DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 17 Мар 2010 0:00

    «Реинкарнация» российского автопрома

    Новые таможенные пошлины и бюджетные закупки будут способствовать росту продаж в Беларуси автомобилей российского производства.

     

    В связи со вступлением в силу в Беларуси, России и Казахстане унифицированных таможенных пошлин на ввоз легковых автомобилей из-за пределов Таможенного союза, шанс для увеличения сбыта получили компании, наладившие сборочные производства в этих странах. О зарубежных брэндах, которые выпускаются на территории России, мы поговорим в одной из следующих публикаций. А сейчас – попытаемся оценить потенциал исконно российских марок.

     

    Стартовые позиции

    По итогам 2009 года в Беларуси было продано 18 574 новых автомобилей, в числе которых 2107 – российские марки. Причем, по сравнению с 2008-м продажи российских автомобилей «просели» на 61%. Это значительная цифра даже на фоне 35%-ного сокращения продаж машин импортного производства.

    Поставки автомобилей российского производства для продажи в Беларуси давно осуществляются без взимания каких-либо таможенных платежей. Товар облагается только ввозным НДС в размере 20%. Соответственно, вступление Беларуси в Таможенный союз не должно отразиться на схемах работы дилерских предприятий представляющих интересы российских марок, в первую очередь ВАЗ, ГАЗ и УАЗ. На фоне ухудшения ситуации для дилеров импортных производителей это выглядит явным преимуществом.

    Лидером продаж по итогам 2009 года среди российских производителей в Беларуси, как и в России, стал АвтоВАЗ. Он занял 4-е место среди всех продаваемых марок с долей рынка в 5,03%, расположившись сразу за тройкой лидеров: Volkswagen, Toyotaи Peugeot. Еще один российский брэнд – ГАЗ с долей рынка в 3,9% оказался только на 7-м месте. УАЗ по продажам в нашей стране на 15-м месте с рыночной долей в 2,09%.

     

    Таблица 1.

    Продажи автомобилей российских марок в Беларуси в 2009 г.

     

    Производитель

    Доля рынка, %

    К-во автомобилей, шт.

    1

    АвтоВАЗ

    5,03

    934

    2

    ГАЗ

    3,90

    724

    3

    УАЗ

    2,09

    388

    4

    ИжАвто

    0,30

    55

     

    Впрочем, по продажам чисто легковых автомобилей (без учета коммерческих) АвтоВАЗ занял 3-е место с долей рынка 6,08%, вытеснив Peugeot. В коммерческом сегменте ГАЗ с долей рынка в 20,36% занимает 2-ю позицию следом за Volkswagen. А УАЗ с 4-м местом (7,58%), уступив Peugeot, тем не менее оставил далеко позади Renault, Ford, Citroеnи Fiat. ИжАвто с долей в 1,71% замыкает десятку лидеров по продаже легких коммерческих автомобилей.

    В «личном зачете» – продажах легковых автомобилей определенных моделей россияне только 10-е. Это ВАЗ-2107, которого в Беларуси в 2009 году было продано 389 единиц. Зато в «личном зачете» коммерческого сегмента безоговорочным лидерством владеет ГАЗ. Его «ГАЗель» с продажами в 545 шт. оставила позади VolkswagenCaddyи Crafter, расположившиеся соответственно на 2-м и 3-м местах. А на 4-м оказался УАЗ-3909 (243 шт.). 10-е место у ГАЗ Соболь (108), на 17-м – ИЖ-2717 (55 единиц).

     

    Таблица 2.

    Продажи новых легковых автомобилей российских марок в Беларуси в 2005-2009 гг.

    (без учета коммерческой группы)

    Год

    2005

    2006

    2007

    2008

    2009

    К-во автомобилей, шт.

    3744

    3854

    3122

    3291

    1256

    Доля рынка, %

    43,41

    30,64

    16,72

    10,72

    6,76

     

    Надежда на юрлиц

    99% продающейся на белорусском рынке российской техники приобретают юридические лица. У ГАЗа, кроме «Волги», это микроавтобусы, фургоны, легкие и среднетоннажные грузовики – техника, рассчитанная в основном для коммерческих целей. С Ульяновским автомобильным заводом ситуация схожая. Исторически сложилось, что внедорожники УАЗ принято приобретать для нужд предприятий. Даже «АвтоВАЗ», обладая полным модельным рядом легковых авто, в подавляющем большинстве реализует их корпоративным клиентам. И, поскольку основными покупателями новых автомобилей в 2010 году будут, судя по всему, не частные, а юридические лица, логично предположить рост продажах на территории Таможенного союза российских марок.

    – Российские марки ГАЗ и УАЗ у нас представлены в основном коммерческими автомобилями, и наши клиенты – это юридические лица, – отмечает Инга Лапуть, руководитель отдела маркетинга ЗАО «Внедорожник» (ГК «Интеллект»), официального дистрибьютора ОАО «УАЗ» в Беларуси. – Структура продаж коммерческой техники существенно отличается от рынка легковых автомобилей. Во-первых, количеством представленных марок, которых не более 20. Из них примерно треть – российские, на которые приходится более половины продаж. Свыше 80% рынка на протяжении последних лет (за исключением 2009-го) делят между собой ГАЗ, УАЗ и Volkswagen. Причем бессменным лидером среди всех LCV-марок* остается ГАЗ. В течение последних пяти лет его доля колеблется от 52% до 45%. Он занимает лидирующие позиции во всех подгруппах LCV, в которых представлен. Правда, в 2009 году ГАЗ несколько уступил свои позиции Volkswagenпо продажам микроавтобусов.

    Белорусский автомобильный рынок уже избалован качественной импортной техникой. К покупке российского автомобиля склонялись в основном малобюджетные организации, а также те, кто рассчитывал на максимально быструю окупаемость вложенных средств. Но, с учетом того, что импортные брэнды в этом году будут недоступны большинству покупателей, а главным критерием выбора останется цена, уже в первом полугодии 2010-го может произойти переток покупателей в сегмент более доступных автомобилей.

    Если этот рост продаж из потенциального все-таки станет реальным, и российские марки станут дефицитом, импортеры могут расширить дилерскую сеть в Беларуси с учетом повышенного спроса.

    – У нас как у импортера ОАО «АвтоВАЗ» на территории Республики Беларусь есть своя дилерская сеть, и при увеличении спроса на наши автомобили, мы вполне сможем обеспечить рыночное равновесие,– уверена Елена Касач. – Впрочем, рискну предположить, что спрос не будет настолько высок, чтобы возникла острая необходимость в расширении дилерской сети. Хотя мы настроены оптимистично, несмотря на кризисную ситуацию, и планируем рост продаж, как на первое полугодие, так и на год в целом. За 2005-2009 годы нами было продано около 10 тыс. автомобилей, в среднем по 2000 шт. в год. Планы на 2010 год пока озвучивать рано, так как ситуация на рынке весьма неоднозначна. Но мы надеемся на стабилизацию и, как минимум, на удержание наших позиций на рынке Беларуси.

     

    – Расширение дилерской сети происходило, и будет происходить, независимо от возможного изменения спроса на российские автомобили. Это одно из условий успешного присутствия брэнда на рынке,– считает Инга Лапуть, – Не надо путать дилерские центры с дистрибьюторами-импортерами. В Беларуси в последние годы наблюдалась тенденция сокращения количества официальных представителей российских заводов. Например, в 2006 году ТД «Русские машины» провел тендер по выбору единственного дистрибьютора марки ГАЗ в Беларуси, а в 2007-м – вдвое сократил число дистрибьюторов и УАЗ.

     

    «Перезагрузка»

    Российская автомобильная промышленность в последние годы получила серьезную поддержку со стороны государства в виде различных преференций и скрытых дотаций. Несмотря на то, что производство легковых автомобилей в России в 2009 году сократилось на 63,9% (всего за год было выпущено 316 922 единиц), о ликвидации потенциально убыточных предприятий речь не идет.

    В какой-то мере, позиция российского правительства понятна. Есть техническая база, университетские кадры, автомобильные НИИ. К тому же, удерживая на плаву предприятия, власти сохраняют рабочие места. А допуск западного капитала в виде инвестиций в строительство новых, либо перестройку старых заводов позиционируется как привлечение современных технологий, которые впоследствии можно будет внедрить на отечественных предприятиях. Например, французская компания Renault в 2009 году активно обсуждала вопрос финансирования АвтоВАЗа, несмотря на финансовые проблемы завода. В переговорах с руководящим составом Renaultпринимал участие лично премьер-министр России Владимир Путин.

    АвтоВаз в 2009 году и в самом деле испытывал серьезные финансовые трудности из-за падения спроса на автомобили. Продажи марки упали по сравнению с 2008 годом на 44%. Но с середины февраля 2010 года руководство завода приняло решение увеличить цены на свою продукцию на 1% («Калина» и «Приора» подорожают на 3%). По мнению производителя, качество сборки в последнее время улучшилось, возросла доля импортных комплектующих, а на последних моделях значительно усовершенствована коробка передач, что привело к увеличению себестоимости автомобилей.

    Схожая ситуация просматривается и на ГАЗе. ЗАО «Белгазавтосервис» дилерский центр ГАЗа в Беларуси – в марте собирается презентовать новую ГАЗель, заявляя, что качество и надежность этого автомобиля в эксплуатации будет на более высоком уровне. Так ли это – покажет время, но новые подходы в позиционировании уже прослеживаются. В планах Группы ГАЗ – также создание новой собственной модели и совместное производство с привлечением западных инвестиций. Среди потенциально заинтересованных в «газовском» конвейере – компании Opelи Mercedes-Benz.

    А вот на УАЗе собираются провести «реинкарнацию» своего классического внедорожника УАЗ-469. Проведя ряд доработок технической части и предлагая эту известную модель как бюджетный, но надежный автомобиль для жестких дорожных условий, предприятие осторожно прощупывает свой путь выхода из кризиса.

    – Как показывают итоги 2009 года, динамика продаж российских автомобилей следует общей динамике продаж коммерческой техники. В этом году все будет зависеть от экономической ситуации и спроса на коммерческие автомобили в целом, – прогнозирует Инга Лапуть. – Конечно, отчасти успех продаж будет зависеть и от бюджетных закупок, а значит – от «самочувствия» главного финансового плана страны. Полагаю, что объемы продаж 2010 года не превысят показатели 2009 года. Сохранение уровня прошлого года – это оптимистичный сценарий.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by