DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 17 Фев 2010 0:00

    Чудаковатый бизнес на турецком берегу

    Начать бизнес в Турции намного проще, чем в любой другой мусульманской стране.

     

    То, как описывают бизнесмены Турцию, можно охарактеризовать парадоксальной фразой: «В действительности здесь все не так, как на самом деле». С одной стороны, агентства, которые специализируются на открытии бизнеса за границей, нередко открещиваются от Турции: дескать, мусульманская страна с непривычными условиями регистрации и ведения бизнеса. С другой – многочисленные деловые форумы, участники которых обсуждают самые разные направления сотрудничества с Турцией. От поставок цемента и текстиля, туристических и юридических услуг, продажи коммерческой и жилой недвижимости до совершенно экзотических видов деятельности. Например, бывшая гомельчанка намеревается организовать для турецких женщин в Измире… кружок танцев живота, а в Стамбуле живет энтузиаст, который составил бизнес-план по организации свинофермы, чтобы европейцы – жители и гости страны имели возможность полакомиться салом и колбасой. Как ни странно, весь этот сюрреализм здесь вполне реален. Поэтому, если у вас есть бизнес-идеи с «чудинкой» – реализовать их можно как раз в Турецкой республике.

     

    Бизнес на фундаменте

    Турки максимально открыты инвесторам. Именно этим и объясняется такая яркая и даже экзотичная палитра  деловых предложений. Поэтому здесь особенно хорошо развивается бизнес по поиску нужного товара и производителя, консультации и помощь по ведению переговоров (с учетом местной специфики и обычаев), организация перевозок, а также содействие в контроле над работами и составлении документации. Как и в других странах, в Турции наши люди в первую очередь осваивают сферы, которые связаны с обслуживанием туристов: отели, рестораны, аттракционы. Например, мини-отель на 9-10 номеров на побережье можно купить за €500 тыс., а 4-звездочную гостиницу на 50 номеров в Анталии – примерно за €4,5 млн.

    Также как в Греции* и других средиземноморских странах, такое дело здесь очень часто начинают наши женщины вместе с турецкими супругами. Предприниматели Елена и Натан Орловы более 10 лет имеют партнерские отношения в разных городах Турции. Их бизнес связан с маркетингом и консалтингом в этой стране. «Практика покупки российскими компаниями отельной недвижимости для отдыха своих сотрудников в Турции – очень распространенное явление, – говорит Натан. – Да и частники покупают не меньше. Лучшие места для таких покупок -- Мармарис и Бодрум, где, кстати, селятся члены турецкого правительства после выхода в отставку. Там великолепная природа, можно увидеть розового фламинго». По словамНатана, коммерческую недвижимость выгодно приобретать там, где селятся выходцы из СНГ. Им нужна наша кухня, привычные продукты, а поэтому будут прибыльными «русские» магазины, рестораны, а также туристические объекты.

    Бурное развитие бизнеса в этой стране в первую очередь связано с ее выгодным географическим положением и недорогой рабочей силой. Но очень важен и тот факт, что открыть свое дело иностранцу здесь намного проще, чем даже в странах Западной и Центральной Европы. Иностранцам в Турции доступны практически все формы организации бизнеса. Такие, например, как акционерные общества (для крупных проектов) и компании с ограниченной ответственностью. Хотя время и затраты на официальное оформление дела здесь тоже во многом зависят от вида деятельности (обязательно необходима консультация местного юриста!), и, конечно, как везде на Востоке, оформление будет более быстрым, если один из соучредителей является гражданином Турции.

    Не лишним при этом будет справиться и об инвестиционных льготах, которые могут предоставляться в какой-либо местности, либо для определенных видов производства и услуг. Возможны существенные налоговые скидки, освобождение от НДС и таможенных выплат на средства производства и прочие приятные вещи, которые существенно облегчают финансовое бремя «первооткрывателя» бизнеса.

    Правда, при всех этих плюсах, надо учитывать и минусы. И не забывать, что Турция – такая же «разнообразная» страна, как ассортимент летних маек на местной фабрике. В основном наши люди приезжают на ПМЖ в курортные места либо крупные города, которые внешне почти не отличаются от европейских – даже граффити на стенах есть. Но, как и везде в мире, чем дальше от столицы – тем сильнее отличается менталитет людей. Поэтому, по крайней мере, на первых порах, стоит быть осмотрительным – присматриваться, изучать язык и традиции.

     

    Различать полутона

    «Восток -- дело тонкое», -- только в Турции я поняла истинный смысл этой фразы, – говорит Елена Орлова. -- Мы думаем более прямолинейно, а здесь могут интерпретировать все сказанное по-своему. Например, если человек говорит безобидную фразу вроде «пойду почитаю», собеседник может задуматься: а что значит эта фраза? На что он намекает?»

    «Турция сейчас процветает, она открыта во всех направлениях», -- делится наблюдениями юрист Кристина Борисова. Она много лет увлекается философией фэн-шуй. Однажды она не смогла найти «правильный» кошелек. В соответствии с китайским учением, желательно не только соблюсти цвет, но и украсить кошелек специальными знаками, а также подобрать соответствующий желаниям размер. То есть, кошелек должен вмещать купюру максимального достоинства, например, €500. «Я стала искать такой кошелек и, оказалось, что проще его сделать самой, -- рассказывает Кристина. –А еще лучше – наладить полноценное производство. Про Турцию мысль возникла сразу же, потому что там очень хорошо налажено производство кожаных товаров. Да и сами по себе турки мне очень нравятся. Я много раз там бывала и знаю, что качество изделий из кожи в Турции не хуже итальянского, а цена -- гораздо ниже».

    В этот момент, в полном соответствии с правилами фэн-шуй, на электронную почту будущей предпринимательницы пришло письмо, призывающее разместить объявление на деловом форуме. После того, как Кристина рассказала турецкому деловому миру о том, что хочет заказать партию кошельков по своему дизайну, к ней стали поступать предложения, из которых она выбрала фабрику Petek (известная марка, организованная еще в 1855 году). «Финансовый директор компании посоветовал мне поговорить с сыном президента, поскольку тот любит все необычное, -- говорит предпринимательница. – В тот же вечер меня с ним и познакомили. Хамди оказался открытым для новых идей, как говорят, openminded. Он, оказывается, занимается йогой, что очень нетипично для мужчины-мусульманина. Хамди сразу одобрил идею «фен-шуй-кошелька» и дал дельные советы по его конструированию. Турки всегда рады новому, и легко идут на контакт, в отличие от европейцев, которые часто пресыщены и ленивы. По поводу моих специальных кошельков предложения поступают до сих пор».

    Кристина не согласна с расхожим мнением о том, что в Турции новичка легко обведут вокруг пальца. Она считает, что большинство местных жителей настроено на долгосрочное партнерство. Об этом же говорят и другие «некоренные» бизнесмены, которые прожили в этой стране много лет. Хотя, конечно, еще ни в одной стране мира не удалось создать общество без преступников, а потому неприятности с иностранцами в Турции случаются. Причем, опасаться надо не столько кражи, сколько мошенничества. Например, в сфере недвижимости – подлога одного объекта другим, продажи обремененного здания, или различных махинаций с получением разрешений на покупку недвижимости (например, в местах, запрещенных для приобретения иностранцами). 

    «Нужно быть активным и хитрым, чтобы открыть тут свой бизнес, найти правильных людей, с кем можно работать, -- поясняет Октай Юнусзаде – наш бывший соотечественник, который живет в Турции более 10 лет. – Поэтому нужно заранее узнавать, с кем имеешь дело. Если нет возможности навести справки среди знакомых, обращайтесь в официальные места, например, в Торговую палату. Там точно будут хорошие контакты». Есть, кстати, и языковая проблема: если в туристических местах русский язык знают на необходимом уровне, то для ведения бизнеса желательно иметь переводчика из бывших соотечественников или обращаться к партнерам на английском языке. Что касается религиозного фанатизма, здесь никаких проблем нет. «Фанатиков тут ровно столько, сколько в любой другой стране мира: они есть везде – и в Германии, и в Турции, и в России, и в Греции. Мне кажется, что на это не стоит обращать внимания», -- говорит Октай.

    В Турции своя деловая этика. Здесь тоже подписываются договоры, но больше вопросов решается на словах, и данное кому-либо слово очень важно. А в ходе переговоров важно демонстрировать свою независимость и наличие собственного мнения, иначе можно потерять уважение.

     

    Женский взгляд

    Несмотря на то, что турецкие женщины получили избирательное право раньше, чем во многих европейских странах, они нечасто ведут свой бизнес. Елена Орлова, которая в 1991 году вышла замуж за гражданина Турции и работала модельером в местном ателье, вспоминает, что пользовалась на работе уважением, но при этом ее учили, что неприлично смотреть в глаза мужчине. Сейчас, конечно, такие строгости встречаются все реже, особенно в городах.

    Знакомые рассказали о том, что знают владелицу успешного ресторана в Анкаре. Она делает «русский салат» (так за границей называют «оливье») и солит селедку (в Турции рыба, как правило, продается свежей). Есть турчанки, которые рисуют картины, управляют агентствами недвижимости. Тем не менее, бизнес (особенно – крупный) здесь пока остается преимущественно «мужским делом». Поэтому для решения деловых вопросов с турецкими коллегами европейской женщине-бизнесмену лучше привлекать сотрудников мужского пола – так будет комфортнее для всех.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by