, явно недостаточно. Бизнесмену, решившему «вложиться» в такой вид деятельности, придется пройти много этапов. Прежде всего, зарегистрировать юридическое лицо и найти подходящее помещение. Два этих процесса идут параллельно, в дальнейшем пересекаясь. Далее следуют ремонт и техническое оснащение детского сада. Одновременно подбирается персонал и формируется клиентская база. Этапы организации бизнеса достаточно стандартны, а вот как обстоит финансовая сторона дела?

     

    Экономная экономия

    Как считает директор частного детского сада при столичной гимназии «Возрождение» Валентина Смелая, при открытии детского сада необходимо ориентироваться на набор как минимум 3-4 групп детей. С ней соглашается директор частного унитарного предприятия «Папа Лис» Анна Моисеева, которая также уверена, что «маленьким детский бизнес быть просто не может». При составлении бизнес-плана необходимо исходить из того, что детский сад будут посещать не менее 30 малышей. Соответственно, площадь помещения должна быть порядка 400 кв. м, включая кабинет директора, медчасть, игровую комнату и небольшой зал для занятий физкультурой. Безусловно, можно обратиться к собственникам коммерческой недвижимости или построить здание самостоятельно. Но в таком случае сумма вложений возрастает многократно. Более того, при строительстве коттеджа за городом, возникнет необходимость вывода его из жилого фонда. Идеальный вариант – аренда здания бывшего детского сада у городских властей. Во-первых, оно уже соответствует всем нормам и требованиям, поскольку там есть кухня, санузлы и залы для занятий и игр. Во-вторых, не придется затрачивать большие средства на его переоборудование. И, наконец, аренда такого помещения составляет не более €1600-1800 (исходя из расценок – €3,5-5 за метр), что на порядок ниже стоимости коммерческой аренды. И хотя со свободными площадями в Минске есть сложности, эксперты утверждают, что нет ничего невозможного. Важно начать поиск и рано или поздно нужное помещение будет найдено.

    В Беларуси, такой бизнес к счастью не подлежит лицензированию, что существенно сокращает время и процесс регистрации. Несколько лет назад был принят закон, согласно которому частный детский сад должен быть зарегистрирован как учреждение образования. Однако есть иной вариант – открытие частного унитарного предприятия. В таком случае владелец бизнеса обязуется организовывать только дневной уход за детьми, без права осуществления образовательной деятельности. Более того, такая форма собственности существенно снижает сумму налоговых выплат. ЧУП может применить упрощенную схему и платить в бюджет 8% от выручки. «Действительно, налогообложение в этой сфере бизнеса определено в разумных пределах», – подтверждает Анна Моисеева.

    Итак, документы оформлены и помещение найдено. Следующей статьей расходов станет его ремонт и оснащение. Острой необходимости вставлять стеклопакеты и стелить паркет, конечно, нет. Однако, ковры (если в помещении нет теплого пола), детская мебель, игрушки, спортинвентарь, посуда, кухонное оборудование, постельные принадлежности, методические пособия – необходимы. Стоимость этих затрат может составить порядка $20-25 тыс.

    Помимо аренды и налогов, необходимо предусмотреть расходы на коммунальные платежи, зарплату персоналу и питание детей (исходя из $8-10 на одного ребенка в день). Для работы с тремя группами малышей понадобится около 15 человек, включая воспитателей, няню, медсестру, логопеда, психолога, бухгалтера и, конечно, обслуживающий персонал. Сэкономить можно на преподавателях музыки, рисования, иностранного языка, введя почасовую оплату за их труд. Хотя, как отмечает Валентина Смелая, доводить экономию до абсурда смысла нет. Ведь только качественные услуги могут в конечном итоге сделать бизнес прибыльным.

     

    Стоит ли овчинка

    выделки?

    Прибыль частного детского сада формируется непосредственно от оплаты услуг клиентами. Средняя ежемесячная оплата в Минске начинается от €200 и доходит до €400, но, как говорят владельцы бизнеса, такая сумма не пугает родителей. Многие из них готовы «раскошелиться» за качественные услуги. Однако если мотивом при создании частного детского сада является только получение прибыли, новичка может постигнуть разочарование. Нужно приложить немало сил, создать своего рода брэнд, который будет работать на активное привлечение новых клиентов. Срок окупаемости такого бизнеса во многом зависит от того, насколько быстро удастся сформировать группы детей. Как считают специалисты, в первый год работы практически невозможно выйти на доход, который окупил бы все вложения. При лучшем раскладе первоначально вложенные средства можно вернуть через два года – естественно, при условии предоставления качественных услуг. Если же по каким либо причинам детский сад не пользуется популярностью, и в группах наблюдается недобор – срок окупаемости может растянуться и на 3-4 года. При этом надо иметь в виду, что частный детский сад – это во многом бизнес социальный, предполагающий высокий уровень затрат. Так что чистая ежемесячная прибыль вряд ли будет значительно превышать $1000-1500.

     

    Варианты есть

    Совсем другое дело – детский образовательный центр. Сегодня такой бизнес дает реальный шанс заработать. Но лишь тем, кто действительно любит детей и рассчитывает получать не только прибыль, но и удовольствие от работы. Детский центр – это отличный женский бизнес. Не хуже салона красоты или цветочного магазина. Более того, его можно совместить с уже работающим семейным бизнесом. «Нередки случаи, когда муж занимается строительством, а жена, например, руководит частным центром детского развития», – подтверждает директор «Детской Академии» Наталья Дунаева.

    Главным отличием центра развития, психолого-педагогического или образовательного центра – существует множество названий подобного учреждения – от детского сада является отсутствие сна и питания. Мамы и папы могут приводить сюда малышей, как на регулярной, так и на разовой основе – при необходимости временно оставить ребенка под присмотром опытных воспитателей и педагогов. В Минске такие услуги предлагают уже порядка двух десятков центров, однако, как утверждают эксперты «Дела», несмотря на достаточно большое количество, качества не хватает. Большая часть таких центров располагаются в квартирах – благо, законодательство этого не запрещает. Однако далеко не каждый родитель готов привозить своего малыша на окраину города в какой-то непонятный, зачастую грязный подъезд, чтобы передать его в руки малознакомым людям.

    «Чтобы выгодно отличаться от других, услуга должна быть качественной», – считает Наталья Дунаева. Конечно, можно сэкономить на игрушках и методических материалах, распечатывая старые детские книжки на плохо заправленном принтере. Можно купить детские столы и стульчики на рынке, а не у компаний, которые имеют сертификаты на изготовление детской мебели. Можно взять на работу одного педагога, который будет развивать малышей по разным направлениям. Но такая экономия не имеет большого смысла, ведь, как говорят специалисты, организация детского центра, предоставляющего высококачественные услуги, – бизнес рентабельный и быстро окупаемый.

    В отличие от частного детского сада, здесь не предъявляются чрезмерные требования к помещению. Более того, бизнес может осуществлять любое юридическое лицо, как-то ЧУП, ООО или даже индивидуальный предприниматель (при условии найма на работу своих близких родственников). Несмотря на то, что льгот при аренде коммерческой недвижимости в данном случае нет, и стоимость одного метра в Минске колеблется от €13 до €15, специалисты говорят, что для открытия такого бизнеса требуется гораздо меньше вложений. Так, на начальном этапе понадобится всего 3-4 комнаты общей площадью порядка 100 метров и около 5 человек персонала. К расходам следует прибавить $10 тыс.-12 тыс. на ремонт и еще столько же на специальную детскую мебель и техническое оснащение.

    Для скорейшего получения прибыли важно не затягивать с проведением рекламной компании – планировать ее стоит задолго до начала работы. Иначе есть риск оказаться без детей, а значит и без денег. Можно обратиться к адресной рекламе и разместить яркие флаера на игровых площадках, в магазинах и поликлиниках. Параллельно имеет смысл початиться с мамочками на интернет-форумах, сообщив им об открытии нового детского учреждения. Очень скоро найдутся занятые родители, которым предлагаемые услуги придутся по душе и по карману. А спустя короткое время начнут «работать» и их рекомендации своим знакомым. Вообще, народная молва, так называемое «сарафанное радио» – самый эффективный рекламный канал, обеспечивающий этому бизнесу устойчивый поток новых посетителей. Расчеты показывают, что при условии набора на начальном этапе порядка 180 детей при средней стоимости услуг от Br90 тыс. до Br140 тыс. в месяц, вложения окупятся менее чем через год.

     

    Вместо резюме

    В условиях кризиса лучше надеяться только на себя. Организация небольшого детского центра, предоставляющего качественные услуги, может стать неплохим бизнесом. Родители нового поколения знают: качество ухода за их ребенком напрямую зависит от количества вложенных денег. И они готовы платить.

     

    Таблица 1.

    Стартовые расходы при открытии частного детского центра, $.

    Регистрация юрлица                                              200-1000*

    Ремонт помещения                                                 12 тыс.

    Мебель, инвентарь                                                  12 тыс.

    ИТОГО:                                                                   25 тыс.

     

     

    Таблица 2.

    Примерная калькуляция работы частного детского центра (в $ ежемесячно) без учета стартовых вложений

    Расходы

    4 800

    В том числе:

     

    Аренда и коммунальные платежи за 400 кв.м.

    2 200

    Зарплата

    2 200

    Расходные материалы (пособия, распечатки материалов, игрушки)

    600

    Валовая выручка

    10 000

    Прибыль (без учета налогов)

    5 000*

    *На такой результат может рассчитывать центр, клиентская база которого насчитывает 250 детей при стоимости услуг $40 в месяц.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by