DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 17 Фев 2010 0:00

    Новая реальность для дилеров и клиентов

    Восстановление рынка продаж новых автомобилей в Беларуси начнется не раньше лета.

     

    Создание таможенного союза Беларуси, России и Казахстана кардинально изменило правила игры на отечественном автомобильном рынке. С января 2010 года на отечественных автодилеров – юридических лиц распространяются унифицированные по российскому образцу и заградительные по сути пошлины на ввоз легковых автомобилей. Очевидно, что изменение ситуации затрагивает интересы как покупателей, так и продавцов. Но в первую очередь под удар попадает белорусский автомобильный бизнес.

     

    На «попутной волне»

    Между тем, еще в начале 2009 года казалось, что девальвация рубля – это единственное, что может помешать нормальному сбыту. Мало кто предполагал, что самое «интересное» еще впереди, а начало экономического кризиса для авторынка было лишь первой проверкой на прочность.

    Внезапный скачок курсов доллара и евро в начале прошлого года и связанное с ним сворачивание кредитных программ обрушили продажи большинства автодилеров. У разбитого корыта оказались и покупатели – как физические лица, так и предприятия, особенно госструктуры с бюджетным планированием закупок. Хотя статистика фиксирует отрицательную динамику спада продаж только начиная с февраля, уже в январе в автосалонах наблюдалось тревожное затишье. Дилеры тешили себя надеждами, что к весне ситуация как-то «устаканится», но в результате мало-мальские продажи пошли только к маю. И то, в первую очередь, за счет скидок и работы себе в убыток.

    А ведь как все красиво начиналось! Когда Указ Президента №546 от 24.11.2005г. освободил юрлиц от уплаты НДС, автодилерские центры фактически уравнялись с физическими лицами в условиях ввоза и реализации автотранспортных средств. «Серые схемы» свелись к нулю, что коренным образом изменило ситуацию на рынке продаж новых автомобилей. Покупатели поняли, что брать автомобиль у дилера выгодно.

    С 2006 года продажи демонстрировали постоянный рост. Активно развивались и банковские кредитные программы, смягчались условия лизинга. Салонные прайсы достойно конкурировали с ценами на 4-6-летние иномарками. А разница в $4-6 тысяч с учетом возможной кредитной поддержки и экономии на техобслуживании казалась вполне разумной. По итогам 2006 года объем продаж новых легковушек впервые удвоился, что показало большой потенциал рынка.

     

    Таблица 1.

    Продажи новых автомобилей в Беларуси в 2005-2009 гг. (без учета автомобилей российского производства).

     

    Год

    2005

    2006

    2007

    2008

    2009

    К-во, тыс. шт

    4919

    10020

    17678

    25296

    16467

    Процентный рост, %

    +17,4

    +103,7

    +76,4

    +43,1

    -35%

     

    Крутой зигзаг

    Сегодня авторынок фактически отброшен на несколько лет назад. С 1 января 2010 года юрлица после таможенной очистки получают на выходе абсолютно неконкурентоспособный по цене товар. Говорить о какой-то конкуренции с вторичным рынком стало бессмысленно, учитывая неравные условия ввоза (напомним, что для физлиц до 1 июля действуют «старые» таможенные пошлины). В результате автомобиль от дилера становится роскошью.

    До 1 января таможенная пошлина для новых автомобилей была простой и понятной: €0,6 -- 0,7 -- 0,75 в зависимости от объема двигателя. Теперь она составляет 30% от таможенной стоимости автомобиля. Параллельно возможен и расчет по «кубикам» (€1,2-2,8), но только как барьер, ниже которого пошлина просто не может опускаться. На тот случай, если кто-то решит ввезти машину относительно недорогую по комплектации, но с большим по объему двигателем.

    Например, для автомобиля гольф-класса со средней стоимостью в $17 тыс. и объемом двигателя 1,6 л., «старая» таможенная пошлина составила бы $1600, а новая -- около $5100, или в 3,2 раза больше. А для автомобилей из более дорогих ценовых сегментов рост составит 8-10 раз! Стоит отметить, что повышенные тарифы распространяются не только на новые, но и на подержанные автомобили, если их ввозит юридическое лицо. В этом случае таможенные платежи составляют 35% от их стоимости.

    – Многие до сих пор не понимают, что повышение таможенных тарифов для юрлиц одновременно означает повышение отпускных цен для всех, как для предприятий, так и для граждан,– комментирует ситуацию Сергей Елистратов,директор генеральногоимпортера Fordв Республике Беларусь.– Парк автомобилей, которые дилеры успели завезти по старым тарифам, ограничен, а значит, уже к марту в салонах их может не остаться. Чтобы купить автомобиль по разумной цене людям придется лично ехать за границу. Также неясна еще до конца ситуация с гарантией, т.е. пока не получено подтверждение того, что официальные дилеры будут поддерживать гарантию на новые автомобили, которые будут приобретены в других государствах.

    Кроме того, что продажная стоимость автомобилей из-за повышения таможенных пошлин увеличится на 20-30%, существует вероятность отмены положений 546-го Указа Президента, что приведет к удорожанию машин еще на 20%. И этот вопрос по-прежнему остается открытым.

    – От МНС нами были получены разъяснения, в которых говорилось, что Указ №546 действует до принятия документа, отменяющего его действие, поэтому пока ситуация с начислением НДС не изменилась – все также как было в 2009 году, –разъясняет Вероника Гомерова,специалист по маркетингу и рекламе ООО «Вуатюр де Франс», официального импортера Citroёn в Беларуси.

    Пока все автомобили, которые прошли таможенную очистку до нового года, продаются по старым ценам. Даже если автомобиль застоится на складе, покупатель сможет приобрести его по старой цене. Вопрос только в том – простоят ли конкурентоспособные по цене машины долго.

     

    Клубок проблем

    По оценкам экспертов, январь по продажам автомобилей всегда «в пассиве». В этом году дилеры тем более не ожидали чудес – планировали закрытие некоторых декабрьских сделок и совсем небольшой потребительский спрос.

     – Январь традиционно характеризуется послепраздничным, своего рода «эмоциональным спадом», -- говоритСергей Елистратов.–В этом году на нем сказался еще и ажиотаж декабря в преддверии повышения таможенных тарифов, в результате чего спрос был удовлетворен с запасом на несколько месяцев вперед. Поэтому для поддержания спроса в условиях новых таможенных пошлин, мы продолжаем предлагать автомобили Ford по ценам 2009 года,т.е. по «старой» таможне.

    В декабре 2009-го все дилеры спешили ввезти автомобилей по максимуму, чтобы растаможить их по старым тарифам и тем самым создать некий буфер для поддержания продаж в начале 2010 года. Ведь на волне слухов о подорожании почти все машины в более или менее приличной комплектации были распроданы.Но больших складов никто не формировал, опасаясь повторения прошлогодней ситуации, когда в товаре почти на полгода была заморожена вся оборотка.

    – Спрос в январе несравним с ажиотажными «перемещениями» покупателей между автосалонами в декабре, хотя потенциальные покупатели интересуются, звонят, --подтверждает Вероника Гомерова. Спрашивают малолитражки, внедорожники, грузовые автомобили. Интересуются и поддержанными автомобилями. На складе ещё остались автомобили, однако, их совсем немного.

    А директор компании «Атлант-М Холпи», официального представителя Mazda и Land Rover в Беларуси, Александр Сколубовичуверен, что по-настоящему «о спросе говорить не приходится,скорее, его заменили вопросы о стоимости машин после 1 января 2010 г. У некоторых наших коллег еще остались автомобили, ввезенные в 2009 году. Только их они и продают. Но это уже не сравнить с продажами января прошлого года. У нас, в «Атлант-М Холпи», машин по старым ценам уже не осталось. Но уже заключены контракты на машины с учетом новых таможенных пошлин. При этом цены на автомобили Мазда поднялись не на 30%, а на 10-15%».

    Постепенно дилеры начинают формировать новые цены и анализировать спрос. Впрочем, пока новые автомобили, скорее всего, будут ввозитьсяпод конкретных покупателей.За исключением единичных образцов для выставок и шоу-румов. Так, первые подорожавшие модели Ford должны появиться в Беларуси уже в феврале, а Citroёn планирует привезти первую партию в конце февраля – начале марта. В феврале ввезет первую в этом году партию автомобилей и Mazda.

    У дилеров есть еще один способ, позволяющий снизить стоимость ввозимых автомобилей. Он заключается в подписании меморандума с Государственным таможенным комитетом, по которому ГТК будет заранее получать сведения о стоимости автомобилей непосредственно от производителя. При заблаговременном уведомлении таможни возможно признание стоимости автомобиля с учетом цены конкретной сделки. Таким образом можно сократить таможенные издержки до 50%. На конец января такие меморандумы с ГТК уже подписалиVolkswagen AG и KIA Motors Co.

     

    Тревожные ожидания

    Логично предположить, что одним из последствий Таможенного союза станет рост поставок в Беларусь автомобилей, выпускаемых на российских заводах. Конечно, новый шанс получат производители традиционных российских марок. Но белорусских продавцов куда больше интересует возможность организации поставок иномарок российской сборки.

    – Если говорить о том, кто из российских производителей мог бы прийти в Беларусь, то потенциально – все, –считаетАлександр Сколубович. На сегодняшний день на российских заводах в режиме «промышленной сборки» выпускаются некоторые модели Ford, Chevrolet, Toyota, Volkswagen, Fiat, Opel, Nissan, BMW.Причем, в первую очередь, речь идет о Ford (Focus), Toyota (Camry) и Volkswagen (Tiguan).Но, конечно, для полного удовлетворения спроса в Беларуси этого недостаточно. Трудно представить, что после недавнего изобилия автосалоны будут продавать лишь одну-две модели из модельного ряда, но это вполне вероятно, если дилерам придется переориентироваться на поставки из России.

    Прогнозы на первое полугодие у белорусских дилеров разные, но суть одна – борьба за выживание будет нелегкой.Александр Сколубович, например, полагает, что продажи в 2010-м будут в разы меньшими, чем в 2009-м, и что рынку понадобится несколько лет для того, чтобы достичь результатов 2008 года. Пока же продавцы будут выживать за счет СТО и продажи запасных частей.

    – Первые полгода – период ожидания и улаживания документооборота и процедур в рамках единого таможенного пространства, -- говорит Сергей Елистратов, директор генерального импортера Fordв Республике Беларусь. – Реализация новых автомобилей будет вестись в основном для юрлиц, в большей степени это коммерческая техника. Основной упор автоцентры сделают на сервис и улучшение качества предоставляемых услуг. Со второй половины года, с уравниванием тарифов для физических и юридических лиц, начнется постепенный рост продаж у дилеров и в целом восстановление объемов рынка новых автомобилей, хотя, вероятно, понадобится несколько лет, чтобы достичь нормального уровня.

    В последние годы коммерческая техника была довольно популярна среди индивидуальных предпринимателей, представителей малого и среднего бизнеса, а также госструктур. В большинстве своем она реализовывалась в лизинг или за собственные средства. Прежде всего, это касается Renault, Citroёn, Peugeot, Ford, Volkswagen, Mercedes и Fiat. Поэтому, по мнению экспертов «Дела», компании, имеющие в своем портфеле линейку коммерческой техники, переживут нынешний год с наименьшими потерями.

    -- Создавая разницу в таможенных платежах для физических и юридических лиц, государство оставляет лазейку для серого импорта автомобилей, -- утверждает Сергей Бабашков, заместитель директора по маркетингу и продажам ООО «Хёндэ АвтоГрад». -- На мой взгляд, таможенные пошлины надо вводить одновременно для всех сторон. Что касается прогнозов на ближайшую перспективу, то они – негативные, и никто из экспертов не может сказать точно, как будет развиваться ситуация. Единственное, что можно утверждать – произойдёт откат продаж на уровень 5-6 летней давности. В 2010 г. Продажи новых импортных автомобилей могут составить не более 3 тыс. штук. При этом многое будет зависеть от правительства: если отменят 546-й Указ, тогда точно все встанет. Если не отменят – можно говорить о дальнейшей работе. Мы в этом году сконцентрируемся не на продажах, а на сервисе и поставках запасных частей. Нам есть чем заняться и в плане сертификации производства. Если же совсем «прижмет», тогда будем вырабатывать новую стратегию.

     

    В качестве резюме

    Резкое падение спроса в начале года может сохраниться до 1 июля, когда ставки по тарифам для физических и юридических лиц сравняются. В первом полугодии покупателями новых машин будут в основном юрлица. Положительная динамика возможна только во второй половине года. Общий объем продаж по итогам 2010-го может  сократиться в 5 раз – до уровня 2004-2005 гг. Это в свою очередь отразится и на банковских портфелях, поскольку кредитоваться будут единицы.

    Из числа дилеров выживут только сильнейшие. Компании, которые занимались продажей автомобилей параллельно с другими видами бизнеса, скорее всего, уйдут с рынка. Оставшиеся игроки сделают упор на сервисное обслуживание и продажи корпоративным клиентам.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by